[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2008 ИЯР 5768 – 5(193)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Пребывание в больнице
Возьмите с собой мезузу
Я получил Ваше письмо, в котором Вы говорите, что завтра собираетесь лечь в больницу.
Возношу молитвы и верю, что все будет хорошо, – так что вскоре Вы поделитесь со мной добрыми вестями, сообщив о рождении ребенка.
Я бы советовал Вам взять с собой в больницу кошерную мезузу, которую следует положить в конверт, вложенный в другой конверт, и обернуть в клеенку (или какую-нибудь водонепроницаемую ткань). Держите ее поблизости – под подушкой или на столике рядом с кроватью. Пусть она будет с Вами все то время, что Вы проведете в больнице.
Я также советовал бы Вам с мужем пообещать себе – не давая, впрочем, специального обета – внести на дела благотворительности сумму, равную той, во что встали Вам роды. <…> Прежде же чем зажигать свечи в субботу и эрев йом тов, следует жертвовать во имя рабби Меира Чудотворца.
Я желаю Вам легких родов, здорового ребенка и с нетерпением жду от Вас добрых новостей.
Больничные переживания: что поможет?
<…> Учитывая, что он так болезненно переживает пребывание в больнице, принесите ему книгу Тания – пусть он читает <…>. Кроме того, ежедневно он должен читать вслух раздел из Теилим на иврите – если же это сложно для него, пусть читает по-английски.
Убедите его ежедневно надевать тфилин – во все дни, кроме субботы и йом това. Если он не может делать это по утрам, пусть возложит на себя тфилин днем, до заката – хотя бы на краткое время, с тем чтобы снять сразу.
Объясните ему, что эта заповедь – особая, она непосредственно связана с долголетием. Сказано Мудрыми: «Тот, кто возлагает на себя тфилин, – ему ниспосылается долгая жизнь». Это не только вопрос исповедания веры: тфилин – еще и защита от зла.
Уверен, Вы сможете найти нужные слова, чтобы объяснить ему все это; если понадобится, переведите мое письмо на английский… И не забывайте: вопросы родственников о здоровье больного заставляют больничный персонал относиться к этому больному с бо́льшим вниманием.
Поддержите тех, кто рядом
Было бы куда как правильно использовать Ваше пребывание в больнице во благо тех, кто находится рядом с Вами. Нам неведомы пути Г-сподни, и, возможно, Вы попали в больницу для того, чтобы поддержать их. Возможно, достойно справившись с этой главной задачей, Вы обнаружите, что и здоровье Ваше улучшилось, ибо второстепенное всегда следует за первостепенным, а Ваша миссия – помогать людям.
<…> Нет нужды побуждать Вас к тому, чтобы, находясь в больнице, Вы постарались приблизить тех, кто рядом с Вами, к Отцу нашему Небесному, следуя аават Исраэль, как тому учили наши праведники, да будет благословенна их память.
Когда мы заботимся о душевном здоровье ближних, Б-г воздает нам мерой за меру, но много больше, и мы обретаем крепость телесную и духовную.
О тех, кто пеЧетсЯ о нашем здоровье
Профилактическая медицина
Связь между медициной и Законом задана самой Торой: сказано Мудрыми, да будет благословенна их память: «Тора несет исцеление миру».
Тора ни в коей мере не отрицает медицину, напротив, Тора настаивает: когда речь идет о нашем здоровье, мы должны обратиться к врачу и следовать его предписаниям.
В медицине существует два направления: исцелять, находя лекарство от болезни, и предупреждать болезнь профилактикой.
Первый подход предполагает активное вмешательство: врач видит, что у пациента здоровье не в порядке, и пытается это исправить, тогда как второй – и этот подход становится доминирующим в наше время – ориентирован на то, чтобы максимально обеспечить здоровье общества, свести заболевания к минимуму, заботясь о прививках, общественной и личной гигиене, правильном питании и т. п.
Нет нужды говорить: когда человек болен, остается лишь одно – лечить его. Профилактическая же медицина в идеале стремится предотвратить болезнь. Она предпочтительней еще и потому, что дает возможность избежать боли и страдания, к тому же существенно экономя наши средства.
На первый взгляд достижения врачей в лечении болезней куда внушительнее, чем их усилия, связанные с профилактикой, – люди все равно болеют, и не иллюзия ли представление о том, что болезней можно избежать?На самом деле именно так – предотвращая болезнь – действует Б-г, ибо сказано: «Болезни, которые Я навел на Мицраим, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь, – твой Целитель» (Шмот, 15:26).
Экстремальное вмешательство врача – например, хирургическая операция – невозможно без привлечения очень серьезных ресурсов. К сожалению, в тех условиях, в которых мы живем, без такого вмешательства порой не обойтись, это оказывается единственным способом вернуть человеку здоровье.
Между тем, чтобы профилактическая медицина была эффективной, необходимо следить за здоровьем с детства – делать прививки, чистить зубы, следить за питанием. А для евреев профилактика заболеваний связана еще и с соблюдением законов о кашруте – понятно, насколько благоприятно это сказывается на духовном и физическом развитии ребенка…
Плата и благодарность врачу
<…> Прежде всего, от имени г-жи Шнеерсон – как и от себя самого – я хотел бы выразить искреннюю признательность за Ваше любезное и преданное участие, которое Вы проявили, когда г-жа Шнеерсон нуждалась в Вашей помощи. Мы глубоко благодарим Вас за то, что Вы сразу отозвались и пришли осмотреть больную в столь позднее время, не говоря уже о прекрасном и квалифицированном лечении.
Уверен, мне нет нужды говорить о том, сколь важно для пациента внимание и искренняя заинтересованность врача, как это влияет на ход выздоровления. Вы заметили в нашем разговоре, что состояние нашего сознания существеннейшим образом влияет на весь наш организм и определяет то, насколько легко и успешно пойдет лечение.
Мне доводилось слышать от моего тестя, да будет благословенна память этого цадика, что, заботясь о лечении, врач тем больше будет умалять свои заслуги, чем большего он достиг на своем поприще. Этому вторит Тора, которая есть Тора жизни, утверждая, что «Б-г – истинный Целитель».
По сути, это относится ко всем профессиям, ко всем тем, кто так или иначе заботится о нас. Нет нужды говорить: из этого исходил в своих поступках мой тесть, а я стараюсь следовать тому же правилу.
Тем не менее я позволил себе приложить к письму чек, хотя не знаю, достаточна ли сумма. Но я верю, если этого мало, Вы скажете помощнику, чтобы он связался с моим секретарем и я мог бы исправить свой недочет. К этому я прибавлю традиционное еврейское благословение: «Да будет это во здравие».
Я поступаю так прежде всего потому, что Тора недвусмысленно утверждает: у врача, как и у любого другого человека, есть обязательства перед семьей, перед общиной – выполнить их должным образом он может лишь тогда, когда ему соответствующе платят. Если же тот, кто пользуется услугами лекаря, вознаграждает недостаточно, у врача может возникнуть побуждение отложить лечение этого человека и прежде позаботиться о том, кто достойно вознаграждает его услуги.
Тора же настаивает на том, что подобные мысли неуместны и не следует подталкивать к ним. Какое бы занятие ни назначил Промысел человеку, дабы он служил благу других людей, служение это должно быть отмечено преданностью и самоотверженностью.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.