[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2008 ШВАТ 5768 – 2(190)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

 

ХирургиЯ и медицинские процедуры

 

Когда у врачей нет единого мнения, нужна ли операция

…Вы пишете, что мнения докторов о том, как лечить Вашу жену, расходятся (одни настаивают на операции, другие не видят в этом необходимости).

Есть правило: если существуют сомнения в необходимости операции, лучше операцию не делать. Б-г, «Целитель всякой плоти и Творец чудес», исцелит и укрепит ее так, как должно, исполнив то, чего чает Ваше сердце.

 

Если наблюдается улучшение – операция, возможно, не нужна

...Я не могу дать Вам определенный ответ, нужна ли операция: из письма мне непонятно, каково Ваше состояние.

При всем при том Вы пишете, что видите улучшение, а тогда есть надежда, что здоровье Ваше со временем будет еще лучше, и хирургическое вмешательство не понадобится.

 

Сложные операции, ранее не делавшиеся

Хирургическая операция, о которой Вы пишете: 1) очень сложна, 2) методика ее еще только отрабатывается, 3) таких операций делалось крайне мало. То есть в настоящее время нельзя сказать, насколько подобная операция эффективна. Более того – и это крайне важно – результаты операции необратимы.

Итак, если Ваше состояние стабильно (то есть, упаси Б-г, не становится хуже) – Вам следует воздержаться от операции, покуда об этой методике не станет известно больше, чем сейчас.

 

Время для хирургического вмешательства

Если другой врач также высказался за операцию, ее следует делать, выбрав для этого благоприятное время. Не стоит говорить о том, что лучше делать ее в месяце элул, чем в месяце менахем ав. Не следует делать операцию в пятницу, лучше – где-то в начале недели. И уж конечно исключено между семнадцатым тамуза и девятым ава.

 

Операции и медицинские процедуры накануне Шабата

Есть целый ряд медицинских процедур – особенно хирургических, – которые требуют, чтобы больной после проведения процедуры еще какое-то время пробыл в стационаре: ему требуется реабилитация и т. д.

Во многих странах, особенно в США, такие операции стараются назначать на пятницу, так что восстановительный период приходится на Шабат.

Однако существует несколько алахических установлений, которые заставляют всерьез усомниться в целесообразности этого. Речь не идет о срочных операциях, делающихся «по жизненным показаниям»: когда стоит вопрос о спасении жизни, соблюдение Субботы утрачивает первостепенное значение. Это касается плановых операций и процедур, назначаемых заранее.

Ниже – некоторые пояснения, почему операции и другие процедуры, требующие пребывания в больнице, не следует назначать на вторую половину недели.

В «Шульхан арух», своде еврейских законов, сказано: «Не должно отправляться в плавание на корабле в три дня, предшествующие Субботе; то есть – со среды, включая среду <…> ибо в первые три дня <плавания по морю> людей изводят боли и неудобства <…> и они не возвращаются к своему обычному состоянию раньше, чем через три дня после того, как сошли на землю. Поэтому, если человек отправляется в плавание в те три дня, что предшествуют Субботе, он не соблюдает Субботу» (Законы Шабата, 248:1).

Из этого закона следует: всего, что чревато болью и неудобствами или может омрачить радость Субботы, следует избегать в течение трех дней, предшествующих Субботе.

Неудобство, связанное с пребыванием в больнице, когда меняется привычный для человека режим жизни (пища, время сна и прогулок, даже одежда) и особенно – послеоперационные боли и травма, куда больше неудобства, связанного с морским путешествием.

Более того, пребывание кого-то из членов семьи в больнице отравляет радость Субботы еще и его домашним. А потому начиная со среды не следует ложиться в больницу.

Еще одна проблема связана с тем, что многие из послеоперационных процедур подразумевают действия, которые нельзя выполнять в Субботу. Какие-то из них попадают под категорию пикуах нефеш («спасение жизни»), но все же лучше не провоцировать ситуацию, ведущую к нарушению святости Субботы, тем более когда день операции зависит от Вашего сознательного выбора.

Иными словами, не следует ложиться в больницу за три (и меньше) дня до Субботы, зная, что тем самым будет нарушена святость Субботы.

Этот же принцип распространяется на случаи, когда действия, запрещенные в Субботу, совершаются неевреями. Причем в городах, где изрядная часть больничного персонала – евреи (как, например, в Нью-Йорке или Бостоне), это еще актуальнее.

Кроме того, многие послеоперационные обследования требуют определенных действий от пациента – а часть из них, опять-таки, нельзя совершать в Субботу. И далеко не все эти обследования подпадают под категорию пикуах нефеш – а значит, речь идет именно о нарушении Субботы.

Еврей должен настаивать на том, чтобы подобного рода обследования проводились по окончании Субботы, однако сразу после операции у него просто нет сил спорить с врачами и настаивать на этом. Наконец, многие процедуры носят обязательный характер, от них очень трудно отказаться. А если больного ведет хирург-еврей, то он должен следить за состоянием пациента после операции – значит, больной становится причиной нарушения Субботы другим евреем…

Все это закономерно приводит к заключению, что негоже ложиться в больницу в пятницу – как, собственно, в четверг и среду.

Не будем забывать еще один момент: в Субботу и воскресенья в больницах дежурят в основном интерны, а не опытные врачи. И если у больного возникнут какие-то серьезные осложнения, то помогать ему будут не самые квалифицированные сотрудники больницы. Поэтому и с рациональной точки зрения оперироваться лучше в начале недели, чем в пятницу.

Тора говорит: если человек, Б-же упаси, занедужит, он должен искать по возможности лучшего врача. При этом не следует забывать: Б-г постоянно взвешивает все наши праведные и неправедные деяния. В ситуации опасности для жизни человек обязан сделать все, чтобы измениться к лучшему. Его поступки должны быть безупречны – это касается и лечения. Иными словами, шаги, которые больной предпринимает ради своего выздоровления, должны следовать духу и букве Торы – тогда они будут успешны и тогда Б-г, «Целитель всякой плоти и Творец чудес», благословит каждого из нас духовным и физическим здоровьем.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.