[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)

 

ПРЕМЬЕРА Российского Еврейского МУЗЕЯ

Григорий Казовский

С 7 по 11 марта в московском Манеже будет проходить Второй Международный фестиваль искусств «Традиции и современность». На фестивале будет представлен павильон Российского еврейского музея (Музея толерантности). Участие в фестивале – первое общественное выступление, первая «публикация» Музея.

У Российского еврейского музея особая миссия: свою главную цель он видит в такой презентации еврейской цивилизации, уникальных культурных достижений еврейского народа на протяжении всей его многовековой истории, которая подчеркивала бы их универсальное, общечеловеческое значение. Тем самым Музей внесет свой вклад в борьбу с ксенофобией, антисемитизмом, националистическими и расовыми предрассудками. Поэтому в Музее будут созданы условия и трибуна для межнационального и межконфессионального диалога.

Такое понимание миссии Музея диктует расширение его функций: по мысли создателей, Музей должен стать также своеобразным центром толерантности, инициирующим контакты между представителями разных народов и конфессий и способствующим их сближению и взаимопониманию, что особенно важно в условиях современной многонациональной России. Эти идеи найдут свое выражение и в постоянной экспозиции, и в специальных тематических выставках. Таким образом, Музей будет обращен ко всем потенциальным посетителям, его двери будут открыты для всех, кто готов сотрудничать, независимо от национальности и вероисповедания.

Российский еврейский музей будет расположен в сердце Москвы, на улице Образцова, в историческом здании Бахметьевского гаража, построенном по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова. Реставрация здания и размещение в нем Музея, которые осуществляются под руководством Федерации еврейских общин России, подчеркнут и сохранят культурно-историческое и архитектурно-художественное значение этого важного памятника российской архитектуры. В Музее, наряду с традиционными методами создания экспозиции, впервые в музейной практике в России предполагается широкое использование самых последних достижений компьютерных и аудиовизуальных технологий. Эти технологии, уникальные архитектурные особенности здания и его размеры позволяют решить такие экспозиционные и культурные задачи, которые до сих пор не решал и даже не ставил перед собой ни один российский музей.

В павильоне на фестивале искусств Музей впервые покажет некоторые экспонаты своей коллекции.

В отличие от экспозиции Музея, в которой создается общий образ еврейской цивилизации на протяжении всей ее истории и в различных географических ареалах, музейная коллекция должна представить своеобразие и богатство культуры и искусства только российских и советских евреев. Иначе говоря, в музейное собрание войдут только те документы, материалы и произведения искусства, которые отражают историю большей части восточноевропейского еврейства в границах Российской империи после разделов Польши в конце ХVIII века, а также бухарских и грузинских евреев. Представляется, что такой принцип составления коллекции наиболее актуален для еврейского музея в России – его экспонаты должны быть обращены в первую очередь к российскому зрителю.

Музейная коллекция состоит из двух частей. Первую, «историческую», образуют документальные материалы по истории российского и советского еврейства. В настоящее время Музей уже располагает представительным собранием документов отдельных религиозных, политических и общественных деятелей (фотографии, письма и т. п.), листовок и плакатов еврейских партий, религиозных и культурных организаций. Особо следует отметить большое собрание разнообразных документов по истории еврейского театра, насчитывающее сотни экспонатов – уникальных фотографий, программок спектаклей, афиш, плакатов, эскизов костюмов и сценического дизайна. При этом в коллекции представлены не только еврейские театры на идише и иврите в Восточной Европе, но и в Америке.

Во второй, «художественной», части музейной коллекции – «иудаика» (ритуальные предметы, элементы синагогального убранства и образцы народного искусства) и произведения еврейских художников ХIХ–ХХ веков. Музей уже приобрел выдающиеся образцы иудаики – ханукальные и синагогальные светильники (ханукии и меноры) из бронзы и серебра, детали «священного шкафа» для свитков Торы (Арон Кодеш), изделия из текстиля (парохет – завеса для Арон Кодеш, элементы убранства свитков Торы). Чрезвычайный интерес представляют также произведения еврейского народного искусства – шивити, мизрахи, лубочные портреты раввинов и цадиков. Ряд предметов этого раздела «художественной» части коллекции датируется ХVIII веком. Их несомненная художественная ценность, высокий уровень мастерства и изысканность, с которой они исполнены, могут служить убедительным опровержением распространенных предрассудков об отсутствии эстетики в иудаизме.

В числе произведений еврейских художников, уже имеющихся в Музее, отдельные работы Леонида Пастернака, Иеуды Пэна, Арнольда Лаховского, Александра Глускина, Артура Марковича, Германа Штрука. Вместе с тем Музей стремится приобретать не только единичные работы, но и по возможности цельные собрания произведений того или иного художника. Так, например, в коллекции Музея имеется почти 300 работ Меира Аксельрода разных периодов (живопись, графика, сценография) и почти полный корпус гравюр Соломона Юдовина, а также значительное количество его рисунков. Подобные собрания содержат и документальные материалы о художнике – каталоги выставок, личные документы и фотографии.

Надеемся, что коллекция Российского еврейского музея будет постоянно пополняться.

 

Портрет раввина и талмудиста р. Акивы Эйгера (Эгера; 1761–1837). Первая половина ХIХ века. Гобелен; 35,5х28.

 

Преклонение перед Торой, стремление к ее непрерывному и постоянному изучению – важнейшие еврейские социальные и культурные ценности. Приверженность этим ценностям, в частности, выражается в уважении и почитании выдающихся еврейских ученых-талмудистов и знаменитых раввинов. К числу таких раввинов относится и р. Акива Эйгер, хорошо известный не только своей ученостью, но и праведной жизнью.

 

 

Мудрецы, учителя и раввины народа Израиля. Бреслау, начало ХХ века. Народная картинка (лубок). Бумага, олеография; 61,2х36,5.

 

Подобные лубки, печатавшиеся перед первой мировой войной в Бреслау и Берлине специально для евреев Восточной Европы, служили украшением традиционного еврейского дома.

 

 

Бсамим (сосуд для субботних благовоний) в форме башни. Польша, конец ХIХ века. Белый металл, гравировка; высота 43.

 

Башня – одна из излюбленных форм бсамим в еврейской традиции. Данный экземпляр, судя по «архитектуре» (напоминающей московские кремлевские башни), представляет собой имитацию более ранних архитектурных образцов из Северной Италии, вероятно из Ломбардии, откуда были приглашены мастера для строительства Московского Кремля.

 

 

Синагогальный подсвечник со львами. Польша – Литва, вторая половина ХIХ века. Бронза, литье, гравировка; 51х38.

 

Яркий образец еврейского народного искусства, вдохновлявшего многих еврейских художников-модернистов в начале ХХ века. Орел здесь внешне тождественен символу Российской империи, однако олицетворяет Небесного Царя.

 

 

Бсамим (сосуд для субботних благовоний) в форме подсолнечника. Украина, вторая половина ХIХ века. Белый металл, гравировка; высота 21.

 

Бсамим используется при обряде авдала, символизирующем отделение будней от субботы, на ее исходе. Аромат благовоний, который вдыхают при выполнении этого обряда, должен напоминать о благоухании святой субботы. Форма подсолнечника характерна только для бсамим из Украины, где этот мотив с ХIХ века получил широкое распространение в еврейском и украинском народном искусстве.

 

 

Верхняя часть Арон Кодеш («священного ковчега» для свитков Торы в синагоге). Бессарабия, конец ХIХ века. Дерево, резьба, полихромная раскраска; 160х190.

 

Деталь Арон Кодеш демонстрирует высокий уровень мастерства еврейских резчиков по дереву. Орел в короне символизирует высшую власть (см. также с. 69), однако не земную, но Б-жественную, на что, в частности, указывает надпись на груди орла: «Кетер Тора» («Венец Торы»).

 

 

Иван Трутнев. Евреи на молитве. 1911 год. Холст, масло; 65х80.

 

Иван Трутнев (1827–1912) – русский живописец и график. С 1866 года жил в Вильне, где мог наблюдать разнообразные сцены еврейской жизни, одну из которых изобразил на своей картине. Она экспонировалась на выставке Петербургского общества художников в 1911 году. В числе других участников этой выставки был и академик Моисей Маймон (1860–1924). Подобно некоторым другим еврейским художникам, Маймон начал свое художественное образование в Виленской рисовальной школе у Трутнева, который возглавлял эту школу до конца жизни.

 

 

Иеуда Эпштейн. Игра в шахматы. 1904 год. Холст, масло; 41х57.

 

Иеуда Эпштейн (1870–1946) – живописец и график, родился в Слуцке, жил в Вене, где приобрел международную известность в конце ХIХ века. Создал ряд произведений на еврейскую тему.

 

 

Соломон Юдовин. Улица в Витебске. 1922 год. Бумага, ксилография; 17,5х12,2.

 

 

Соломон Юдовин. Кладбище в местечке. 1922 год. Бумага, ксилография; 16,5х14,5.

 

 

Соломон Юдовин. Улица в местечке. 1922 год. Бумага, ксилография; 17,2х15,5.

 

Произведения Соломона Юдовина (1892– 1954) из коллекции Российского еврейского музея. Созданные художником в начале 1920-х годов, эти ксилографии входят в серию «Былое». Основанные на реальных впечатлениях и содержащие подчас точные документальные детали, они, тем не менее, создают обобщенный, почти фантастический образ уходящего в прошлое, превращающегося в «былое» еврейского местечка.

 

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.