[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

КНИГА О ВОЙНЕ, МИРЕ, ПРИКЛЮЧЕНИЯХ И ТРАГЕДИЯХ

 

Генри Р. Хаггард

Падение Иерусалима

М.: Вече, 2007. – 544 с.

Английский писатель Генри Хаггард (1856–1925) известен и почитаем прежде всего теми, кто любит приключенческий роман. То есть такой, в котором обязательно присутствует экзотика – далекие и загадочные страны или времена; обязательно должна быть, пронесенная через всю книгу, чистая и верная, не сдающаяся преградам любовь, и, в принципе, должен быть хеппи-энд. Многочисленные приключения сильных духом и телом людей обязаны хорошо закончиться. В этом смысле Хаггард является предтечей аналогичных голливудских фильмов.

В романе «Падение Иерусалима» все вышеперечисленное присутствует. Роман повествует об Иудейской войне, в которой, как известно, восставшие евреи потерпели сокрушительное поражение от римлян; был разрушен второй Храм, и начался период изгнания из Земли обетованной – евреи стали расселяться по всему свету.

Храм разрушил римский император Тит, который считается «хорошим императором»; например, ему приписывают слова: «Друзья, я прожил плохой день!» – так, мол, он говорил, если в этот день не совершил ни одного доброго поступка. Хаггард пишет, что Тит изначально не собирался разрушать Храм, очень этого не хотел. Автор явно усвоил эту концепцию из классической книги Иосифа Флавия «Иудейская война», хотя сам Иосиф Флавий к началу войны уже был на стороне римлян, поэтому вряд ли мог быть объективен.

А вот Хаггарда, в принципе, можно назвать объективным. Он отмечает мужество сражающихся евреев, их готовность к самопожертвованию, их силу и бесстрашие. И в то же время заостряет внимание на том, что, пока римляне не подошли к Храму, евреи в основном воевали сами с собой – представители разных течений иудаизма и сект ополчились друг против друга и сами истребляли свой народ.

Хаггарду свойственна (впрочем, было бы странно, если бы это было ему не свойственно!) идеализация первых христиан. Так же высоко, с нравственной точки зрения, он ставит только ессеев – членов еврейской секты, по существу глубоко близкой христианству; не случайно некоторые современные исследователи считают Иисуса Христа одним из ессеев, который назывался у тех «учителем праведности». Не случайно главная героиня Мириам – христианка – влюбляется в римлянина Марка, а не в друга ее детства Халева, ставшего затем одним из яростных еврейских бойцов. Марк в конце концов крестится, и Мириам с ним венчается, не нарушив запрета своих родителей, завещавших, что дочь должна выйти замуж только за христианина.

Несмотря на все это, «Падение Иерусалима» – увлекательнейшая книга, повествующая об одном из самых трагичных событий в истории еврейского народа. Повествующая ярко, захватывающе и правдиво, насколько это возможно.

Егор Радов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.