[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)

 

Когда за деревьями не видно леса…

 

А.К. Тихонов

Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX в.

СПб.: Издательство Петербургского университета, 2007. – 355 с.

Автор называет свою книгу «монографией». Претензия значительная, и ее подкрепляет само название книги. Которое, впрочем, сразу вызывает вопросы. Исследование положения любой из перечисленных религий в указанный период могло бы послужить материалом для отдельной монографии, и не одной. Почему А.Тихонову пришла мысль объединить именно эти конфессии в своей книге, не очень понятно. Тезис в предисловии – «выбор в их пользу обусловлен тем влиянием, которое представители данных религиозных исповеданий оказывали на политику страны <…> особенно на окраинах государства» – ничего не объясняет. О какой «политике страны» идет речь – внутренней, внешней? Немаловажное значение в жизни России играли протестанты, а на окраинах значительную роль играли, например, буддисты. Однако ни те ни другие в качестве объектов исследования не привлечены.

В монографии рассматривается, скорее, история государственной политики по отношению к этим трем религиям. И практически ничего не говорится об их духовно-культурном вкладе в жизнь страны.

Не касаясь католичества и ислама, обратимся к разделам, посвященным иудеям.

Несмотря на то что автор проработал изрядное количество литературы, приведенная библиография вызывает вопросы. Так, в самом начале книги даны развернутые источниковедческие характеристики книгам А.Солженицына «Двести лет вместе» и Я. Рабиновича «В поисках судьбы», которые никак не могут служить источниками для серьезной исторической работы. Более того, признав книгу А. Солженицына «научно-публицистической», автор далее активно на нее ссылается, как и на книгу Рабиновича. Казалось бы, эта странность должна в какой-то мере компенсироваться многочисленными ссылками автора на архивные первоисточники. Но здесь обнаруживается другая странность: такими ссылками нередко сопровождаются абсолютно тривиальные и всем известные выводы. Так, зачем-то автору понадобилось ссылаться на документы РГИА в подтверждение следующего тезиса: «С иудеями считаются вследствие их сильной сплоченности, поддерживаемой кагалом».

Значительная часть материалов об иудеях представляет собой стандартный пересказ истории евреев России, что никак не может служить частью монографического исследования. Вряд ли уместны в новейшем научном труде утверждения: «Первое, с чего хотелось начать и на что мало обращают внимания при изучении данного вопроса, – это определить понятия “еврей” и “иудей”. Объективности ради следует отметить, что подавляющее число иудеев были евреями». Автор искренне полагает, что открывает Америку…

К сожалению, никакой новизны в общую картину положения иудеев в России автор не внес, и говорить о серьезном вкладе в науку здесь не приходится. Но читатели могут почерпнуть немало интересных документальных свидетельств, и в этом смысле труд А.Тихонова небесполезен.

Юрий Табак

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.