[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2008 ИЯР 5768 – 5(193)
Жюль Дассен – гражданин мира и кинематографа
Режиссер театра и кино, актер, сценарист и продюсер, дважды лауреат Каннского кинофестиваля, отец известного шансонье, Жюль Дассен скончался 31 марта на девяносто седьмом году жизни в своем особняке в Афинах.
Эта семья недавних эмигрантов из Одессы мало отличалась от других еврейских семей, перебравшихся в Америку в начале ХХ века. После рождения в декабре 1911 года в Мидлтауне (Коннектикут) Джулиуса Дассены переехали в Нью-Йорк и поселились в доступном по ценам Гарлеме. Шмуль, ставший в Америке Сэмюэлом, работал парикмахером, жена Берта вела дом и воспитывала восьмерых детей.
Средняя школа, где Жюль учился, находилась в Бронксе. В старших классах он увлекся идеями социализма и театром. Результат – вступление в девятнадцать лет в Компартию. Второе увлечение побудило в начале 30-х годов отправиться в Европу изучать драматическое искусство. Вернувшись в Нью-Йорк, он в 1934 году поступает актером в бродвейский театр, созданный воспитанником вахтанговской «Габимы». В театре играли на идише, в режиссуре преобладало влияние русского театрального авангарда, Мейерхольда и Вахтангова. С 1936 года молодой актер в основном составе труппы, через год он пробует себя в сценарном деле, начинает писать для радио.
К этому времени Дассен – семейный человек, в Европе его женой стала скрипачка Беатрис Лонер. Все трое их детей связали жизнь со сценой. Родившийся в 1938-м Джозеф Айра прославился как французский певец Джо Дассен, сестра Ришель (Рики) писала тексты к песням брата и Демиса Руссоса, младшая Джулия стала киноактрисой.
В 1940-м, после закрытия театра, Дассен поставил шоу на Бродвее и на вырученные деньги уехал в Лос-Анджелес. В Голливуде первое время работал ассистентом у Хичкока. Затем экранизировал новеллу Э. По для «Меtro Gоldwyn Маyеr» и заключил со студией семилетний контракт. В 40-х годах сформировался режиссерский стиль Дассена, получивший название «нуар», его детективы сочетали неореализм в изображении задворок жизни и апологию бандитской дружбы. Дассена отличало стремление выйти из павильонов и приблизиться к документальному кино. Найденный метод стал предтечей послевоенного неореализма.
В годы маккартизма за членство в Компартии Жюль попал в «черный список», лишился работы и вместе с семьей в 1949 году переехал в Лондон. В 1950 году удалось снять ленту «Ночь и город», но все фильмы Дассена были запрещены к прокату в США. Дассены переехали в Париж. Начался пятилетний период простоя. Семью поддерживала Беатрис, игравшая в оркестре. Жюль за это время поставил спектакль в Нью-Йорке (уже не на Бродвее, в районе Вест-Сайда) и снял в Лондоне короткометражный фильм.
В 1955 году Дассен триумфально вернулся в кинематограф: его «Рифифи, или Мужская потасовка» получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Фильм вошел в анналы киноклассики получасовой немой сценой ограбления. В 1955 году в Каннах Жюль Дассен встретил греческую актрису Мелину Меркури, и это определило дальнейшую судьбу обоих.
Уже прославившаяся как певица, внучка мэра Афин, дочь известного политика Мелина Меркури в том году была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» за участие в своем первом фильме. Но призы она получила за роли в картинах Дассена. Наиболее известны из них «Только не в воскресенье», «Федра», «Кинжал Топкапи», «Обещание на рассвете» (по роману Ромена Гари, где молодого Гари играл сын Моше Даяна Ассаф Даян, а Дассен снялся в роли русского актера Мозжухина). В 60–70-х греческие сюжеты и общечеловеческая тематика становятся преобладающими и вытесняют криминальные мотивы из его фильмов. В 1966 году Ж. Дассен и М. Меркури официально стали супружеской парой. Они жили в Греции, где считались чем-то вроде национального достояния. В годы диктатуры «черных полковников» (1967–1974) пара вынуждена была переехать во Францию. Из Афин раздавалось обвинение, что супруги финансируют государственный переворот. С падением хунты они вернулись в Грецию. Мелина стала членом парламента, начала кампанию по возвращению из Англии кариатид Парфенона. Дважды была министром культуры Греции. Дассен занимался театральной режиссурой и продюсированием. Трагедией для него стала смерть сына Джо от инфаркта в 1980 году. После смерти жены в 1994 году он возглавил комитет по возвращению статуй Парфенона. Это стало его последним художественным проектом, который он продюсировал, но не успел закончить.
Алекс Рапопорт
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.