[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

 

ВРАЧ, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ ДУХ И ТЕЛО

 

Вновь о враче как посланнике Б-га

Известно речение мудрецов, да будет благословенна их память, что снизошедший к нужде бедняка удостаивается шести благословений, тот же, кто преисполнен при этом горячего сочувствия, достоин одиннадцати благословений.

«Дано врачу исцелять», сказано мудрыми. Но существует опасность поверить, будто исцеление всецело зависит от врача, тогда как оно на самом деле всецело в руках Б-га. Вот почему, согласно многим комментаторам, «Хизкияу сокрыл книгу врачеваний» (Берахот, 10б; Псахим, 56а).

А потому, когда врач отдает себе отчет, что выступает посланником Б-га, Который есть «Целитель всякой плоти и Творец чудес», указанному заблуждению нет места и само лечение куда действенней.

<…> Когда пациент приходит к Вам с намерением восстановить физическое здоровье, Вы, подобно всем Б-гобоязненным  врачам, используете представляющуюся  Вам  возможность для того, чтобы укрепить его душевное здоровье. В последнем нуждается каждый из нас – учитывая, что мы принадлежим к тому надломленному поколению, к которому, воистину, применим стих: «Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Коелет, 7:20).

Сказанное тем вернее, что мы видим: чем крепче наше душевное здоровье, тем лучше здоровье физическое, и стих «непорочен будь пред Г-сподом, Б-гом твоим» (Дварим, 18:13) напоминает нам как о чистоте, так и о «прочности», которая есть крепость физическая, «непорочность» всех наших 248 органов и 365 жил, что соответствуют 248 заповедям «делай» и 365 заповедям «не делай».

Долг верующего врача

Я с радостью узнал о съезде, созванном для объединения верующих врачей-евреев.

Объединение сил верующих всегда желанное благо, тем более когда речь идет о нашем поколении, на долю которого выпало смятение прошлых лет. В результате выпавших на нашу долю испытаний многие мыслящие люди полностью разочаровались в ложных идеалах и идеологиях, которых придерживались еще недавно, и теперь ищут истину.

Организация верующих врачей могла бы, пользуясь своим авторитетом, оказать влияние на те круги, которые чувствуют, что сейчас время смятения, и колеблются, не зная, за кем идти.

Высказывания от имени такой организации могли бы помочь в борьбе с широко распространенным заблуждением, будто существует конфликт между наукой и религией. Истинная наука, взыскующая истины и одной только истины, не может не совпадать во всех своих заключениях с Торой, которая есть Закон Истины.

Чем глубже мы проникаем в научные теории, тем глубже становится наше понимание фундаментальных принципов бытия – но ведь именно эти принципы и осеняют, подобно раскидистым ветвям дерева, тех, кто пребывает в лоне иудаизма.

Как врачи, вы легко можете показать несостоятельность материалистического подхода к жизни – на фактах демонстрируя, сколь сильно наше физическое здоровье зависит от здоровья духовного.

Если в прошлом акцент делался на лозунге «в здоровом теле здоровый дух», то в наши дни не подвергается сомнению, что даже незначительные нарушения здоровой душевной жизни оборачиваются серьезными физическими недугами. Чем крепче дух, тем больше влияет он на физическое тело – и тем больше возможностей скорректировать те или иные физические отклонения.

Сколько свидетельств тому, что, когда речь заходит о лечении телесных недугов, лекарства и процедуры действуют тем эффективнее, чем тверже воля больного к исцелению и чем больше он вовлечен в процесс врачевания.

То, что изначально форма (качество) главенствует над материей (количеством), подтверждается фактами. Жизненные функции нашего организма зависят не столько от количественных, сколько от качественных показателей: так, железы, вырабатывая гормоны и витамины в количествах, по сути, ничтожных, оказывают огромное влияние на наше состояние.

Сказано же в Священном Писании: «в плоти моей я вижу Б-га» (Иов, 19:26).

От признания того, что нашему духу принадлежит власть над физическим телом (этим миром в миниатюре), остается один лишь шаг до признания Б-га – «Духа», царящего над всем мирозданием. Сказано мудрыми: «Как душа, наполняя тело, его животворит, оставаясь при том невидимой, так и Святый, да будет Он благословен, наполняет мир, животворит его и, будучи отчасти постигаем, остается при том невидимым» (Мидраш Теилим, 103:5).

Все это относится к вещам общего порядка. Касаясь частностей, следует заметить:  есть многое, связанное с врачебной практикой как таковой,  что соотносится с Законом. И Ваша организация могла бы внести здесь определенную ясность, ибо сказанное ею было бы услышано.

Назову лишь некоторые из этих проблем.

Важно донести до сколь возможно большего числа людей все преимущества, которые несет с собой соблюдение законов таарат а-мишпатим, касающихся чистоты семейной жизни, кошерного питания и соблюдения заповеди об обрезании.

Что касается болезней, поражающих половые органы: важно, насколько возможно, отказаться от методов лечения, ведущих к стерилизации больного, заменяя их другими; в частности, это касается удаления простаты.

Процедуры и препараты: многие из них могут полностью соответствовать законам о кашруте, и часто лишь нежелание или небрежение мешают тому.

Для изучения анатомии вполне возможно использовать модели и муляжи. Во многих случаях совершенно нет нужды проводить вскрытие тела для установления причин смерти. Следует свести к самому необходимому минимуму хирургические вмешательства, – они оправданы лишь тогда, когда речь идет о спасении жизни. (Сюда попадают и такого рода случаи, когда, например, встает вопрос о вскрытии тела для оправдания человека, обвиненного в отравлении.) Органы, удаленные в ходе операции, должны быть погребены в земле.

Список этот можно продолжать.

Нет нужды говорить, я упоминал о том, как соблюдение религиозных установлений положительно сказывается на нашем здоровье, вовсе не для того, чтобы сложилось впечатление, будто мы соблюдаем их ради выгоды или пользы. Б-жественные установления должны соблюдаться в силу того, что они суть заповеди и выражение воли Творца, и «награда за заповедь – сама заповедь» (Пиркей Авот, 4:2), ибо «в этом – вся <суть> человека» (Коелет, 12:13): мы обретаем связь с Б-гом через исполнение Его заповедей.

Но, заботясь о благе тех, кто слаб и сам не может прийти к соблюдению установлений веры, иначе как осознав, что в этом есть практическая польза, мы должны побуждать этих людей к ежедневному соблюдению заповедей, указывая им: заповеданное Б-гом пойдет на пользу.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.