[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2008 ШВАТ 5768 – 2(190)

 

ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ

Берл Лазар

Нынешнее поколение можно без преувеличения назвать «поколением диеты». Практически каждый день приходится слышать, чем одна диета лучше другой, что нового изобрели врачи-диетологи и что пишут о диетах в газетах и журналах… Я знаю множество людей, готовых на любые жертвы, только бы сохранить стройную фигуру.

 

Вроде бы что в этом плохого? Люди хотят держать себя в форме, это естественное желание. Как учит нас Рамбам, поддержание тела здоровым – это один из путей служения Б-гу. Но откуда вообще возникла нужда в диетах? Есть объективная проблема: люди едят очень много, и не всегда здоровую пищу, а ту, что красива на вид, что приятна на вкус, что рекламируется. Сначала испортят себе здоровье, а потом вынуждены себя ограничивать, чтобы вернуться в приличное состояние! Нынешние поиски идеальной диеты – не что иное, как обратная сторона изначально нездорового отношения к еде.

Среди множества писем, которые получал Ребе, были и такие, которые касались выбора пищи, диеты, способа похудеть. Ответ Ребе был прост: если будете есть для здоровья, а не для удовлетворения прихоти, не нужно будет никаких диет.

Современному человеку нелегко понять такое отношение к еде. Потребительское общество фактически навязывает нам множество разнообразных товаров, в том числе еды. Реклама твердит, что надо есть, чтобы получать удовольствие, наслаждаться едой. А принцип наслаждения, как подтвердит вам любой ученый, основан на непрерывном увеличении дозы. Чем больше ты получил, тем больше тебе хочется. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Именно поэтому хасиды считают, что нельзя желать человеку во время еды «приятного аппетита»: они говорят ему «на здоровье».

Для верующего еврея еда – это средство, позволяющее человеку быть здоровым, чтобы лучше служить Б-гу. На самом деле здесь действует тот же принцип наслаждения, только на гораздо более высоком уровне: человек получает удовольствие не от физического акта поглощения пищи, а от духовного акта приближения к Б-гу. Еда для него чисто служебный элемент: он ест, чтобы жить полной жизнью, а не живет, чтобы наполнять желудок.

Рассказывают о Баал-Шем-Тове: однажды он объяснял своим ученикам, какую роль в жизни праведного еврея должна играть еда. В какой-то момент он возложил ладони на головы учеников – и им привиделась страшная картина: за накрытым столом сидит существо, одетое как человек, но голова у него бычья. Что это за чудовище? – перепугались ученики. А Бешт объяснил, что таков истинный вид человека, который ест, чтобы наслаждаться вкусами и запахами. Если вы хотите выглядеть по-человечески, вы должны относиться к еде как к одному из вспомогательных элементов служения Б-гу.

Это не значит, разумеется, что надо изнурять себя диетами или недоеданием. Как только мы решаем для себя, что еда имеет вспомогательное значение, мы тут же понимаем, как важно нормально питаться. В Торе обнаруживаем множество заповедей, относящихся к еде. Мудрецы Талмуда уподобили обеденный стол жертвеннику в Храме – каждый раз, когда мы едим, мы приносим жертву Б-гу. Отсюда, кстати, и перешедший от нас ко многим народам обычай макать хлеб в соль: он берет начало в заповеди, гласящей, что к любой жертве в Храме следует добавлять соль.

Все мы знаем стих из Торы: «Не хлебом единым жив человек». Но на самом деле это только первая часть стиха. Полная цитата звучит так: «Не хлебом единым жив человек, но всем, что исходит из уст Б-га, жив человек». Первая, общеизвестная, часть цитаты содержит достаточно простую мысль о служебной роли еды. Вторая часть поднимает нас на гораздо более высокий, духовный уровень. Тора говорит: внутри еды есть искра духовной пищи, мы должны есть, чтобы получить то, «что исходит из уст Б-га».

Именно поэтому Б-г создал человека таким образом, что он нуждается в телесной пище, чтобы жить. Когда человек ест, искры Б-жественной энергии, содержащиеся в пище, претворяются в его плоть и кровь и дают человеку возможность служить Б-гу. Тот, кто этого не понимает, кто ест лишь для телесного наслаждения, в конце концов теряет здоровье. А религиозный человек – который ест, чтобы служить Б-гу, – ест лишь столько, сколько нужно для служения. Такому человеку нет нужды в диете.

Это объясняет нам, почему Тора, так трепетно относящаяся к любой жизни и требующая от нас заботиться о живой природе и ни в коем случае не разрушать ее, наделяет человека правом брать плоды от деревьев, зерна от злаков и даже убивать животных, чтобы есть их мясо. Человек, усвоивший религиозный взгляд, поднимает еду на более высокий уровень, выделяя из низменной материи частицы высшей духовности. Недаром Бешт говорил: когда человек голоден, возможно, это не голод хочет есть, а душа еды просит себя съесть.

Однажды к франкфуртскому раввину Горовицу пришел резник. Он зарезал курицу, проверил, как полагается, ее внутренние органы, и у него возникло сомнение по поводу кошерности одного из них. Раввин перелистал десятки книг, долго размышлял и наконец выдал свое решение: мясо можно употреблять в пищу. Один из учеников удивленно спросил, зачем надо было так долго мучиться из-за курицы, которой и цена-то пятак на базаре! Тем более когда известно мнение одного авторитетного раввина, что в подобных случаях мясо следует считать некошерным… «Когда каждый из нас придет на Высший суд, – объяснил раввин Горовиц, – эта курица тоже придет свидетельствовать перед Б-гом. То, что мне легче, – курице тяжелее, потому что ее задача заключается в том, чтобы освободить все сокрытые в ее мясе искры Б-жии. Уж лучше я на Высшем суде буду спорить с авторитетным раввином, чем с курицей».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.