[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2007 КИСЛЕВ 5768 – 12(188)

 

ВАЛЕРИЙ ЧЕРЕШНЯ

Публикацию подготовил Асар Эппель

Я родился в Одессе в 1948 году.

До 20 лет жил на Дерибасовской (что комментария не требует).

В 20 лет почувствовал невозможность дальнейшего существования в пряной духоте талантливого бульона, именуемого Одессой, и отправился в Ленинград, город открытого пространства и строгой архитектуры, где и закончил технический ВУЗ.

Работая по специальности, старался освободить время для литературы, но не собирался делать ее профессией. Первые стихи возникли лет в пятнадцать. С тех пор осваивал психофизиологический процесс перевода ощущений и впечатлений в словесную массу, что и было для меня поэзией.

До 90-х годов публиковаться не пробовал, сознавая, какие уйдут на это усилия.

С 1993 года стал печататься в журналах: «Октябрь», «Звезда», «Постскриптум», «Волга», «Дружба народов» и пр. Вышли три сборника стихотворений: «Другое время», Нью-Йорк, 1996, «Пустырь», 1998 и «Сдвиг», С.-Петербург, 1999.

 

ИОВ. ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

                                          «…ибо ужасное, чего я ужасался,

                                                                  то и постигло меня;

                                     и чего я боялся, то и пришло ко мне».

                                                                                          Иов (3, 25)

 

То, чего я боялся, случилось со мной;

То, чего ужасался, пришло ко мне:

С холодом смерти сравним

                   наступивший покой,

Все, что вернул мне Г-сподь,

                   начинается с «не».

 

Выскользнул смысл и уплыл

                   по извивной реке –

Ни прилежанья, ни страсти его догонять.

Сколько же теплого толка

                   в сердечной тоске:

Можно с друзьями сидеть 

                   и на Б-га пенять.

 

Вновь и семья, и стада,

                   и родимый пейзаж –

Сверхизобильны дары, да душа несыта.

Вознаграждая за ужас,

                   Г-сподь входит в раж

И отмеряет мне лишние явно лета.

 

Замысел Б-жий порой непонятен и крут,

Тупо при жизни сижу,

                   словно нанятый страж,

Нечего красть, разве что

                   пустоту украдут,

Но не бывает таких

                   замечательных краж.

 

 

БЭЙТ-ХАЙИМ

 

Жена умерла – остались никчемные дети:

Толстая дочь, в глазах которой застыло:

«Мне никогда-никогда не выйти замуж»,

Сын с никаким лицом, обращенным

                                                      в тарелку

(Капелька пота в жару на кончике

длинного носа),

Вечно в тарелку – и слова годами

                                                      не скажет!

 

Что говорить? Избыток щенячьих усилий

Юности, трудное дело оставшихся лет

                                                      старика –

Стоят друг друга, и ничего, по сути,

                                                      не стоят.

Где ты, дом жизни? Не это же злое

                                                      жилище

С повестью пятен на стенах – метами

                                          стершихся дней:

Здесь он пролил молоко, а здесь, подпирая

                                                                  стену,

Годы смотрел на закат в окнах соседних

                                                                  домов.

 

Вот он умрет, и дети умрут –

                                           кто-то здесь будет

Жить, переклеит обои, покрасит окна,

Запах и тот вытеснит новым, своим.

Скажет: теперь хорошо, наконец-то

                                                      устроен

Дом моей жизни, которого столько

                                                      я ждал,

Дом моей жизни…

 

 

ВСЕГДА

 

                                           В тот самый час вышли

                                           персты руки человеческой

                                           и писали против лампады

                               на извести стены чертога царского,

                   и царь видел кисть руки, которая писала.

                                                                  Даниил (5, 5)

 

Как увидел – родным стал

Этот здешнего неба наклон,

Этих бледных пространств даль,

Словно лопнувших струн стон.

 

Так легли эти линии, так

Поместился он в душу – весь

Этот город, как будто знак,

Что когда-то бывал здесь.

 

Что когда-то ходил вдоль

Круто выгнутых камнем рек,

Что когда-то любил столь,

Что неважно в какой век

 

И неважно в краю каком,

Беспощадной толпой тесним,

Омываем грядущим злом…

И въезжал кто-то в Иерусалим.

 

Так же густо душила пыль,

И река текла под уклон,

Так же плакал Иезекииль

По дороге со мной в Вавилон.

 

И, казалось, в крови и огне

Побеждает языческий бог…

Только в знаках на царской стене

Проступал откровения слог.

 

 

БЛУДНЫЙ СЫН

 

Возвращаясь домой,

Под надежные своды стиха,

Б-же мой,

Говоришь, вот и я!

 

Столько дней,

Столько лет ты бродил наобум

По чужбине людей

С чепухой, приходящей на ум.

 

Сколько раз

Ты впадал в неуемный восторг,

В этот паз,

Всемогущества жалкий простор.

 

То ли смерть,

То ли жизни кишащей плотва,

Словно жердь,

На которой пробилась листва.

 

Думал – крах,

Думал, век проплутаешь слепцом,

А очнулся в слезах,

Осеняем склоненным отцом.

 

 

ПРОРОК

 

Умолкнул звук. Сомкнулся свод небес

И Б-г не говорит со мною боле.

И я притих, как затихает лес

В предгрозовой неволе.

 

Я – обладатель своего ума

И времени от ныне до кончины –

Увижу мир, свершу его дела

И научусь исследовать причину.

 

Теперь другие будут толковать

Все то, что в толкованье не нуждалось,

Когда Он так умел повелевать,

Что мне всей дрожью жил повиновалось.

 

Красноречивый знак, ничья вина –

Мое молчанье, честное сиротство:

Во дни, когда сгустилась тишина,

Я не ищу сомнительного сходства.

 

И если упрекнут, что я заснул,

Ну как я объясню им то, что свыше:

«Остался гул, ты понимаешь, гул

От Голоса, которого не слышу».

 

* * *

Предметы, всего лишь предметы,

Живущие робко, как ссыльный,

Намеки иного, приметы,

След тумбы, очерченный пылью,

Свидетель, что было – и нету.

 

Заложники тесного быта,

Испарина спекшейся жизни:

Здесь где-то висело корыто…

Но память ржавеет и киснет.

Забыто. Забито. Закрыто.

 

Вот разве очнуться на кухне,

Где мама у крана стирает,

А пена пузырчато пухнет,

Сползая, по краю стекает –

И время в ничто свое рухнет.

 

А в небе распахнутых ставень,

Где Каин по брату скучает,

Где кроткий блаженствует Авель,

Гроссмейстер фигуры расставил

И мучает их, и спасает.

 

 

С ВЫСОТЫ

 

Извилистой реки еврейский алфавит –

Б-г пишет на Земле невнятные указы.

Покуда разберешь начало фразы,

Смысл растекается и голова болит.

 

Прижмись щекой к дрожащему стеклу –

Жует мотор, сжирая расстоянье,

Что Моисей искал в Твоем сиянье,

Синайскую разгадывая мглу?

Забудь себя и взглядом повторяй

Лишай лесов, кайму прибрежной пены,

Вводи раствор заката внутривенно,

Теряй себя до легкости, теряй.

 

Вот-вот проступит настоящий лик:

Морщин Рембрандтовых глубокие ущелья

Слагаются в подобие веселья,

В котором узнает себя старик.

 

 

НА ТЕМЫ ПСАЛМОВ

 

1.

 

И я велел себе: молчи

Молчи о злом и даже добром.

И скорбь моя огнем в ночи

Вдруг выхватила все подробно.

 

И я взалкал: «Скажи, Г-сподь,

Когда конец наш страшно близок,

Когда мы – страждущая плоть,

Когда мы ходим, словно призрак,

 

Когда мы есть, и вот

                           нас нет –

Пусть и повинны в преступленьях –

Как вынесем Твой жгучий свет,

Не вспыхивая, как поленья?

 

Я странник, гость в Твоей стране,

Не сделай жизнь мне слишком тесной:

Так отступись, дай отдых мне,

Пока я вовсе не исчезну».

 

2.

 

Как хорошо мне – Он со мной,

И радость, как ягненок, – возле,

И запах жизни, как настой,

Мне резко ударяет в ноздри.

 

Спокоен и правдив мой труд:

Стада приплод приносят вдвое,

И воды тихие текут

У ног моих, как дни покоя.

 

И что теперь мне смертный путь,

Не вижу зла я в этой доле.

О, только будь со мною, будь,

Не отпускай меня на волю!

 

3.

 

Цветов, умирающих с болью,

Какой не понять человеку;

И воздуха в полную волю –

Его не объять человеку;

И слово Г-сподне, как поле,

Чтоб жить и пахать человеку;

И счастье посыпано солью,

И мне умирать, человеку.

 

4.

 

Возвышают воды, Г-споди,

Возвышают воды голос свой,

Посягая до Твоих высот.

Но превыше шума многих вод

Откровений тихий шепот Твой,

Внятный среди звездной россыпи.

 

5.

 

Давид, лежащий на спине,

Лицо закинув в небо ночи,

Ты видишь звезды – сор на дне

Солонки на Его столе,

Ты видишь блеск Его воочью.

 

Как ослепителен разбег

Пространств, которыми Он ходит;

Он вечность стряхивает с век…

Так что такое человек,

Что он к нему еще снисходит?

 

6.

 

Как страшно, Г-споди, весне,

И почка каждая нарывом

Кричит, как женщина во сне,

В своем отчаянье пугливом.

 

Ты видишь, как больна тобой

Вся хлещущая жизнь, покуда

Ей позволяешь быть такой,

Не прекращая это чудо.

Но, Г-споди, зачем тогда

Не явно всем Твое величье?

Мы понимаем блеск добра,

Но нас пугает безразличье,

Пустых пространств немая мгла.

 

7.

 

Такая ночь – не Словом, только вздохом…

Недвижное ночное покрывало

Из взбитых сливок Млечного тепла.

– Скажи, Г-сподь, кому еще так плохо,

Так хорошо, так много и так мало

В Твоем пространстве из добра и зла?

 

В Твоей свободе правды или лжи

Кому еще с таким упорством снятся

Бескрылых истин временные сны?

О Г-споди, скажи Ты нам, скажи,

Кому еще так хочется прорваться

Туда, где эти сходятся концы?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.