[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2008 ИЯР 5768 – 5(193)
РЕКОМЕНДАЦИИ ШЕФА
Архитектора Либескинда нелегко разговорить на недежурные фразы. Но Г. Ревзин, похоже, нащупал тему (с. 107), которая вывела из равновесия уставшего мастера. Впрочем, наша обложка зафиксировала его не в тот момент.
Библия на разных языках – это до сих пор бестселлер. Насколько, в случае с русским переводом, читатель получает адекватный «продукт»? Об этом основательно рассуждает (с. 11) Ю. Голдес.
Но ведь читатель у вечной книги разный – один ищет в ней смысл жизни, а другой, как Ф. Левин (с. 16), интересуется, скажем, проблемами вреда курения.
Вот, к примеру, горцы – даже заядлые курильщики славятся своим джигитским здоровьем. Это касается и наших еврейских джигитов. И. Карпенко опять поехал на Кавказ (с. 23) – соединил полезное с приятным, отведал, в частности, чуду (с. 118). И почему я с ним не был?..
Зато я получал свое еврейское воспитание в ешиве «Томхей тмимим», чем всегда был несказанно горд. Поводов для гордости прибавил И. Левиков (с. 42), проведя любопытнейшее исследование истории этой ешивы. Капитан жандармерии Васильев в архивах не засиживался и свое «исследование» еврейской жизни (с. 46) проводил, говоря военным языком, «на местности». Что вышло – то вышло, не обижайтесь.
«Ученому еврею» Леону Мандельштаму родные пенаты были тоже не по нраву (с. 50). Хотел стать «последним у львов», а не быть «первым у зайцев». По-моему, второе удалось ему лучше – первым у «зайцев» таки не был.
Иногда мне кажется: большинство «еврейских» достижений в основе своей имеют цель «доказать всем им»… Раввин Штейнзальц рассказывает (с. 60), что израильское телевидение на первом своем этапе вещало… только на арабском. Вот так!
Бывало, «за евреев» отдуваться приходилось и вполне достойным представителям других народов. Эмиль Золя своим знаменитым «я обвиняю» сотряс самые основы французского общества. Был он услышан и в России, где ему была объявлена «приватная война» на страницах приснопамятной газеты «Новое время». Думаю, великий писатель об этом так и не узнал, но нам сюжет (с. 61) показался небезынтересным.
Екатерина Короткова в интервью «Лехаиму» (с. 63) рассказывает о жизни и судьбе своего отца – Василия Гроссмана.
Евреи часто становились жертвами недопонимания не только соседей, но и собственных единоверцев, как в рассказе Ф. Рота (с. 80). Правда, в таком случае результатом бывает и самоанализ, попытки найти себя. Кажется, именно этот поиск ведет Александр Городницкий (с. 87).
Многих русских евреев подобные поиски привели к созданию еврейского государства (с. 96), другим же пришлось жить в двух мирах – официальном и потаенном, закрытом для всех. Так сложилась жизнь художника И. Островского (с. 112).
Но кто знает, может, это и есть еврейский путь – одновременно исхаживать несколько троп?
Ваш Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.