[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)
Государство в государстве
Исраэль Барталь
От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772–1881 гг.
Jerusalem: Gesharim;
М.: Мосты культуры, 2007. – 264 с.
Была в Польше в XIX веке еврейская община, и дошла она до того, что провозгласила полную невозможность для себя существовать далее как одна из общин в Польском или еще каком государстве, а осознала эта община себя нацией со всеми вытекающими последствиями: территориальными притязаниями, развитием всех направлений национальной культуры и т. д.
Однако даже беглое чтение показывает, что книга совсем не об этом. Бытовало мнение, что евреи в Польше были «государством в государстве», самодостаточной и полностью дистанцированной от нееврейского населения общностью. Принимая эту концепцию в целом, Барталь все-таки уточняет: «Польская еврейская община обладала политической устойчивостью, основанной на симбиозе социально-экономических интересов <…> шляхетского сословия и интересов еврейских семей высокого круга. Евреи играли решающую роль в феодальной экономике: они задействовали производительные силы как города, так и деревни. Взамен они пользовались широкой автономией, встроенной в польскую политико-правовую систему». «С конца XVIII века, после разделов Польши, история польских евреев становится историей евреев России, Галиции и Пруссии», – говорит историографическая традиция. Барталь принимает и этот тезис, даже выделяет отдельные главы по разным странам, но тут же отмечает: евреи и в польские времена в конфликте авторитарного государства, то есть королевской власти, с одной стороны, и шляхетства, с другой стороны, всегда принимали сторону последнего; они ориентировались на местного шляхтича и кормились подле него, так что с сохранением собственности и широкой автономии прав польского дворянства сохранялись и традиционные формы еврейской жизни. А это, в свою очередь, позволяет говорить об определенной общности восточноевропейского еврейского социума в рассматриваемый период, по крайней мере, в России и в Галиции.
Барталю находится что сказать и о культурной общности («все спорили со всеми, все цитировали всех, все всех читали»), и о сходстве/специфике переживаемых проблем в политической, юридической, образовательной сферах. Конечно, и различия имели место, прежде всего в темпе преобразований, и Барталь анализирует весь массив факторов, как нивелирующих, так и отделяющих евреев России от евреев Австрии. Только об одном он практически не говорит: об эволюции евреев от общины к нации. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это просто переводческая вольность. В оригинальном названии такого широкого идеологического обобщения просто нет.
Михаил Липкин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.