[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)
НаЧало русской сефардистики
Галина Зеленина
От скипетра Иуды к жезлу шута: Придворные евреи в средневековой Испании
Jerusalem: Gesharim; М.: Мосты культуры, 2007. – 256 с.
Сефардистика (то есть исследование истории и культуры средневекового пиренейского еврейства и его «производных») вот уже много десятилетий является одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей иудаики. Правда, развивалась она до самого недавнего времени везде, кроме России. Сотни испанских, ивритских, английских монографий – и ни одной русской.
Теперь русских монографий стало на одну больше. Концепция книги, написанной Галиной Зелениной по мотивам ее диссертации, проста и оригинальна. В центре внимания автора, как явствует из заглавия, фигура придворного еврея. Точнее, не фигура, а образ – уточнение немаловажное, так как Г. Зеленину интересует не столько историческая реальность, сколько ее преломление в многочисленных литературных зеркалах, как испанских, так и еврейских. Таким образом исследование, при всей своей тематической компактности, приобретает оттенок модной междисциплинарности, располагаясь на стыке истории и филологии.
Суть предлагаемой автором концепции в следующем: после изгнания евреев из Испании в 1492 году социальная роль и самосознание придворного еврея – королевского фаворита и советника – переходят не к конверсо-придворным, вынужденным всеми силами скрывать свое происхождение, но к конверсо-шутам. Типажи советника и шута рассматриваются как два амплуа одного и того же актера, два последовательных этапа развития одного и того же феномена, обнаруживающие черты «глубокого духовного родства, перевешивающие физиогномические различия масок». Все ключевые характеристики советника – честь, знатность, мудрость/хитрость, маргинальность в придворной среде, компенсируемая особой близостью к монарху, – переходят к шуту, по пути, разумеется, трансформируясь и травестируясь.
Преемственности способствует и тот факт, что после событий 1492 года еврейское вытесняется в область комического, приравниваясь к образам телесного низа, фекальному и генитальному юмору и прочим атрибутам культуры бурлеска. Шуты оставались единственной социальной группой, сохранившей возможность акцентировать свое происхождение, нетвердую приверженность новой вере – христианству, криптоиудаизм, приверженность еврейской кухне. То, что в случае с другими конверсо превращалось в повод для инквизиционного преследования, шутом могло открыто манифестироваться – пусть и в качестве изъяна, заслуживающего осмеяния.
Параллельно с изложением собственной концепции Г. Зелениной приходится создавать своего рода «введение в специальность» – вводить читателя-неспециалиста в контекст мировой сефардистики во всем разнообразии ее проблематики и тенденций. Работа трудоемкая, но необходимая – ведь практически ничего из иноязычных штудий на русский не переведено. Сама Г. Зеленина из множества мэтров зарубежной сефардистики в качестве ориентира выбирает Америко Кастро – автора теории об исключительном еврейском влиянии на испанскую историю, чья концепция в сжатом виде выражается тезисом: «История остальной Европы может быть понята без необходимости помещать евреев на первое место; история Испании – нет». По прочтении книги Г. Зелениной начинаешь верить в основательность этой теории.
Поверили, судя по всему, и читатели. Первый тираж монографии разошелся за несколько месяцев, в ближайшее время издательство «Мосты культуры» планирует допечатку. Случай, согласимся, для узкоспециальной литературы не самый частый.
Михаил Эдельштейн
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.