[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)
Миф, который правит миром
Саймон Голдхилл
Иерусалимский Храм
Пер. с англ. А. Олефир
М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 192 с.
Древняя история как наука редко пользуется спросом – те методы исследования, которые мы знаем со школьной скамьи, не вызывают особого желания продолжать знакомство. На смену им за стенами академий приходят заумные для простого читателя приемы постмодерна, а на рынке – «загадки древних цивилизаций», где история утоплена в тоннах мистических гипотез и высосанных из пальца чудес.
Поэтому нельзя не порадоваться переводу грамотной книги об одном из самых известных феноменов древности – Иерусалимском Храме. Саймон Голдхилл – профессор-классик, известный на Западе своей книгой о сексуальности в античности; здесь автор выступает скорее как публицист, что, однако, лишь делает труд более доступным широким кругам, не снижая его точности и даже, до некоторой степени, научности.
Новая работа Голдхилла принадлежит к области «истории мифов» – молодому научному направлению, подающему большие надежды. Перед нами тот редкий случай, когда решение серьезной исторической задачи может быть востребовано публикой. В этом смысле название издательской серии – «Биография чудес света» – глубоко обманчиво. Разговор пойдет не столько об архитектурном памятнике или о культовом центре Иудейского царства, сколько о символе, до сих пор владеющем умами.
Политологи давно отметили, что в борьбе за власть эмблема куда полезнее, чем конкретные идеи и программы. Увы, привлекательность слогана или яркость символа сильнее доводов разума, ибо мобилизуют подсознание. Однако не только политика, но и история может быть рассмотрена с этой точки зрения. Более того, именно в таком ракурсе она может оказаться интересна и актуальна почти для каждого.
Если для «истории фактов» Иерусалимский Храм заканчивается его разрушением в 70 году, то для истории мифов он только начинается: именно Храм, которого нет, становится нерушимой твердыней, к которой апеллируют представители всех трех авраамических религий. Образ Храма оказывает на жизнь куда более мощное влияние, чем могло бы оказать реальное здание, – идея, хорошо понятная в эпоху брендинга и рекламы. Миром правят не личности, не явления, даже не идеи, а мифы – людские чаяния, сгущенные в символе. Не их ли следует изучать историку?
За доказательствами власти мифа далеко ходить не нужно. Все мы помним, как восхождение Шарона на Храмовую гору в 2000 году вызвало новую интифаду. Один лишь шаг одного человека оказался весомей для всего мира, чем десятки и сотни других спорных земель. Но такие же примеры окружают нас и в прошлом. Рыцари-крестоносцы из разных государств Европы смогли прекратить распри и забыть личные обиды для многолетнего бессмысленного, с точки зрения логики, броска на Восток – к несуществующему Иерусалимскому Храму. Что, впрочем, не помешало им – о чем Голдхилл умалчивает – уничтожать по пути евреев, которые этот Храм построили. Миф беспощаден к исторической правде – он приходит творить историю, а не хранить.
Мифологический метод позволяет Голдхиллу собрать воедино данные разных отраслей гуманитарного знаний. Специалисты по мартирологии редко задумываются о том, что изображения храмового портала на еврейских миниатюрах восходят к колоннам храма Св. Петра в Риме; аналитики арабо-израильского конфликта знать не знают, что Купол Скалы стал прототипом внутренней отделки ашкеназских синагог. Каждый из этих фактов сам по себе лишен всякой ценности, но взятые вместе они образуют реальную и противоречивую картину цельного культурного явления. Вся история, от царя Давида бен Ишая до премьера Давида Бен-Гуриона, нанизана на нить одного-единственного сюжета, где бейт-мидраш встречается с христианской теологией, а вчерашние газеты – с преданиями Талмуда и Корана.
Элиша Вогман
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.