[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2008 ИЯР 5768 – 5(193)
СПАСИБО БЕРУЩЕМУ
Берл Лазар
Каждый человек в своей жизни хотя бы раз задавался вопросом: почему существует бедность? почему Б-г не создал всех людей обеспеченными и сытыми? Ведь у животных одной породы, например, приблизительно равные условия жизни. Откуда же тогда неравенство среди людей?
Мидраши учат: если бы все люди были равны, человек не имел бы возможности реализовать присущее ему изначально качество милосердия. Предоставление разным людям разных возможностей входит в Б-жественный план. Это частный случай того общего закона, что Б-г создал мир несовершенным, дабы дать возможность человеку принять участие в его совершенствовании и обрести счастье. Для нас главная задача человека – быть партнером Б-га в улучшении мира. Применительно к проблеме материальной обеспеченности эту задачу можно сформулировать так: быть партнером Б-га в распределении благ.
Поэтому благотворительность на нашем святом языке называется «цдака» – что на самом деле значит «установление справедливости». В мире нет ни единого существа, которое только получало бы или только давало. Справедливость – это установление правильного соотношения. Тот, кто дает, может дать потому, что у него много есть. А много есть у него, потому что Б-г много ему дал. Что-то через родителей, оставивших наследство, что-то через учителей, давших ему образование, что-то через деловых партнеров… Ну а главное, конечно, – способности, талант, успех в жизни – Б-г дал непосредственно самому человеку. Дал, чтобы получивший мог передать этот дар дальше.
Наш выдающийся законоучитель Рамбам, рассматривая проблему благотворительности, выделил восемь уровней выполнения этой заповеди – от самого низкого, когда помощь оказывается неохотно, до высшего, когда помощь позволяет принимающему ее человеку стать самодостаточным и больше не нуждаться в помощи. Вроде бы эта градация нелогична. Почему Рамбам не говорит, что более высокий уровень выполнения заповеди – это когда дают больше?
Еврейский подход иной. Когда мы говорим о благотворительности, во главу угла мы ставим не количество, а чувства – прежде всего чувства получающего помощь. Главное – чтобы человек, нуждающийся в помощи, не чувствовал себя неудобно, чтобы не страдало его самоуважение. Поэтому всегда лучше, чтобы личность благотворителя оставалась для него неизвестной. По той же самой причине у нашего народа принято совершать благотворительность через общину: в этом случае даритель остается анонимным и получатель не стесняется – ведь община для того и существует, чтобы помогать евреям!
Есть такой анекдот про раввина, который перед праздником Песах обходил жителей местечка, чтобы набрать денег и помочь беднякам организовать седер. Вечером он вернулся домой и на вопрос жены, как идут дела, ответил, что поставленную задачу решил уже на 50%. «Сколько же ты собрал?» – поинтересовалась жена. «Нисколько, – отвечает раввин, – но я сделал полдела. Бедные уже готовы получить помощь. Осталось найти в местечке богатых, которые эту помощь окажут».
Этот анекдот – как всякий, впрочем, еврейский анекдот – не просто повод посмеяться, но замаскированная под шутку серьезная мысль. Очень нелегко убедить человека, нуждающегося в помощи, эту помощь принять. В обществе верующих людей, старающихся жить по законам праведности, это особенно бросается в глаза.
Когда я был совсем еще молодым, в нашей синагоге молился один еврей, который собирал деньги на помощь беднякам, чтобы они могли отмечать субботы и праздники как подобает. Но вместо обычной кружки для пожертвований он приносил с собой большую коробку, открытую сверху. Когда евреи собирались на молитву, этот человек пускал свою коробку по кругу. При этом он провозглашал: «Давай или бери! Давай или бери! Если тебе нужно – бери, если ты можешь дать – давай!»
Некоторые люди спрашивали, что значит «давай или бери». Почему нельзя просто установить копилку, чтобы каждый бросал туда, сколько может? А тот еврей объяснял, что его цель – не просто собрать, а передать деньги дальше. Поэтому-то он и кричал: «Давай или бери!» Если даже в синагоге нуждающийся человек стесняется сам взять из коробки, сколько ему нужно, он может потом подойти и попросить нужную сумму.
Человеку куда проще дать, чем взять. Стремление дать, оказать помощь другому есть у каждого из нас. Религиозное воспитание усиливает это стремление, ведь главная заповедь для евреев – это любовь к ближнему, то есть желание ему помочь. Стремление взять у другого в человеческой душе не заложено. Ребенок берет у родителей просто потому, что он еще маленький и не может самостоятельно обеспечить свою жизнь. А взрослому человеку порой вообще нестерпимо обращаться за помощью!
Именно поэтому так важно, чтобы люди, нуждающиеся в нашей помощи, не чувствовали себя зависимыми и не страдали от этого. Во-первых, благотворительность больше дает самому благотворителю, чем тому, кто получает: он становится «партнером Б-га» и таким образом увеличивает меру своего духовного счастья. Во-вторых, любой верующий человек знает, что на самом деле дает не человек, а Б-г через человека.
Наконец, в-третьих и в-главных: мы все обязаны тем, кто сегодня нуждается в нашей помощи. Это главным образом пожилые люди, вся жизнь которых прошла при коммунистическом режиме, и они уже не имели ни времени, ни сил, чтобы обеспечить себя в старости, после падения СССР. Зато именно они сохранили еврейский дух, еврейскую традицию, еврейскую веру. Сохранили для нас, для наших детей, для всего нашего народа.
Недаром Ребе говорил: сколько бы мы сейчас ни делали для этих людей – все мало.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.