[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2008 СИВАН 5768 – 6(194)
Июнь
Борис Явелов
4.vi.1908
100 лет назад в Париже при переносе с Монмартрского кладбища в Пантеон останков великого французского писателя Эмиля Золя ультраправый военный журналист Луи Грегори, дважды выстрелив с близкого расстояния, легко ранил в руку присутствовавшего на торжественной церемонии отставного офицера французского Генерального штаба Альфреда Дрейфуса. Как известно, последний в 1899 году по состряпанному антисемитами-военными обвинению в шпионаже был с позором разжалован и приговорен к пожизненной каторге. В 1906 году его полностью реабилитировали. Восстановили на службе, произвели из капитанов в майоры и вдобавок еще наградили орденом Почетного легиона. Решающую роль в переходе французского да и мирового общественного мнения на позиции активной защиты несправедливо и цинично осужденного сыграло знаменитое открытое письмо Золя президенту Франции Феликсу Фору «Я обвиняю», опубликованное 13 января в столичной газете «L’Aurore». Непосредственным поводом для этого страстного выступления стало оправдание двумя днями ранее военным судом подлинного шпиона – майора Фердинанда Эстергази, который к тому же, как это выяснилось еще в 1897 году, и сфабриковал документ, в качестве единственного «вещдока» подшитый к делу Дрейфуса. За крамольную публикацию с разоблачением самых высокопоставленных военных и судебных чиновников писателя приговорили к тюремному заключению, которого тот избежал, временно скрывшись в Англию. Правые и националистические газеты шумно одобрили попытку Грегори расправиться с ненавистным евреем, квалифицировав ее как «благородный жест в защиту Франции», а 11 сентября парижский суд присяжных оправдал покушавшегося, посчитав его поступок «естественной реакцией националиста». Золя умер в сентябре 1902 года в возрасте шестидесяти двух лет в своем доме, по официальной версии, из-за неисправности дымохода, отравившись во сне угарным газом. Писателя во Франции многие недолюбливали. И в первую очередь за вмешательство в дело Дрейфуса. Поклонники Золя, в особенности сам Дрейфус, настойчиво заводили речь о коварном убийстве. Вдова писателя, всерьез опасаясь за жизнь офицера, просила его не приходить на похороны. Для Дрейфуса это было немыслимо. На похоронах он шел за гробом в первых рядах. Неудивительно, что законопроект о переносе останков писателя в Пантеон, где покоятся великие французы (Мари-Франсуа Вольтер, Виктор Гюго, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, супруги Кюри и др.), вынесенный на обсуждение парламента социалистами, натолкнулся на упорное сопротивление множества депутатов, презрительно именовавших Золя «предателем», «итальянцем» (родившись в Париже, он был сыном итальянца и француженки) и клеивших ярлык «порнографа» родоначальнику натуралистической школы. Впрочем, недоброжелательство в отношении Дрейфуса не утихло во Франции и после его смерти. В 1988 году армейское начальство отказалось установить памятник Дрейфусу, изготовленный по заказу французского Министерства культуры, во дворе парижского Военного училища, где в 1895 году несчастный офицер был подвергнут унизительной гражданской казни, и для него было предоставлено место в саду Тюильри. Однако прошло всего несколько лет, и монумент без объявления в печати бесцеремонно «выдернули» и затолкнули в глухой скверик на бульваре Распай. И тем не менее в последние годы во Франции живо обсуждается идея переноса останков Дрейфуса с Монмартрского кладбища в Пантеон.
10.vi.1923
85 лет назад в еврейской семье в деревне Слатинска Дола между Карпатами и Тисой – в местах, принадлежавших то немцам, то чехам, то венграм, то русским, – родился Роберт Максвелл (эту фамилию он носил с 1945 года, настоящее его имя – Абрахам Лажби или Людвик Хох), крупнейший английский медиа-магнат и издатель. Пережив множество опасностей и трагедий в охваченной войной Европе (в 1939 году во время допроса в гестапо ему сломали нос, в июне 1944 года он сержантом британской армии участвовал в высадке союзников в Нормандии, между тем вся его семья погибла в Освенциме), Максвелл после войны осел в Англии, где со временем разбогател и стал владельцем гигантской издательской империи, в которую вошли американское издательство «Pergamon Press», английские газеты «Daily Mirror», «Sunday Mirror», «People», «European», множество газет США, Венгрии, Франции, Израиля. Тесные, но какие-то таинственные деловые контакты существовали у Максвелла и с коммунистическими властями СССР и «стран народной демократии». В ноябре 1991 года Максвелл при невыясненных обстоятельствах утонул во время морского путешествия на своей яхте «Леди Гислейн» в районе Канарских островов. Об исчезновении Максвелла было сообщено утром следующего дня, а в шесть часов вечера его нагое стокилограммовое тело было поднято из воды с вертолета. Эксперты, тщательно обследовавшие утопленника (как-никак жизнь его была застрахована на 20 млн фунтов стерлингов), в качестве наиболее вероятной причины гибели остановились на самоубийстве, хотя не стали отвергать и другие версии. Магната похоронили в Иерусалиме на Масличной горе, с надгробной речью выступил президент Израиля Хаим Герцог. Вскоре после загадочной гибели Максвелла выяснилось, что им были мошеннически присвоены около 600 млн долларов из пенсионных фондов и капиталов дочерних компаний, вследствие чего под суд попали два его сына и несколько сотрудников. В 1995 году комиссар Европейского союза по вопросам конкуренции официально объявил о решении Комиссии Евросоюза принять меры по спасению «Crédit Lyonnais», крупнейшего французского банка и одного из самых крупных банков Европы, являющегося едва ли не символом Франции. Как выяснилось, чуть ли не главной причиной краха «Crédit Lyonnais» явилось банкротство издательской империи Максвелла, одного из наиболее прожорливых клиентов банка.
12.vi.1898
110 лет назад в Киеве в семье ремесленника родился Михаил Ефимович Кольцов (настоящая фамилия Фридлянд), с февраля 1917 года революционный боевик в Петрограде, участник Гражданской войны и подавления Кронштадтского восстания, коммунист с 1918 года, самый блестящий большевистский журналист, прославившийся острыми фельетонами, репортажами из «горячих точек» (в частности, с полей сражений Гражданской войны в Испании), один из основателей и первых редакторов журналов «Огонек», «Крокодил», «За рубежом». В известном романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» Кольцов выведен под именем Каркова. «Карков, – повествует американский писатель, – приехавший сюда (в Испанию. – Б. Я.) от “Правды” и непосредственно сносившийся со Сталиным, был в то время (во время гражданской войны. – Б. Я.) одной из самых значительных фигур в Испании». В апреле 1937 года Кольцова отозвали из Испании, по приезде в Москву он был обласкан Сталиным, а в декабре 1938 года его арестовали в редакции «Правды». Ордер на арест подписал Л.П. Берия. Более года продолжалось изуверское следствие, и 2 февраля 1940 года, в один день с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, Кольцова расстреляли – обоих как агентов иностранных разведок. А спустя два года как «германская и английская шпионка» и «сообщница шпионов Кольцова-Фридлянда и Андре Мальро» была приговорена к высшей мере наказания и в тот же день расстреляна в саратовской тюрьме немецкая писательница-коммунистка Мария Остен (настоящая фамилия Грессгенер), гражданская третья жена Кольцова. В протоколах следствия боевая подруга советского журналиста по гражданской войне в Испании проходила как «дочь крупного немецкого помещика, троцкиста» (!). Она приехала в СССР, узнав об аресте Кольцова, в наивной надежде вызволить его – несмотря на предупреждения мудрых коллег: знаменитого немецкого писателя Лиона Фейхтвангера и Андре Мальро, французского писателя-антифашиста, будущего сподвижника генерала Шарля де Голля, в послевоенные годы министра культуры Франции. Марию Остен арестовали в московской гостинице «Балчуг» в первый день войны – 22 июня 1941 года. Младший брат Михаила Кольцова – действительный член Академии художеств, народный художник СССР, известнейший карикатурист и плакатист Борис Ефимов чудесным образом избежал репрессий и готовится 28 сентября нынешнего года отметить свое 108-летие.
13.vi.1958
50 лет назад на восемьдесят девятом году жизни умер Моисей Соломонович Наппельбаум, выдающийся фотограф, блистательный мастер студийного фотопортрета, выработавший собственную, только ему присущую творческую манеру, в основу которой им были положены простые, но весьма эффективные приемы работы со светом, позволявшие создавать строгий, но в то же время впечатляющий и психологически достоверный образ портретируемого. Уроженец Минска, четырнадцатилетний Наппельбаум был отдан родителями учеником в портретное фотоателье Викентия Баретти, «жителя Варшавы из уроженцев итальянской нации», интеллигентного и образованного человека, который не только обучил мальчика азам фотографического ремесла, но и помог ему развить художественный вкус. После трех лет ученичества Наппельбаум стал профессиональным фотографом. Последовали странствования по городам России и США, в 1895 году он вернулся в родной Минск, а в 1910-м перебрался в Петербург, где спустя несколько лет стал модным столичным фотопортретистом со студией в собственном доме на Невском проспекте, гостиная которого превратилась в своеобразный клуб: по понедельникам здесьсобирались питерские литераторы, художники и музыканты которых неизменно и мастерски запечатлевал хозяин дома. Так была создана непреходящей ценности портретная галерея: Анна Ахматова, Александр Блок, Александр Глазунов, Всеволод Мейерхольд, Федор Шаляпин... Как-то в январе 1918 года Наппельбауму сообщили, что за ним приедут из издательства, чтобы с аппаратурой отвезти в Смольный – фотографировать В.И. Ленина. Эта работа стала переломной в жизни и в творчестве Моисея Соломоновича. Созданный им «канонический» портрет предсовнаркома положил начало целой серии портретов большевистских вождей. В 1918 году Наппельбаум вслед за Советским правительством переехал в Москву, и к объективу его примитивной камеры наряду с нескончаемым потоком рядовых жителей потянулись также представители столичной элиты – высокопоставленное начальство, писатели, художники, артисты, ученые-академики, передовики производства. Тысячи портретов, созданных Наппельбаумом за семьдесят с лишним лет работы с фотокамерой, вошли в золотой фонд фотолетописи эпохи.
17.vi.1908
100 лет назад в Петербурге была впервые исполнена бравурная оркестровая фантазия «Фейерверк» Игоря Федоровича Стравинского, которому в тот день исполнилось двадцать шесть лет, посвященная свадьбе дочери его учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова Надежды Николаевны и другого любимого ученика Римского-Корсакова – уроженца Вильны Максимилиана Осеевича Штейнберга (1882–1946). Сын видного талмудического ученого и педагога Йеошуа Штейнберга, Максимилиан Штейнберг стал крупным советским композитором, дирижером, заслуженным деятелем искусств РСФСР (1934), народным артистом Узбекской ССР (1944), доктором искусствоведения (1943), профессором Петербургской/Петроградской/Ленинградской консерватории (1915), педагогом, к числу учеников которого принадлежали такие композиторы, как Д.Д. Шостакович, Ю.А. Шапорин, Е.Г. Брусиловский и др. Шостакович с большой теплотой вспоминал о занятиях у Штейнберга: «Все, чему учил меня Штейнберг, я воспринимал с жадностью, впитывая, как губка, все его указания и советы. Штейнберг умело и чутко воспитывал в своих учениках хороший вкус. Ему я прежде всего обязан тем, что научился любить и ценить хорошую музыку... Он внушил мне любовь к русской и зарубежной классике». Штейнберг – автор пяти симфоний, балетов «Метаморфозы» (по Овидию, 1913), «Тиль Уленшпигель» (по Ш. Де Костеру, 1936), немалого числа симфонических и вокально-симфонических произведений. В ряде своих сочинений он опирался на музыкальный фольклор народов СССР (4-я симфония «Турксиб» на казахские и киргизские темы [1933]; 5-я симфония-рапсодия на узбекские темы [1942]). Балет «Метаморфозы» был исполнен труппой С.П. Дягилева в программе «Русских сезонов» в Париже, однако в большинстве своем произведения Штейнберга, в профессиональных кругах оценивавшиеся весьма высоко, при советской власти исполнялись редко. Под редакцией Штейнберга издан ряд трудов Н.А. Римского-Корсакова, который ушел из жизни спустя неделю после свадьбы дочери.
20.vi.1808
200 лет назад в Гамбурге в сугубо правоверной еврейской семье родился Шимшон-Рафаэль Хирш, харизматический мыслитель, одна из наиболее ярких и влиятельных фигур в иудаизме в XIX веке, популярный раввин, блистательный духовный писатель и проницательный педагог. Более всего Хирш известен как основоположник неоортодоксального иудаизма, провозгласивший принцип «Тора вэ дэрех эрец», под которым понимается гармоничное сочетание строгого следования религиозным предписаниям без отказа от участия в жизни окружающего нееврейского мира, от ценностей мировой культуры и науки. Воспитанный в «просвещенческой» среде, получивший домашнее иудаистское образование и обучавшийся в светских учебных заведениях, поклонник Шиллера и Гегеля, Хирш неуклонно следовал гуманистическому лозунгу «Менш Исраэль», означавшему «сначала – человек, а уж потом – иудей». При этом, однако, последовательно борясь с реформистами, которых считал «раскольниками», он требовал соблюдения верности иудейской традиции, отстаивал концепцию пусть и не понятного до конца, но неземного происхождения Торы. Хирш утверждал, что еврейский религиозный закон, традиционные верования находятся вне исторического развития и не подвержены никаким существенным изменениям: гуманизм опирается на историю, чтобы открывать «истину», тогда как Израилю она дарована изначально. После раввинской службы в ряде германских и австрийских городов Хирш как виднейший борец с реформаторским движением, набиравшим в Европе огромную силу, в 1851 году был приглашен возглавить ортодоксальную конгрегацию евреев Франкфурта-на-Майне. К концу своих дней (1888) он превратил ее в «образцово-показательную» процветающую общину с прекрасными новыми синагогами и школами, в которых наряду с традиционными предметами преподавались и светские дисциплины. Правда, Хирша самого нередко упрекали в реформизме: он подбривал бороду, носил облачение на манер протестантских пасторов, не жаловал педантичную «талмудистскую диалектику», произносил проповеди на немецком, разрешил играть свадьбы в синагогах.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.