[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)
ПУТИ КАББАЛЫ
На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин
Беседу ведет Афанасий Мамедов
Что знает современный оголтело летящий мир, оторванный от еврейской религиозной и культурной традиции, об одном из древнейших и закрытых учений? Почему учение это, если каббалу позволительно так назвать, до сих пор порождает массу нелепых слухов и спекуляций? Как просто с энциклопедическим задором выпалить: «Каббала – мистическое течение в иудаизме», сказал – и уже откатился от нее в сторону, в объятия прытких ловцов, вознамерившихся сделать и мир лучше, и самолюбие свое потешить, и финансовые дела обустроить. Может ли мудрость, копившаяся веками, пусть даже в самом усеченном виде, за один нескучный вечерок обжечь истомившуюся домохозяйку, слыхом не слыхавшую об Адаме Баал-Шеме, Моше ди Леоне. Вспоминаются публикации в нашем журнале Гилеля Цейтлина «Кто и когда написал “Зоар”?», Хорхе Луис Борхес – и не столько текстами, напрямую связанными с каббалой: «Оправдание каббалы», в той или иной степени «Смерть и Буссоль», лекция «Каббала», – сколько самим отношением писателя к жизни: мир как слово, книга, библиотека, письмена Б-га… Конечно же, «Голем» Майринка и… Вот и запнулся! Пока не встала перед глазами лента Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». Мистические еврейские обертона, как бы диссонирующие с общим укладом киношедевра, и раньше казались не случайными, стоило же внимательно прочесть сценарий – открылся еще один «культурный слой» – имени Исаака Якоби, блистательно сыгранного актером Эрландом Юзефсоном. С помощью тайных духовных знаний и своих племянников Аарона и Измаила Якоби одерживает верх над религиозной косностью и жестокостью пастора. Тот самый Якоби, которого прямо называют противным грязным евреем, которым фрекен Эстер пугает Александра и Фанни: «Он ворует детей и пьет их кровь». Старик Исаак Якоби хранит у себя мумию, старинные книги и древние свитки, тысячу самых разнообразных предметов, назначение которых никому не ведомо, как непонятен язык, на котором написаны эти книги и свитки. Измаил Ретжински, «опасный» Измаил, говорит Александру: «Недобрые мысли притягательны. Большинство людей не способны их материализовать, наверное, к счастью для человечества. К тому же все это примитивно, просто варварство! Изготавливают, например, подобие своего недруга и втыкают в это подобие иголки. Довольно нелепый метод, если учесть, каким быстрым и прямым путем способна двигаться недобрая мысль». А добрая – как скоро движется добрая и по какой светоносной колее?
КАББАЛА СЕГОДНЯ – «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ИУДАИЗМА
Константин Бурмистров,
философ, сотрудник Института философии РАН, гл. библиотекарь зала литературы на иврите и идише Российской государственной библиотеки, гл. редактор русско-еврейского историко-литературного альманаха «Параллели»
– Вы не так давно вернулись с конференции, проходившей, если не ошибаюсь, в Нидерландах и посвященной каббале в современном мире. Кто ее участники? Какие вопросы показались вам наиболее актуальными?
– Действительно, летом этого года в Амстердаме состоялась научная конференция «Каббала и современность», в которой приняли участие ведущие исследователи еврейской мистики со всего мира, в том числе профессора Моше Идель (Израиль), Шауль Магид (США), Поль Фентон (Франция) и другие. Это было чисто академическое мероприятие, однако прозвучавшие доклады были непосредственно связаны с тем, что произошло с еврейской мистикой в последние два-три столетия и особенно после второй мировой войны. Как известно, в это время резко возрастает интерес к каббале как в научном сообществе, так и среди ищущих людей, занятых духовными поисками, причем эти люди вовсе не обязательно имеют какое-то отношение к иудаизму. Разумеется, каббала – это учение и комплекс практик, неразрывно связанных с религиозной традицией иудаизма, ее неотъемлемая часть, и занятия каббалой всегда были ограничены достаточно строгими предписаниями – кто, когда, как и для чего может этим заниматься. Вместе с тем в последние века и особенно с возникновением хасидизма во второй половине ХVIII века некоторые идеи каббалы, прежде закрытые, становятся достоянием всей еврейской общины; с другой стороны, усиливается проникновение идей каббалы в нееврейскую среду, особенно заметное в учениях разнообразных оккультистских школ. Все это привело к возникновению в последние тридцать-сорок лет различных школ изучения каббалы, точнее – отдельных идей этой мистической традиции, вырванных из контекста иудаизма и приспособленных к восприятию людьми эпохи new age и постмодерна. Эти школы особенно громко заявляют о себе в последние годы, в особенности в США и России. Можно по-разному относиться к этому явлению, явно носящему квазирелигиозный, зачастую сектантский характер, но, на мой взгляд, интерес к каббале привел и ко вполне положительным последствиям: впервые стали изучаться и издаваться тысячи рукописей каббалистических текстов, появляются точные, критические издания основных источников каббалы, в трудах современных ученых раскрывается богатство и многообразие этой интереснейшей мистической традиции... В сущности, можно сказать без преувеличения, что сегодня каббала – это наиболее привлекательная сторона иудаизма, своего рода «визитная карточка» этой религии. При этом каббала начинает привлекать как неевреев, которые теперь лучше знают и с бо́льшим уважением относятся к иудаизму (вспомним, что это было совсем не так еще полвека назад), так и евреев, открывающих для себя богатство собственной культурно-религиозной традиции (интерес к каббале в последнее время возрос даже в ортодоксальных литвацких ешивах в Израиле). Вот, приблизительно, тот комплекс проблем, о которых – обращаясь к различным примерам, вплоть до каббалистических увлечений певицы Мадонны, – говорили участники и гости конференции в Амстердаме. Так выглядит ситуация с каббалой с точки зрения исследователя. Как и всегда, это очень важно – определить ту точку, с которой рассматривается проблема. Так, скажем, с позиции и иудаизма, и христианства, такого явления, как христианская каббала (особый тип интерпретации еврейской мистики в христианской мысли ХV–ХVIII веков), вообще не существует, потому что ее не может быть! Вместе с тем она существовала, сыграла важную роль в интеллектуальной истории Европы, оставила десятки, если не сотни сочинений, переводов еврейских текстов и тому подобного – и мы их сегодня изучаем. Все эти процессы, происходящие с еврейской мистикой (да и с таковой других религий) в последние два столетия – реальность, непосредственно влияющая не только на современный, во многом уже нерелигиозный мир, но и на сами традиции, эти процессы породившие. Поэтому, на мой взгляд, все это заслуживает тщательного изучения, а от оценок (профанация, сектантство и тому подобное) я бы вообще воздержался.
– Действительно ли исламский суфизм по своей структуре почти повторяет каббалу?
– Я не стал бы ставить вопрос таким образом. Каббала и суфизм – это, прежде всего, эзотерические школы, возникшие в разных религиозных традициях и имеющие весьма несходную историческую судьбу. Но тем интереснее наблюдать значительные, иногда поразительные черты сходства между ними, тем важнее попытаться понять их причины. К сожалению, эта тема до сих пор изучена очень слабо. Как известно, каббалистическое учение складывалось и развивалось преимущественно в мусульманских странах – на территории современной Испании, Северной Африки, на Среднем и Ближнем Востоке, – примерно в то же время, что и суфизм. Как это ни странно, наиболее вероятные случаи взаимного влияния и заимствований затрагивают практические аспекты этих традиций – в частности, это касается практик уединенной медитации и визуализаций Б-жественных имен в форме особых диаграмм, техник мистической каллиграфии или методов доведения до экстаза посредством рыданий, определенного ритмизированного дыхания и поз во время молитвы и тому подобного. Определенное влияние могло быть оказано суфизмом и на каббалистическую теорию. Так, показательным примером может служить школа египетского хасидизма ХШ–ХVIII веков: основанное сыном Рамбама Авраамом, это движение (тексты которого написаны по-арабски) адаптировало теософию, психологию и этику суфизма и создало своего рода «иудейский суфизм». Вместе с тем я хочу подчеркнуть, что такие контакты и примеры заимствований – явление редкое и маргинальное. В большинстве случаев можно говорить лишь о типологическом сходстве, причина которого, вероятно, кроется в общей природе мистических переживаний и измененных состояний сознания, особенно явно проявляющей себя при сравнении эзотерических школ авраамических религий.
– Экстатическая каббала… Что это такое?
– «Экстатической», или «пророческой», каббалой исследователи называют особую школу каббалы, основоположником которой стал испанский каббалист конца ХIII века Авраам Абулафия. Сам он называл свое учение «хохмат а-церуф», «наукой перестановки (букв Б-жественных имен)», или «дерех шемот» («путь имен»), и отделял его от основной школы теософской каббалы, называемой им «дерех сфирот» «путь сфирот». Современный ученый Моше Идель выделяет в каббале особую экстатическую модель, в центре которой лежит идея двекут, «мистического прилепления» к Б-жеству. Среди адептов этой школы можно назвать самого Авраама Абулафию, его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII – начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и Хаим Виталь. Целью этой школы было достижение состояния пророчества при помощи особых технических приемов, связанных с комбинированием букв Б-жественных имен (в особенности четырехбуквенного Имени), прежде всего мысленным, практиками визуализации и медитации. В результате выявляется скрытый смысл букв, актуализуется сконцентрированная в них энергия, сама природа человека изменяется и он обретает дар пророчества. Важнейшими для этой школы были также понятия итбодедут (состояние, возникающее в результате особой практики сосредоточения мысли в состоянии уединения) и иштавут (состояние полного бесстрастия). По словам р. Ицхака из Акры, «тот, кто удостаивается тайны общения (с Б-жественным миром), удостоится и тайны бесстрастия, и если он воспринимает эту тайну, то узнает и тайну итбодедут, а как только он познает тайну итбодедут, он приемлет дух Б-жества, а от него – дар пророчества, и будет пророчествовать и предрекать будущее». Особенно важную роль в этой школе играет язык, а точнее – буквы как элементы, лежащие в основе бытия. Комбинируя и меняя их местами, произнося их определенным образом, каббалист осуществляет трансформацию реальности. Его уже не интересует, как устроен Б-жественный мир и как он был создан (важнейшие темы для обычной, теософской каббалы), главное для него – изменить внутреннюю структуру человека, его души, чтобы подготовить ее ко встрече с Б-гом. В каббале теософской, каббале Зоара, огромное внимание уделяется Торе и познанию ее тайн, в экстатической каббале происходит уничтожение, стирание всякого знания, разрушение слов и смыслов, полное очищение сознания, необходимое для того, чтобы человек мог достигнуть, в сущности, всеведения. Важным моментом является также антиномичность идей этой школы: согласно Абулафии, исполнение признанных в раввинистическом иудаизме ритуалов и норм не имеет значения для достижения высших духовных состояний. Более того, в крайних проявлениях достижение паранормальных состояний могло быть вызвано, в том числе, и антиномичными (то есть нарушающими Закон) техниками. Экстатическая каббала – интереснейшее явление в мире еврейской мистики, привлекающее сегодня наибольший интерес как со стороны ученых, так и со стороны самой широкой публики.
– Можно сказать о каббале, что это явление еще и поэтическое?
– В определенном смысле это так, конечно. Каббала – удивительное учение о языке как первооснове мира и о трансформации мира и человека посредством языка. Каббала и сама построена на очень необычном методе работы с языком – методе, во многом сходном с поэзией. Ключевые понятия для каббалы – символ, метафора, ассоциация. Она насквозь метафорична и наполнена самыми неожиданными аллюзиями и ассоциациями – и в этом похожа на сказки, особенно восточные, на фольклорную традицию, на рассуждения детей, а еще больше – на сновидения... А если говорить о высокой культуре – то именно на поэзию. В европейской культуре эту функцию обнаружения сокровенных, незримых связей и смыслов, существующих за фасадом видимого и общепризнанного, выполняет искусство, прежде всего – поэзия. Но в еврейской культуре, как известно, поэзия всегда занимала очень скромное место, а можно сказать – ее как таковой и не было вовсе, помимо литургической. Поэтому каббала выполняла эту функцию, как бы работая с подсознанием еврейской культуры. Недаром с ХVIII века, с эпохи романтизма, именно так ее воспринимают многие европейцы. В последнее время появилось несколько исследований на эту тему, наиболее интересное из них написано немецким ученым Андреасом Кильхером и носит название «Языковая теория каббалы как эстетическая парадигма». Сходным образом понимает ее писатель и семиотик Умберто Эко, а также известный американский литературовед Хэрольд Блум, назвавший каббалу «коллективным актом психологической защиты тех евреев Средневековья, которые были наделены наиболее ярким воображением, от угрожавших им изнутри преследований и изгнания», а систему сфирот – «рабочей моделью для теории поэтического влияния». Конечно, такой взгляд может вызвать недоумение и даже неодобрение у тех, кто подходит к каббале с позиции нормативного иудаизма, но мне лично он кажется очень плодотворным как еще один способ говорения о каббале – но никоим образом не обучения ее тайнам.
– Не могли бы вы рассказать о молитве шеилат халом («вопрошание во сне»), правда ли, что это старинная каббалистическая молитва? В каких случаях ею пользуются каббалисты? Может ли шеилат халом пользоваться просто соблюдающий еврей или эта практика исключительно для посвященных в каббалу?
– Собственно говоря, речь идет об особой практике решения каких-то вопросов или предсказания будущего. Она состоит в том, что перед сном человек, находясь в особом, сосредоточенно-молитвенном состоянии, задает Б-гу некоторый вопрос, ответ на который он предполагает получить во сне. В принципе, это довольно древняя практика, специально к каббале отношения не имеющая. В традиции к таким занятиям всегда было настороженно-отрицательное отношение, особенно если они касаются достижения личной выгоды. Обычным людям делать это не рекомендуется, поскольку это может быть либо бесполезно (но лишь введет в заблуждение), либо опасно. Другое дело, когда к этой практике прибегают благочестивые и ученые люди для решения каких-то важных вопросов, касающихся блага общины и тому подобного. В практической каббале процедура шеилат халом детально разработана и играет важную роль, но здесь мы выходим на более общий вопрос, касающийся роли сновидений, то есть видений, даруемых во сне, в каббалистической традиции. Существовали специальные техники вызывания так называемых пророческих снов (длительный пост в уединенном замкнутом помещении, самоуничижение, вызывание состояний скорби и рыданий и прочее), сходные с таковыми уже упоминавшихся суфиев, а также в христианской аскетике. В каббале дарованные во снах видения чрезвычайно важны; например, в подобных пророческих или экстатических снах мистики удостаивались видения Шхины или восходили в небесные академии, где и получали ответы на волновавшие их вопросы. Среди наиболее известных каббалистов, имевших подобные сны, упомяну р. Шломо Молхо, р. Хаима Виталя и, конечно, р. Ицхака Лурию. Все сказанное имеет отношение к проблеме сна и сновидений в мистике в целом, а шеилат халом – это, что ли, наиболее простая форма ее проявления в каббалистической традиции.
ЗА КАББАЛУ МОЖНО НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ!..
Ишая Гиссер,
раввин, ведущий научный сотрудник Института изучения иудаизма в СНГ, зав. кафедрой иудаики Международного института «ХХI век»
– Чем обусловлена разница в написании слова «каббала», как все-таки верно: «кабала» или «каббала»? Почему, к примеру, в издательстве «Гешарим – Мосты культуры» принятая норма написания через два «б», в нашем журнале сначала было принято через одно, а сейчас – вновь через два? Что, по-вашему, символизирует отсутствие устоявшейся нормы написания этого слова в русском языке?
– Тяжело реалисту среди мистиков! Это ничего не символизирует. Проблемы передачи еврейской терминологии связаны с тем, что иудаики на русском языке практически не существовало в трех последних поколениях. А «правильно» или «неправильно» в таких случаях определяется или группой филологов, или частотой употребления. Ну, в крайнем случае, произволом редактора. А что до каббалы, то у меня есть идея, которая наверняка не найдет горячего отклика в сердцах: терминологически разделить тот обильно растиражированный бред, который подразумевают под этим словом неучи и шарлатаны, и святое учение об истинных смыслах Торы. Назвать первое из них «каббалой», а второе – «кабалой». Или наоборот, не принципиально. Как бы было хорошо защитить настоящую каббалу от профанирования уже самим написанием этого слова.
– Соединение каббалы с алхимической символикой породило богатейшую литературу. Как относятся современные соблюдающие евреи, практикующие каббалу, к таким книгам, например, как «Книга Авраама-еврея», популяризованная Никола Фламмелем, или «Огнь очищающий» Кнорра фон Розенротта? Что думают о розенкрейцеровской каббале, энохианской или суфийской? Эти явления – оккультный опыт, достойный культурологического и исторического внимания, но мало связанный с традиционной каббалой (прошу прощения за тавтологию), или то опыт мистический, в котором классическая каббала, по крайней мере, играла роль истока?
– Современные «соблюдающие евреи», как вы выразились, как правило, просто не знают о существовании таких явлений. Как, к примеру, врачи не обязательно знакомы с практикой шаманов Чукотки. Все дело в терминологической путанице, о которой я уже упоминал: каббала – определенный пласт Устного учения Торы, способ исследования структуры мироздания во всей его полноте через призму ее текста и Откровения, данного через пророков и праведников, высший уровень изучения заповедей Торы. Это вовсе не мистико-эзотерические практики. Упомянутые вами учения и труды представляют несомненный интерес для академического мира, любопытных образованцев и людей с неустоявшейся психикой. Впрочем, для тех, кто честно ищет свой путь постижения истины, это тоже может быть интересно, но полезно – вряд ли.
– Насколько современная традиционная каббала защищена от профанов и людей нечистоплотных, жаждущих наживы за счет этого мистического учения? Какой урон наносит берголайтмановщина современной каббале? По кому в первую очередь бьет?
– За каббалу можно не беспокоиться! Она в полном порядке. Есть мудрецы, которые ее изучают и практикуют, есть книги, в которых излагается ее учение. На уровне популярных идей и подходов она используется и изучается сотнями тысяч людей. Как и любая область человеческого знания, профессиональная, серьезная каббала была и остается уделом немногих. Опять же, как любая область знания, каббала защищена от нечистоплотных рук необходимостью отдать многие годы жизни ее изучению. Приложите критерии изучения любой научной дисциплины к каббале, и получите однозначный ответ на первую часть вашего вопроса. Волноваться можно только за людей, искренних и доверчивых. За тех, кто сформирован как личность в нееврейской среде и, не понимая, что он делает, становится легкой добычей проходимцев и серийного маркетинга современного мистицизма. Но, положа руку на сердце, как можно помочь тем, кто «обманываться рад»? С этой точки зрения доморощенные каббалисты ничем не отличаются от поклонников йоги, тантризма, сектантов во всем их многообразии. Моя бабушка говорила: «Там где не лежит кошер, всегда лежит треф». А по-русски говоря: «Свято место пусто не бывает». Если человек оторван от собственной традиции, то он не останется «tabula rasa» – «чистой доской» – он заполнит внутреннюю пустоту тем, что подвернется ему под руку. Как говаривал мой учитель раввин Штейнзальц: «На пустырях растет только бурьян».
– Блез Паскаль писал: «Евреи привыкли к великим и очевидным чудесам». Когда ортодоксальный еврей практикует каббалу, он чувствует в себе привычку «к великим и очевидным чудесам»?
– Практики и идеи каббалы вплетены в повседневную жизнь любого религиозного еврея. Вся наша литургика и обрядность по сути – каббалистические. А поскольку вся наша жизнь пронизана этим, то и никаких особых переживаний за собой не влечет, в силу обыденности и привычности. Что же происходит с теми немногими мудрецами-каббалистами, кто достиг высоких уровней личной святости и праведности и приобрел глубокие знания в этой области, мне не известно. Поскольку в чужую душу не войдешь.
Отсутствие просветлениЯ опасно длЯ жизни
Аркадий Ровнер,
поэт, прозаик, эссеист, автор книг по истории русского оккультизма, основоположник Института культуры состояний
– Человеческие языки имеют сходную структуру: наличие гласных и согласных звуков, синтаксическое построение. Это дает основание полагать, что когда-то был один на всех язык. Можно ли в этой связи предположить, что и важный разговор с небом велся поначалу на одном языке? Богатство того или иного языка или, напротив, очевидная скудость его не говорят ли о стремлении их носителей пробиться к истине?
– Вопрос об истоках, сходстве и различиях человеческих языков, а также о семьях языков занимает исследователей не одно тысячелетие. Есть языки, оказавшиеся способными вместить в себя откровение, и есть другие, на которые оказалось возможным перевести эти откровения. Сегодняшние языки – продукты эрозии, которой они подверглись в последние два-три столетия, – едва ли способны обеспечить их носителей инструментом постижения Истины. Вопрос о современном языке Традиции – открытый вопрос и актуальная задача. Однако подходы к решению этой задачи лежат не только в области лингвистики, прежде всего это дело духовного богатства, если те, кто им обладают, захотят и смогут передать его своим близким.
– У Йеуды Амихая есть стихотворение, в котором говорится о том, как Моисей, увидев лицо Б-га, позабыл его. «Он хотел увидеть, вспомнить лицо Б-га и не мог». Взошел на Синай, разбил скрижали, стер в прах тельца. «И лишь в конце его дней, на горе Нево, Моисея ждало Лицо, и Поцелуй, и Смерть». Простому смертному дано лишь временное просветление, да и оно оказывается столь высокого накала, что становится опасно для жизни, порою даже не одной. Насколько мистические практики способны уберечь человека, спасти не только его, но и других?
– Отсутствие просветления намного опаснее для жизни, и об этом свидетельствуют революции, войны, эпидемии и геноциды последних веков. Никогда раньше они не были столь опустошительны и в материальном, и в нравственном смыслах. Произошло сползание человечества к низшим пределам своих возможностей и подчинение его меркантильным интересам низших каст. «Простой смертный» сегодня оказывается намного более опустошенным, чем такой же человек в мире, где сохраняется разумная социальная иерархия, а спонтанное «временное просветление» быстро «затемняется» системой социального предупреждения такого рода «эпидемий». С другой стороны, многообразие доступных сегодня духовных альтернатив также ведет к растерянности и затрудненному выбору, в итоге «простой смертный» остается один на один со слепым обществом и диким государством или примыкает к архаичным религиозным институтам сомнительным спиритуалистическим движениям. Давно назрело время нового высокого духовного синтеза, новой инициативы и отваги, которые, я уверен, единственные (цитирую вас) «способны уберечь человека, спасти не только его, но и других».
– В одном из своих интервью вы сказали: «К сожалению, в современном обществе нет должных условий для духовных практик, но они возможны в среде друзей». Дорога пробивающегося к Истине может ли быть шире его метафизического «Я». Вы верите в коллективное прозрение, в совместное изучение свитка и единовременный прорыв?
– Истина, что бы мы ни называли этим словом, случайно попав в пространство тотального господства низших аффектов и рассудочного мышления, мгновенно превращается в свою противоположность, а духовные практики никуда не ведут, если они не являются частью интегрального пути, основанного на тайном смысле подлинного духовного учения. Буддизм говорит о своих трех жемчужинах: Будде, Дхарме и Сангхе – просветлении, тайном смысле учения и духовной общине. Всякая традиция стоит на этих трех ценностях. Тайный смысл всех учений един, а духовная община – круг эйдотических друзей – создает пространство, где проблески истины в виде особого душевного настроя, особых редких состояний могут сохраняться какое-то время в неискаженном виде. Все великие традиции хранились духовными общинами, никогда не стремившимися «к коллективному прозрению» и «единовременному прорыву».
– В своей лекции «Традиции знания и традиции состояния» вы говорили: «Есть традиции состояния. Есть традиции знания. Все традиции начинаются с состояний. <…> Традиции начинаются как горячие, живые ключи. Заканчиваются – разложением, деградацией, дегенерацией и дроблением… <…> Со временем происходит подмена высоких состояний невысоким знанием». Можно сказать, что «подмена высоких состояний невысоким знанием» связана еще и с тем, что человек только и делал, что отступал от традиции? Или панрелигиозность способствует вырождению религии?
– Я не удовлетворен знанием, которое опирается на ненадежные постулаты. Я не удовлетворен человеческим умом в его сегодняшней стадии, также как и известными нам метафизиками. Все эти метафизики основаны на пророчествах, противоречащих друг другу. Поэтому нам остается одно из двух: верить одним и не верить другим пророчествам и на этом основании создавать вариант спекулятивного объяснения смысла нашего существования и существования Вселенной или искать более убедительные соображения и новые пророчества. Новые интегральные понятия не дедуцируются из старых – они открываются нашим глубинным «Я» в редких состояниях пробужденности. Меня привлекают высшие состояния. Десять лет назад я создал Школу Состояний, имеющую свои центры в Москве, Париже, Одессе, Вильнюсе... Состояние – это открытость человека тому или иному уровню бытия, тому или совместному пребыванию в общем пространстве. Мы – группа людей, ищущих смысл, борющихся за новые смыслы. У нас нет общей идеологии, застывшей доктрины. Никто никого не подгоняет под одну систему понятий и опыта. В Школе Состояний встречаются и работают люди разных религиозных и иных воззрений, разных духовных практик. У нас сформировалось свое не тесное многонациональное пространство.
ХАСИДИЗМ ДЕЛАЕТ ИЗУЧЕНИЕ КАББАЛЫ БЕЗОПАСНЫМ
Александр Фейгин,
раввин, доктор филологических наук (востоковед), переводчик, главный контент-посланник по образованию Еврейского агентства «Сохнут» в России
– Есть какие-то принципиальные различия между хасидским каббализмом, сефардским и йеменским? Правда ли, что сегодня с помощью учения хасидизма мы имеем относительно понятное изложение системы еврейской каббалы?
– Начну со второй части вопроса. Хасидизм – это не популяризация каббалы, хотя именно в этом учении каббалистическое знание получает наиболее систематизированную и доступную относительно неподготовленному ученику форму. Хасидизм делает изучение каббалы по возможности безопасным. Мы ведь знаем, что мистическое знание может быть опасно для целостности личности. Что касается других каббалистических школ, мне кажется, что обсуждение тонких различий между ними требует изрядной подготовки и невозможно в формате короткого интервью.
– Хорхе Луис Борхес полагал, что учение каббалы возникло раньше, чем modus operandi (способ действия), каббалисты испытали влияние гностиков и, будучи связаны с древнееврейской традицией, «изыскали этот удивительный способ расшифровывать буквы». Как вам такое положение?
– Это типичное высказывание, выдающее полное отсутствие представления о содержании и даже форме учения каббалы. Мысль о том, что каббала занимается расшифровкой букв, подобна утверждению, что медицина – это искусство ставить клизмы. Каббала изучает, точнее, передает и развивает изначальное внечеловеческое знание о Б-ге, мире и человеке. Относительно влияния гностиков: я хожу в двух шапках: ученого и раввина. Как ученый, я могу узнать в вопросе плохо спрятанные уши скучной и почти всегда бесплодной методики поиска: А позаимствовал у В, а тот еще прежде позаимствовал у С. Как раввин, замечу, что каббала изрядно старше гностицизма. Сказанное нисколько не умаляет достоинств «Книги вымышленных существ» и, вообще, моего почтения к Борхесу-писателю.
– Недавно в библиотеке нашего журнала случайно наткнулся на открытую книгу, взглянул – хасидские пословицы-поговорки-задачки, иначе не назовешь, как показалось, стимулирующие нерациональное мышление. Они напомнили мне дзенские коаны. Подумал о Джероме Дэвиде Сэлинджере: «А может, не стоило ему, наполовину еврею, ходить так далеко на Восток, чтобы услышать хлопок одной ладони?» И отругал себя по завершении предположения: «Иначе не было бы гениальных “Девяти рассказов” и другой его прозы». Однако вопрос, может ли писатель-иудей воспользоваться каббалой, как Сэлинджер – дзеном, повис в воздухе. Вы не назовете хотя бы несколько имен еврейских писателей, пользовавшихся каббалой в литературных целях?
– Ицхак Башевис Зингер, Шмуэль-Йосеф Агнон – это нобелевские лауреаты, которые вспоминаются с ходу. Кстати, есть интересная книга на иврите, непереведенная, насколько я знаю, о еврейском не только происхождении, но и культурном бэкграунде Кафки, там тоже есть глава о каббале и хасидизме. Кстати, еврею вовсе не вредно прислушаться к хлопку одной ладони, даже если он раздается с другого берега реки. Сам я лет десять назад издал сборник переводов суфийской поэзии на иврит. Это первый перевод Руми с персидского на наш язык. Два тиража уже ушли в песок, евреи читают с интересом.
– Что такое «герметическая каббала» и какое отношение она имеет к еврейской? Возможно ли вообще деление каббалы на «еврейскую» и «герметическую»?
– Я не думаю, что два эти явления связаны. Они даже не тезки. Каббала, само слово это, означает предание, бережно передаваемое из поколения в поколение знание, изначально внешнее для человека. Я полагаю, что Фулканелли ответил бы на этот вопрос иначе. Но я не Фулканелли и потому позволю себе проиллюстрировать свой ответ бородатым еврейским анекдотом о том, что Карл Маркс был экономистом, в отличие от Розы Моисеевны, которая была старшим экономистом. Каббала – часть еврейской мудрости, самая внутренняя и сокровенная. Она не может быть вынесена из здания Торы, как не может рыбка, будучи переселена из реки на дерево, остаться в живых.
Вспоминаются слова Валери, говорившего, что истина/истинное чаще всего принимает какие-то банальные формы, в отличие от заблуждений, которые почти всегда оригинальны и прельщают обилием вариантов. На тернистом пути к Б-гу, встречая множество разного свойства препятствий, люди не раз поддаются искушению сойти с Пути, выбрать что-нибудь пооригинальнее тысячелетних религиозных традиций. Тайные сообщества, мистические учения не спасут ни «рыбку на дереве», ни «человека на асфальте», если он не с Б-гом. В этом смысле у каббалы есть одно несомненное преимущество – и рыбка останется в воде, и человек с Б-гом. Весь вопрос в том, что это будет за каббала и сможет ли человек прельститься неизбежной многовековой банальностью.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.