[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

Ньюмен и оЧки

 

Артур Миллер

Фокус

Пер. с англ. В. Михайлина

М.: Текст, 2007 (серия «Проза еврейской жизни»). – 315 с.

Роман Артура Миллера «Фокус» написан в 1945 году – и это многое объясняет. 30-летний американский литератор, еще не знающий, что «Фокус» останется едва ли не единственным его прозаическим опытом, а мировую известность он обретет в качестве драматурга, исследует проблему антисемитизма. Однако главным героем романа Миллер делает не еврея, а того, кого в западной социологии принято называть «наблюдателем». Лоренс Ньюмен работает в преуспевающей компании «кадровиком», отвечающим за прием новых сотрудников. Среди прочего в его должностные обязанности входит отсев цветных, евреев и прочих «атипичных» американцев. Сам Ньюмен «чужаков» недолюбливает, но к активным действиям против них не готов – не то чтобы он был принципиальным противником погромов, скорее его отпугивает перспектива оказаться в одной компании с уличной шпаной и людьми, стоящими заведомо ниже его на социальной лестнице. В общем, перед нами портрет типичного обывателя, латентного антисемита, который не прочь поддержать разговор о том, что евреи развязали войну, но не пойдет бить витрины в лавке своего соседа Финкельстайна.

Подводит Ньюмена зрение – однажды он надевает очки и превращается в глазах начальства и соседей в «Янкеля», которого надо выгнать с работы и выжить заодно с Финкельстайном из престижного квартала. Вдобавок ко всему он женится на девушке с характерной еврейской внешностью, даром что раньше она играла видную роль в одном из калифорнийских антисемитских союзов. После этого Ньюмен окончательно становится лакомой мишенью для сторонников Христианского фронта – погромной организации, вдохновлявшейся проповедями католических священников Чарльза Кофлина и Эдварда Каррена.

Финал романа – Ньюмен оставляет попытки объясниться с преследователями и укрепляется в мысли дать погромщикам отпор – вроде бы должен выглядеть жизнеутверждающим, но выглядит откровенно скептическим. «Только тот тебя и заметит, кто с тобою вместе умрет» (Д. Быков); никто не способен войти в положение жертвы, пока не станет жертвой сам – таков напрашивающийся вывод.

Существует устоявшееся определение «проза поэта», в последнее время в связи с нашествием критиков в беллетристику все чаще используется понятие «проза критика». Роман Миллера – это характерная «проза драматурга», постибсеновская, несколько схематичная, черно-белая, где реальный план сочетается с аллегорическим и символическим. Кроме того, это очень американская книга, целиком посвященная, как и многие другие послевоенные американские романы, решению проблемы социального и экзистенциального выбора на материале межрасовых, межнациональных отношений. Не случайно в США «Фокус» сохраняет относительную популярность до сих пор, доказательством чему служит снятый в 2001 году одноименный фильм, получивший один из призов на кинофестивале в Карловых Варах.

Для российского читателя роман едва ли станет художественным открытием. Скорее его поразит, насколько реальным в Штатах середины 1940-х годов было предощущение неизбежности погромов после возвращения с фронта десятков тысяч безработных и неуверенных в будущем молодых людей – и с какой скоростью Америка прошла путь от страны откровенно расистской и ксенофобской к обществу толерантности и политкорректности.

Михаил Эдельштейн

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.