[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2008 ИЯР 5768 – 5(193)

 

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Леонид Радзиховский

Опубликована статистика: с начала 2008 года в России убито по национальным мотивам 33 человека. Главным образом преступления совершаются в Москве – какой-то взрывной рост. Убивают в основном выходцев из Средней Азии, реже – кавказцев. Впрочем, бывает и иначе: 16 марта днем на улице в центре Москвы убили Алексея Крылова, юношу-антифашиста.

Евреи успокаивают себя тем, что на сей раз не они – главный объект ненависти.

Это не совсем так. Например, в Москве, как известно, есть пять синагог: в Марьиной роще, на Большой Бронной, Большая хоральная в Спасоглинищевском переулке, в Отрадном и на Поклонной горе.

В 1999-м в Большой хоральной синагоге какой-то парень с тесаком напал на директора Еврейского культурного центра Л. Каймовского.

В 2006-м в синагоге на Большой Бронной некто Копцев с ножом бросился на посетителей, порезал восемь человек.

В обоих случаях преступников удалось схватить на месте сотрудникам синагоги, и только чудом они никого не убили. Во всяком случае, «спокойной» обстановку в отношении евреев не назовешь!

Поэтому вполне понятно, что евреи крайне болезненно реагируют на все проявления расизма, ксенофобии, воинствующего шовинизма. Что тут греха таить: конечно, есть и нормальная общечеловеческая реакция, но понятно, что у евреев «в среднем» она куда острее, чем у представителей «титульной нации», потому что они видят тут прямую личную угрозу себе.

Однако на самом деле постепенно в России ситуация становится такой же сложной и запутанной, как в Европе и США.

Веками евреи привыкли держать оборону и ждать ударов от «правых» – националистов «титульных наций». Как правило, это были люди политически «реакционные», часто связанные с христианскими фундаменталистами.

Поэтому еврейская интеллигенция всегда была «левой» (за редкими исключениями), яростно боролась за равноправие наций. Ничего ни странного, ни «дурного» нет в том, что прежде всего евреи – как любые люди – думали о своих интересах, в данном случае о том, как самим добиться равноправия. Но поскольку это – проблема общая, то они же оказывались в первых рядах борцов за права негров (США), против любых форм ксенофобии (скажем, в России, особенно в последние годы – против «кавказофобии»).

Только очень скоро и очень сильно выяснилось, что тут – любовь без всякой взаимности.

На стенах московского фонда «Холокост» нацисты намалевали свастику и написали: «Жид и чечен – братья навек».

Не знаю, многие ли евреи согласились бы с таким утверждением (хотя, действительно, львиную часть протестовавших против войны в Чечне составляла именно еврейская или «околоеврейская» интеллигенция). Но вот чеченцев авторы этого граффити явно забыли спросить.

Грубо антисемитские заявления лидеров «свободной Ичкерии» (включая «умеренного Масхадова») общеизвестны. Нет в этом ничего странного: эти люди ориентированы на радикальный ислам, «Аль-Каиду». Как же им не быть воинствующими антисемитами? (Я не собираюсь переносить это на «всех чеченцев» – даже не из политкорректности, а просто не имею таких данных. Но ПОЛИТИЧЕСКИЙ вектор радикальных исламистов, в том числе чеченских, – совершенно определенный.)

В начале марта член совета муфтиев России публично заявил, что «сионизм – это фашизм».

Несомненно, настоящие русские нацисты, фашисты ненавидят мусульман – и не по религиозному признаку, а просто как нерусских.

Но где же тут место евреев, в этом любовном треугольнике: скинхеды – радикальные исламисты – евреи?

В США самые ярые антисемиты – давно уже не последыши всяких ку-клукс-кланов (хотя и эта публика где-то догнивает), а негры-мусульмане, представители радикального ислама. Кстати, американские евреи с ужасом узнали, что «духовный отец» Б. Обамы, хотя и является христианским проповедником, но разделяет некоторые идеи исламистов. Больше того. Многие американские христианские фундаменталисты, до того совершенно не переваривавшие евреев, предлагают им «руку помощи... против общего врага».

Еще четче ситуация в Европе, где, понятно, живы-здоровы традиционные антисемиты-наци, но все больше «новых правых», «новых националистов», готовых сотрудничать с евреями (и наоборот) против исламистов.

А привычные мантры еврейской интеллигенции и бесчисленных организаций о борьбе «против расизма и ксенофобии» для обычных еврейских обывателей звучат все менее убедительно: с чего это нам так переживать за тех, кто нас ненавидит? «Подставь левую щеку», что ли? Но «это не наш метод», да и сами «проповедники метода» не слишком часто им пользуются…

Зато евреям не привыкать запускать в себя бумерангом.

Евреи сыграли едва ли не решающую роль в коммунистическом движении. За это получили дважды: сперва от антикоммунистов, потом – от коммунистических режимов, последних хранителей государственного антисемитизма в Европе.

Как выражается друг еврейского народа академик Солженицын, «угодило зернышко промеж двух жерновов». Скинхеды – справа, исламисты – слева.

Вот вопрос: как скоро в России станет массовой мода на радикальный ислам и остатки российского еврейства начнут, как и в Европе, соединяться с «русской правой»? Или этого все же не будет?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.