[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)

 

Снова Ирак

Два лика таинственного лидера

Симон Джекобсон

Вероятно, самый загадочный персонаж Пурима – это правитель мира, персидский царь Ахашверош.

В каждой истории есть свои герои и злодеи. Мордехай и Эстер – очевидные герои: в итоге они одерживают верх и евреи празднуют победу. Аман и его приспешники – злодеи, которые посрамлены и повешены. А кто же Ахашверош, герой или злодей?

 

Вначале он одобрил заговор Амана и издал указ об уничтожении евреев по всей территории своего царства, включавшего 127 стран. Но потом царь женился на Эстер, и она убедила его отменить указ и наказать Амана с его соратниками. В результате Пурим стал не днем трагедии, а днем празднования евреями победы над врагами.

Был ли Ахашверош только честолюбивым и легко внушаемым человеком или в его поведении кроется что-то еще?

Внимательный взгляд на жизнь Ахашвероша убеждает: его поступки были странными и непредсказуемыми. Порой он выглядит как персонаж пародийный, бросающийся в крайности: сначала влюбляется в Вашти, потом испытывает к ней ненависть и убивает ее. Вскоре начинает поиски новой невесты – самые разные женщины, накрашенные и разодетые, предстают перед ним в надежде стать царицей. В итоге он выбирает Эстер. Спустя какое-то время Аман убеждает его уничтожить всех евреев. Он страдает от бессонницы, решает наградить Мордехая, потом, в ответ на просьбы Эстер, отменяет собственный указ о евреях, вешает Амана, а Мордехай действительно получает награду и становится видным государственным деятелем.

Так что же Ахашверош? Хороший он человек или плохой? Был он героем, злодеем или просто идиотом, который не может ничего решить?

В Талмуде приведено два мнения относительно таинственной фигуры Ахашвероша – мнения Рава и Шмуэля: один говорит, что он мудр, другой – что он дурак (Мегила, 12а).

Одни мудрецы полагали, что евреи ненавидели его даже больше, чем Амана (Эстер раба, 7:20): «Он был жесток с начала до конца» (Мегила, 11а). Другие же считали, что Аман манипулировал им.

Вероятно, наиболее близок к истине раббан Гамлиэль, когда он называет Ахашвероша «афахфах» (буквально «хлопушка»), «капризным царем» (Мегила, 15б).

Чтобы понять причины психической неуравновешенности Ахашвероша, нужно постичь глубинное значение Пурима и проследить его истоки.

На самом деле история Пурима началась 957 годами раньше, на Синае. Талмуд (Шабат, 88а) объясняет, что в Пурим «постановили евреи и приняли на себя» (Мегилат Эстер, 9:27), то есть подтвердили свою обязанность исполнять Б-жественный закон, который получили почти тысячелетие назад на Синае. В Пурим они сделали это по собственной воле – безо всякого намека или «нажима» Сверху.

Почему для евреев было так важно в Пурим подтвердить свою верность закону?

Опыт Синая по существу знаменовал собой взаимопроникновение двух миров, материального и духовного, и задавал цель человеческого существования: освящать вселенную и создавать «дом Б-жий» на нижних уровнях бытия. До Синая сохранялся разрыв между «вышним» и «нижним» – Синай дал возможность соединить их. Преображение материальной вселенной в духовную энергию – это партнерство, симбиоз Б-жественного и человеческого. Для такого партнерства требуется не только Б-жественное откровение, но и полноценное признание и сотрудничество человека.

Именно потому был нужен Пурим, что Синайское откровение – это Б-жественное откровение. В Пурим люди, по собственной инициативе, признали возложенное на них Б-гом поручение, тем самым через девять с половиной веков завершив Синайский опыт.

Но история Пурима этим не исчерпывается. Даже если еврейский народ принял Б-жественное поручение – что при этом происходит с остальным миром? Ведь невозможно превратить физическую вселенную в «дом Б-жий», если все народы Земли не вовлечены в этот процесс!

Пурим оказал влияние на все народы (Мегилат Эстер, 9:3): «И все правители областей, и сатрапы, и начальники, и исполнители царских работ воздавали почести евреям», начиная с царя Ахашвероша.

Однако, несмотря на счастливый конец, глубинный конфликт остался, поскольку «мы все еще слуги Ахашвероша». Пурим дал нам передышку, но предстояло сделать еще очень многое, чтобы преодолеть двойственность мира, разрыв между Б-жественным планом и эгоистической вселенной. Самые трудные времена были еще впереди.

Эта двойственность получила воплощение в личности Ахашвероша, тогдашнего мирового лидера. С одной стороны, он тяготел к Аману и желал уничтожить евреев, с другой – стремился к благодеяниям, поддержке Мордехая и Эстер.

Впрочем, благодаря Пуриму евреями была достигнута не просто временная передышка: он оказал влияние на всю историю, побуждая народы Земли смирять свои устремления «от Амана» и открывать в своих душах Б-жественное начало. Вот в чем суть праздника Пурим. «Постановили евреи и приняли на себя, и на потомков своих» обязанность праздновать Пурим, «и дни эти отмечаются и празднуются из поколения в поколение в каждой семье, в каждой области и в каждом городе. И эти дни Пурима не будут отменены в среде евреев, и память о них не исчезнет у их потомков» (Мегилат Эстер, 9:28).

                          

 

* * *

Пурим несет в себе много важных уроков, в том числе связанных с нынешними событиями в Ираке – в том месте, где происходили события первого Пурима.

(История современного Ирака восходит к Древнему Вавилону, покоренному в 372 году до н. э. правителем Персидской империи Киром. Тогда же был убит Белшазар, внук Навуходоносора, разрушившего первый Храм. От Кира власть перешла к царю Ахашверошу, который отождествляется с Навуходоносором [Мегила, 11а]; он также был женат на Вашти, дочери Белшазара и внучке Навуходоносора.)

Двойственная, расколотая личность Ахашвероша имеет двойников и в наше время, и мы имеем возможность совершенно по-новому взглянуть на глобальные битвы, происходящие в Ираке и Иране – Древних Персии и Вавилоне.

Итак, переведем часы вперед, от первого Пурима в 356 году до н. э. (2364 года назад) к 2008 году – к тем проблемам, с которыми мы столкнулись сегодня.

Меня, бывало, критиковали за то, что я поддержал президента Буша и его решение начать войну с Ираком. По правде говоря, я и раньше высказывался достаточно ясно, но повторю теперь: я поддержал не президента Буша или кого-то другого, а две вещи:

1) ценности, которые утвердили и отстаивают Соединенные Штаты, а именно идею того, что все люди созданы равными, «наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых»;

2) необходимость для ислама повзрослеть и остепениться, подобно тому как это произошло с его старшим братом, христианством, на протяжении нескольких последних веков.

Это ни в коем случае не означает, что Америка и западный мир – герои, а мусульмане и арабы – злодеи. У всех есть свои грехи и добродетели, все обладают свободой воли и выбирают свои судьбы.

Ахашверош, глава Древней Персии, открывает нам два лика и две возможности, с которыми сталкиваются сегодняшние лидеры. Как Ахашверош имел два лика, так и западный (римский, христианский) мир, и арабский (мусульманский) мир раздвоены.

Сначала кое-что из «генеалогии»: нынешний кризис – глобальная конфронтация, которую некоторые определяют как «войну цивилизаций», – имеет истоком битвы в доме Авраама.

«Отец народов» имел двоих сыновей, Ишмаэля и Ицхака, – предков, соответственно, арабо-мусульманских народов и еврейского. Ицхак, в свою очередь, тоже имел двоих сыновей – Эсава и Яакова. Эсав стал родоначальником западного (римского, христианского) мира.

Битвы между сыновьями Авраама – древними жителями Южного Вавилона и Персии (современного Ирака) – стали предвестием битв, которые ведут между собой их потомки. По существу, это одна битва, в которой отразились противоречия материальной вселенной, стремящейся найти свой духовный путь.

Авраам преподал своим детям с трудом завоеванную свободу – истинный мир, истинную гармонию, истинную цель, которую можно достичь в борениях и путем обретения мира с Б-гом. Свобода придет, когда мы научимся побеждать природный эгоцентризм и становиться маяками альтруизма и любви, когда перестанем концентрироваться на себе и осознаем свою ответственность в деле исправления и одухотворения вселенной.

На Синае сыны Авраама, Ицхака и Яакова торжественно приняли Б-жественное поручение и посвятили жизнь построению цивилизованного мира, в то время как сыновья Ишмаэля и Эсава отвергли его.

По прошествии веков, с появлением христианства две тысячи лет назад, сыны Эсава стали усваивать основополагающие Авраамовы принципы, а вслед за ними, с зарождением ислама в VII веке, и сыны Ишмаэля.

Но сыны Эсава, римляне – в лице их европейских и американских потомков, – имеют два лика: один устремлен к ценностям Авраама, другой тяготеет к хищническо-воинственным инстинктам Эсава.

Аман, внук Эсава (через Амалека), продемонстрировал ненависть Эсава к Яакову, деду Мордехая (через Биньямина). Ахашверош обладает двумя ликами Эсава: один из них отражает наследие Авраама, другой – агрессию Амана. Победа Пурима стала выражением и завершением Синайского опыта; лучшая сторона Ахашвероша победила.

Но «шизофрения» Эсава – раздвоенность его личности – все еще сильна, и поныне это один из самых мощных факторов, задающих ход истории: какой из двух ликов Эсава восторжествует?

Возобладает ли меч Эсава, воплощенный во владычестве церкви и монархий, которые терроризировали население и урезали людей в правах, в жестоких преследованиях евреев, начало которым положили в XI веке Крестовые походы? Или же в Эсаве возобладают более кроткие гены Авраама – уважение к достоинству и правам человека, верность Б-жественному поручению цивилизовать и улучшить наш мир, жить согласно высоким моральным принципам, которые были сформулированы на Синае и получили логическое завершение в истории Пурима?

Трудно переоценить или даже вообразить себе то влияние, которое оказала раздвоенная психика Эсава на ход истории, породив за последние два тысячелетия невыразимые страдания, кровь миллионов (прежде всего евреев), расколов мир на куски. И только после многовековой болезни видение Авраама реализовалось в рождении демократии и американского народа, который был сформирован Б-жественными нравственными принципами, заданными на Синае, а также и других народов, усвоивших и усваивающих эти начала цивилизации.

Однако Эсав (западный мир) – это только часть истории. Эсав не одинок в своей двойственной природе. В его дяде и тесте Ишмаэле столь же явственно проявлялась двойственность натуры. Будучи сыном Авраама, Ишмаэль обладал многими достойными качествами, которые перешли к его потомкам. Как христианство принесло Б-жественный дух язычникам – потомкам Эсава, так ислам выполнил ту же задачу по отношению к язычникам – потомкам Ишмаэля. Но есть и другая сторона Ишмаэля, к сожалению, вышедшая ныне на передний план: агрессивность, нетерпимость, фанатизм, оправдывающий убийство невинных людей во имя «джихада».

Как раньше христианство, так теперь исламские страны стали питательной средой для сил, терроризирующих мир. Как и в случае с христианством, эти силы нужно укротить и перевоспитать в духе учения Авраама – отца Ишмаэля.

Действия Америки на Ближнем Востоке и в Ираке могут быть оправданы только в том случае, если они символизируют Эсава, который тянется к Аврааму, живет Авраамовыми принципами и напоминает своим ближневосточным дядьям (как и европейским братьям) об Авраамовом законе морали и добродетели.

Но Америка и Запад не должны забывать, что в природе Эсава есть и эгоистическая, воинственная составляющая; они не должны поддаваться империалистическим склонностям Эсава, его эгоистическим интересам – как финансовым, так и прочим.

Так что даже если у Эсава были основания, чтобы вступить в Ирак, ликвидировать тирана, послужить сдерживающей силой и попытаться принести стабильность в неспокойный регион, очень важно понять, когда следует отстраниться от трудного процесса «взросления», чтобы не повредить собственному иммунитету и устойчивости.

Пусть ваше западное присутствие будет ощущаться, но не до такой степени, чтобы мы оказались чрезмерно втянутыми туда, где рост должен осуществляться изнутри.

Наверное, это благо Б-жье для них и для нас, что ислам еще на ранней стадии раскололся на шиитов и суннитов: тем самым у них существует возможность контролировать друг друга и поддерживать баланс.

Когда меряются силами Иран (шииты) и Саудовская Аравия (сунниты), западный Эсав должен выдерживать дистанцию, даже если он оказывает влияние на регион с целью обеспечения стабильного будущего. Надо позволить мусульманам самим найти возможность примириться с принципами Авраама и друг с другом. Пусть они этого добьются, наши братья.

Запад должен заставить их измениться, используя самые разные методы – в том числе освобождаясь от их нефтяного шантажа. Как самый крупный покупатель, Запад находится в позиции, позволяющей заставлять их менять образовательную систему. Пусть они научат своих детей не только тому, как прекрасна вера, но и тому, как она побуждает нас любить друг друга, а не убивать. Если Запад ощущает себя духовно возвышенным, то пусть вдохновит и так называемых «неверных».

Ключевая задача для Америки – найти оптимальный баланс между давлением на Ишмаэля и дистанцированием от него. Пусть Ишмаэль сам решает свои проблемы, а Эсав, влияя на него, не должен стать пленником нефтяных и прочих своих интересов. Ослабив сверхзависимость от нефти Ишмаэля, мы только укрепим возможности влияния на регион.

Долг Эсава – напомнить Ишмаэлю Авраамовы истины. Вспомним великий союз Эсава и Ишмаэля. Эсав убеждал своего будущего тестя (Ишмаэля) вместе с ним совершить убийство Ицхака и Яакова, чтобы стать единственными наследниками Авраама. Теперь Эсаву представилась возможность исправить прошлое и побудить Ишмаэля измениться.

Вспомним историю: Ирак всегда находился в центре водоворота событий. Ирак – Древний Вавилон, место Эдемского сада, где родился и начал свой путь Авраам, – отражает и путь наследников Авраама – от язычества к Б-гу.

Как отец народов Авраам начал свое путешествие вдоль Евфрата 3750 лет назад, направляясь в Израиль, так и сыновьям его нужно проделать тот же путь, через Ирак, и найти способ установления мира с Б-гом, Синаем и Израилем.

Смысл Пурима в том, что нам дан Б-жественный план жизни – универсальный наказ всем людям Земли, как следует прожить достойным образом. Авраам, отец всех народов, научил своих детей жить в соответствии с Б-жественным призванием и сосуществовать в мире с братьями и сестрами. Этот наказ был сформулирован на Синае и получил логическое завершение в Пуриме.

Прошло много столетий, прежде чем народы мира приняли этот план и воплотили его в своих институтах. Полторы тысячи лет они страдали «болезнью роста», убивая миллионы евреев и людей других национальностей.

Теперь, спустя 3320 лет после Синая и 2364 года после Пурима, надлежит заявить: пришло время завершить этот процесс – наделить друг друга ответственностью, чтобы люди всей Земли – сыновья Эсава, Ишмаэля и других сынов Авраама – приняли, однажды и навсегда, Б-жественное учение Авраама.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.