[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)
Каббала о двойственности мира
Симон Джекобсон
Порожденный эпохой эмансипации вопрос о том, как связать современность и религиозную веру, проистекает из непонимания Б-жественного единства.
Идеологические корни этой дилеммы можно найти в каббалистической аргументации о самой природе бытия.
Объясняя, что независимое бытие возможно пред лицом Б-жественного всеприсутствия, Аризаль (рабби Исаак Лурия), великий мистик из Цфата, учил о тайне (сод) цимцум. Лурианская доктрина каббалы рассматривает бытие как результат Б-жественного сокрытия. Вспомним знаменитые слова Аризаля: «Сначала Б-жественная бесконечная энергия/свет (ор эйн соф) наполняла все бытие и не существовало “места” для созидания конечных миров. Затем произошел цимцум, который сжал и скрыл свет, освободив “пространство” для нашего бытия» – реальности, ощущающей независимость от своего Б-жественного источника.
Попытка понять смысл цимцума породила знаменитую полемику. Одни исследователи объясняли «цимцум» буквально («цимцум ки пшуто»): Б-жество в самом деле «удалило» Себя из бытия. С их точки зрения, это единственная возможность примирить нашу внутреннюю реальность с Б-жественным присутствием: Б-г был бы осквернен, скажи мы, что Он присутствует в «нечистоте» нашего мира. А так присутствие и провидение Б-жье в этом мире подобно «царю, который наблюдает грязь через окно».
Другие, однако, полагали, что буквальное понимание цимцума искажает учение о нем. Не считая того, что цимцум, понимаемый буквально, приписывает Б-гу материальность, «отход» Б-жества означал бы, что Б-жественное присутствие не обнаруживается непосредственно в нашем бытии. Но это противоречит фундаментальному принципу Б-жественного единства: во многих библейских стихах ясно говорится о всеприсутствии Б-га в мире.
Поэтому исследователи интерпретируют цимцум не буквально (ше-ло ки пшуто). Б-жество не могло «удалить» Себя из бытия; Оно только сокрыло Себя. Даже если мы не способны постичь Его присутствия, оно пребывает в каждой частице бытия, поддерживая его ровным потоком обновленной энергии. Поскольку Б-жество не ограничено никакими «свойствами» – «физическими», «духовными» и иными, – нам не дано в полной мере понять, как Б-жественное может присутствовать в «нечистом», вместе с тем не «связанное» им, не подчиненное «нечистому».
Эти две интерпретации цимцума не носят только академического или философского характера. Их значение велико, и выводы из них очень серьезны.
Согласно первому мнению, которое разделяют некоторые великие мистики, Б-жественное в конечном счете никогда не может быть по-настоящему интегрировано ни в материальный мир, ни тем более в современную жизнь. Приверженцы этого мнения полагают, что опыт Б-жественного постигается через отрицание мира. Даже в мирской жизни всегда существует принципиальная напряженность между «низшей», конечной, вселенной и «высшим», бесконечным, Б-жеством. Это неизбежно приводит к разделенности, фрагментации – двойственности, точно описанной в опыте «Современного ортодокса» Ноаха Фельдмана.
Однако вторым мнением обусловлен совершенно иной подход. Б-жественное присутствует везде и всегда, в каждой микрочастице времени, пространства и души. Миссия нашей жизни – открывать Б-жественное во всякий момент повседневности, очищать и одухотворять материю, превращать ее в священное горючее.
Зло следует отрицать, отвергать и разрушать. Но сама по себе Вселенная – не зло, равно как и человечество. Зло – это состояние сокрытого духа, это отсутствие добра; оно способно к самостоятельным разрушительным действиям, обусловленным нашим выбором и нашими поступками. Решив сопротивляться разрушительному искушению, «переломить» его – а поддавшись искушению, загладить вину, – мы открываем добро внутри материального мира, извечно спящий Б-жественный свет, ожидающий, когда его разбудят.
Этот подход свидетельствует со всей определенностью: полная интеграция материи и духа, веры и знания не только возможна, но и необходима.
Любопытно, что первая концепция цимцума кажется поначалу более приспособленной к современной жизни. Поскольку «Б-жество» буквально «удалено» из этого мира, то мы, сталкиваясь с вызовами современности, в известной мере предоставлены «самим себе». Да, «царь взирает через окно», но, поскольку свойство Б-жественности буквально «удалено» из нашего телесного бытия, нам остается лишь искать компромисс с «законами» общества. Утверждение наших мудрецов: «приходя в город, исполняйте его обычаи» – «будучи в Риме, поступайте, как поступают римляне» – по словам Ноаха Фельдмана, имеет такой смысл: «еврей дома и человек на улице».
Напротив, если принять подход, не дающий цимцуму буквального истолкования, то это утверждение воспринимается иначе: «исполнять их обычаи» нужно не потому, что у них сила, а потому, что Б-жественный закон призывает нас одухотворить эти обычаи и возвысить город, открыть его внутреннюю Б-жественность и преобразить в дом Б-жий.
При более углубленном анализе оказывается, что первый подход, приспосабливаясь к современности, на самом деле ограничивает возможности ее преображения. В лучшем случае, приходится «ушивать» веру до социальных норм и возвышать социальные нормы до более высокой, алахической модели («человека Алахи»), в худшем – подчиниться этим нормам. Но, оставаясь в границах этих норм, связанные ими, мы не можем ими управлять. Второй же подход, когда мы стоим над законами, парадоксальным образом позволяет нам преображать материальное и интегрировать материальное и духовное.
Точнее говоря, два подхода к цимцуму делятся на четыре подхода:
1) Цимцум имеет место в буквальном смысле слова и также в самой Б-жественной сущности (источнике света), а не просто в Б-жественном свете.
2) Цимцум имеет место в буквальном смысле слова, но только в Б-жественном свете.
3) Цимцума не происходит в буквальном смысле слова, как и в Б-жественном Источнике света.
4) Цимцума не происходит в буквальном смысле слова, но только в Б-жественном свете.
Четыре подхода отличны в двух основных посылках: 1) Существует цимцум в буквальном смысле слова или нет? То есть Б-жество действительно «удалено» или лишь сокрыто от бытия? 2) Это происходит в Б-жественной сущности или только в Б-жественном свете, что означает: сокрытие или «удаление» исключительно на уровне сознания (света) или также затрагивает Сущность (бессознательное)?
В контексте нашего разговора об интеграции эти подходы могут быть охарактеризованы следующим образом.
Первый подход представляет собой наиболее радикальную форму «разъединения» Б-жества и мира. Б-жественное единство обретается главным образом через отвержение земного. Б-жественное откровение не только невозможно интегрировать в наш мир, но даже сам Источник «удален», и, чтобы прийти к нему, нужно отречься от материального (в психологическом плане это означает, что исключено постижение как сознательного, так и бессознательного).
Второй подход подразумевает, что элемент Б-жественного Источника проявляется в нашей физической жизни, но неявным образом; Сущность выражает себя в своих собственных понятиях, но не в наших. В силу низшего характера нашего бытия нам не дано сочетать его с проявлениями Б-жественного. Опыт Б-жественного мы переживаем не в рамках собственных критериев, а вне их. (В психологическом плане это означает, что переживается бессознательный опыт, не подвластный выражению ни в какой форме сознательного.)
Третий подход (модифицированный вариант радикального первого) предполагает, что Б-жественный источник «отделен» от нашего бытия, но не в такой степени, как в первом подходе (когда утверждается, что цимцум имеет место в буквальном смысле слова). Б-жественная сущность не удалена, но сокрыта. Поскольку Сущность подвержена цимцуму (даже когда сокрыта), то, в конечном счете, у нее не совсем ясные (иными словами, дистанцированные) отношения с творением, вследствие чего она не способна в полной мере преобразить современный мир.
Наконец, сторонники последнего подхода утверждают, что и Б-жественная Сущность не подвержена цимцуму. Она вне откровения и сокрытия, поэтому неотъемлема от бытия. В каждый момент, в любой ситуации Б-г доступен человеку. Кроме того, даже Б-жественный свет – сознательное переживание Б-жественного (только на низшем уровне) – просто сокрыт (не «удален») и ожидает своего раскрытия.
Иначе говоря, интеграция материи и духа возможна по двум причинам: 1) Сущность, которую не затронуло сотворение Вселенной и цимцум, делает для нас возможным соединять материю и дух. 2) Это соединение происходит не только на сущностном уровне, но проникает в наше сознание по мере того, как мы одухотворяем свою жизнь и открываем скрытую в мире Б-жественность.
В психологическом плане, у нас есть модель полного соединения всех четырех измерений – Б-жественного бессознательного и сознания, соединенного с человеческим бессознательным и сознанием.
Сокрытие цимцума – только один элемент удивительной системы, позволяющей нам достичь Б-жественного единства (Ахдут Ашем) во Вселенной. Кроме цимцума, мистики подробно описывают изысканно-элегантную структуру, которая учит нас сочетать небо и землю, соединять каждый аспект нашего бытия с высшей целью, в конце концов, с Самим Б-жеством.
Каббалистические понятия «решиму» и «кав» («останки» и «тонкий луч света», следующий за цимцум), «огни» и «сосуды» («орот и кейлим»), сфирот и «миры» – все это создает Космический Порядок, помогающий нам развивать и расширять наши собственные материальные «сосуды» и соединять их с «огнями» духовности.
Что это означает?
В практическом смысле это означает, что мы можем объединять два мира – веры и современности.
У каждого из нас есть долг и возможности одухотворить свои способности, профессиональные занятия и цели. Мы не приспосабливаем их для личных нужд, но используем, чтобы помочь другим и исправить мир вокруг нас.
Духовный опыт не обязательно должен быть драматичным. Порой его источник – обычный добрый поступок. Чтобы сегодняшнее дело чуть-чуть превзошло вчерашнее.
Это все, что от нас требуется. Всегда нужно помнить, что двойственность Вселенной существует только в нашем воображении. За ней скрывается огромный запас энергии и света, в сердцевине же его – Б-жественная Сущность, неприкосновенная, не подверженная никаким потрясениям.
Б-жественная Сущность – как и все откровения в истории – вместе с нами, в каждый момент, в каждом уголке, в каждом нашем опыте!
Все, что от нас нужно, – это открыть глаза и видеть сквозь пелену.
И действовать.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.