[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)
НОВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РОЛЬ
Леонид Радзиховский
В ТВ-сериале «Ликвидация» еврей, чуть ли не впервые, предстал в совершенно неожиданном виде для нашего (не знаю, как обстоит дело в мировом) кино: брутального супермена.
Для советского кинематографа традиционная роль еврея (так и хочется написать «евгея») – сутулый «ботаник», скорее симпатичный, чем противный, но в целом вызывающий жалость, а не восхищение. Или пожилой ребе, грустно покачивающий головой, произносящий тихим кахтавым голосом некоторую сумму глупостей, которую сценарист продает за «еврейское остроумие». Или разбитной пошляк «Буба Касторский». И профессии соответствующие – портной-философ, эстрадник-балагур, физик-шизик…
Пример такого традиционного еврейского амплуа мы видели в прошлом году в «12» Михалкова. Великий бухгалтер, Михалков точно вычислил степень политкорректности, нужную для того, чтобы сентиментальные янки дали ему «Оскара»: благородный и дикий «чеченский мальчик», спасенный русским офицером (все в России – но не в Голливуде – понимают, КТО этот «офицер»), и благородный, добрый, чудаковатый, беспомощный и жалкий еврей. Занятно, что на роль этого «еврейского дядюшки Михалкова» был приглашен Гафт. Не знаю, кто от этого сотрудничества словил больший кайф – сам Михалков или Гафт (автор знаменитой эпиграммы «Земля моя, ты ощущаешь зуд – три Михалкова по тебе ползут»), но «только бизнес – ничего личного». Гафт, с его атлетической – несмотря на годы – фигурой, мог бы сыграть и брутального, и беспомощного героя. Сыграл беспомощного – «он еврей, и это многое объясняет».
В общем, советское и российское кино (в том числе руками сценаристов-режиссеров-актеров евреев) затвердило в массовом сознании миф об интеллигентно-чудаковатых или трусливо-хитроватых «аидах». Тот миф, материализацией которого являюсь я сам. Помню, как-то, когда меня – еще ребенка – осматривал врач, он, глядя на спину колесом и ручки-ниточки, вздохнул: «Аид-спортсмен …»
Ясно: как всякий миф, миф «аид-спортсменов» не придуман. Он просто преувеличивает реальное явление.
Евреи – разные. Вероятно, фамилию «Кузнецовы» им давали не ради шутки, да и одесские бандиты, лживо-бесстыдную и гениальную рекламу которым создал Бабель, совсем не страдали малосильностью и мечтательностью, у них голова не перевешивала тело.
«Вы тигр, вы лев, вы кошка. Вы можете переночевать с русской женщиной, и русская женщина останется вами довольна». Замечательно, кстати, что и в последней фразе «одесский Фенимор Купер» работает все на тот же миф – «затруханные аиды – брутальные гои», и какое национальное чудо, если могучая русская женщина (эдакая Колхозница Мухиной) останется довольна «еврейским работником», с его молотом …
В любом случае, сегодня интеллигентные головастики вышли из моды по всему миру – и в России тоже. Евреи – народ максимально подверженный моде – не стали упорствовать в своих «сутулых убеждениях». Сутулость, картавость и заикание больше не являются доказательством интеллекта. Отлично! И среди молодых евреев, которых я все-таки иногда вижу, нет больше «аид-спортсменов», это просто евреи, активно занимающиеся спортом. Да и вообще, после появления Израиля, с его армией, видеть в евреях все тех же чахоточных местечковых портных и провизоров – «это что-нибудь особенного».
Но мир мы все равно видим только через ТВ-призму.
И в этом смысле демонстрация крутого еврея, того самого Давида Гоцмана, в исполнении Владимира Машкова – это брутальный шаг от «сутулого мифа» к здоровой реальности. Конечно, как этот фильм – римейк «Места встречи» (его так и называли «Место встречи – Одесса»), так и подполковник Машкова в каком-то смысле повторяет капитана Жеглова. Но Жеглова никто, естественно, не мог воспринимать как еврея, как не считали евреем и Высоцкого, с его отцом-евреем.
Машков вообще «объевреился» – хотя сейчас хватает этнических евреев-артистов (Хабенский, Спиваковский и т. д.), но еврейские роли все больше достаются русскому (на четверть итальянец!) Машкову. Что ж, национальность актера – его персонажи. И Машков, на вопрос «Уж не еврей ли вы?» мог бы ответить как знаменитый русский физик Капица: «Нет. Но скоро буду».
Правда, Машкову – на мой вкус – не удалось подняться на уровень гениальных русских актеров, игравших евреев – Смоктуновского, Леонова, Ульянова. Зато, в отличие от них, евреев он переиграл на все вкусы – интеллигентный олигарх, под «облагороженного Березовского», «еврейский папа» и вот – крутой сыщик, «шлемазл-супермендер».
Я не стану разбирать сам сериал (замечу лишь, что никто до сих пор не может точно сказать – было ли все-таки в Одессе «при Жукове» хоть что-то похожее на этот отстрел бандитов или все это просто легенда). Но в откликах на него (в том числе в Интернете) я не увидел ни вообще антисемитских, ни конкретных претензий – «не еврейское это дело шашкой махать, их дело торговать».
Сериал пользовался несомненным успехом, «сыщик Гоцман» не вызвал аллергии. И если бы кино стало внедрять «миф брутального еврея» с той же активностью, с какой десятилетиями внедрялся «миф полудохлого еврея», то и массовое восприятие евреев несомненно изменилось бы. Миф – дело рукотворное.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.