[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2007 КИСЛЕВ 5768 – 12(188)
Псой – это вам Короленко!
Леонид Бахнов
Псой Короленко, известный интерпретатор еврейских песенных традиций, неизменный участник и организатор клезфестов, совместно с Аленой Аленковой – еврейским композитором, аранжировщиком, преподавателем, руководителем питерского ансамбля «Гилель» – выпустили DVD + CD «Русское богатство», где поэзия Серебряного века зачастую весьма причудливо сочетается с некогда популярными напевами местечка. Первая презентация альбома прошла в московском клубе «Билингва».
Когда пытаешься определить, кто же такой Псой Короленко, первое, что приходит в голову, – это отрицательная частица «не». Не бард (хотя почему же?), не шансонье (хотя почему же?), не представитель нового рока (хотя почему же?)... В общем, сплошные «не», но не слишком уверенные. Единственное, что можно сказать точно: Псой Короленко – это не попса (и не классический баритон, – тут же прибавляет ехидный внутренний голосок).
«Кайфист-вагант» – назвала его Кира Сапгир, услышавшая его впервые в Париже в канонизированном подвале Хвостенко. Что ж... В том, что Псой ловит кайф, сочиняя, исполняя и постоянно усовершенствуя свои песенные номера, сомневаться никак не приходится. Так же, как и в том, что публика, слушая и лицезря его, тоже кайфует. Смеется, аплодирует, подпевает, проникается ироническим умилением в совокупности с умиленной иронией. А его песни на ломаном идише? Вряд ли многие из почитателей арт-явления с еврейским именем Псой понимают идиш, тем более в такой интерпретации. Однако ведь тоже кайфуют! От самого звучания языка, его мелодики, иногда специально утрируемой, от музыки, ритма – от всего вместе! Не говоря уж о тех глубинных ассоциациях и рефлексах, которые вызывают песни на этом постепенно исчезающем, но столь со многим связанном языке.
Да, кайф от песен Псоя Короленко особенный. С историко-филологическим привкусом, я бы сказал. Не в том, разумеется, смысле, что по-настоящему словить его может только профессионально подготовленная аудитория – свой кайф может поиметь и полный отморозок, различив знакомую мелодию, да еще выданную столь зажигательно. А в том смысле, что в каждом из нас, хотим мы этого или нет, живет историческая память, и псоевские парафразы, приколы, классика, проперченная фольклором, и фольклор, канающий под классику, – вся эта бахтинская карнавализация оную память будит, тормошит и заставляет ее подпевать и приплясывать. А также понуждает публику вызывать автора и исполнителя на «бис», хотеть еще и еще...
Собственно, карнавал заключен уже в самом сочетании «Псой Короленко», которое скромный филолог Павел Лион, закончивший МГУ, взял себе в качестве арт-лейбла. Понятно, какой нации имя «Псой», но ведь в самом его звуке скрывается, а вернее сказать, проступает «пес», то бишь собака, которая друг человека. А Короленко Владимир Галактионович... Гуманных убеждений был господин, между прочим, антисемитов на дух не выносил, за вотяков заступался, если кто помнит. Допустим, не первого ряда писатель, но и не последнего, чего уж там. А также многолетний издатель журнала «Русское богатство» – название, которое для своего альбома Псой Короленко взял совсем не случайно.
Впрочем, это альбом не одного лишь Псоя. На обложке стоят два имени: Псой Короленко и Алена Аленкова. На самом деле она Аренкова – псевдоним родился в результате элементарной опечатки. На синтезаторе она аккомпанировала Псою великолепно. Однако просто аккомпаниатором ее никак не назовешь. Соисполнитель, соавтор – Б-г его знает... Тем более (это я уже потом, когда распечатал альбом, прочитал) авторами музыки ко многим текстам значатся Псой Короленко и Алена Аленкова.
Познакомились они пару лет назад на одном из клезфестов. Поняли друг друга, стали работать вместе. И собираются продолжать так работать и дальше.
Что же это такое – альбом «Русское богатство»? Само оформление уже говорит о многом. Как это по-псоевски – взять обложку журнала «Мир Искусства», исполненную Константином Сомовым (декаданс), и внедрить в нее название «Русское богатство» (демократическая журналистика). Вселенская смазь? А может – центонная поэзия? Псою Короленко вкупе с Аленой Аленковой (история с псевдонимом, кстати, великолепно укладывается в псоевскую стилистику) ничего не стоит смешать жанры, мелодии (известнейшие), переиначить стихи (тоже известнейшие), присобачить ко лбу Петра Ивановича брови Нехамы Самойловны. Текстовыми основами для экспериментов служат в основном стихи поэтов Серебряного века – от Игоря Северянина до Зинаиды Гиппиус проездом через Горького, Есенина, Сафо и еврейский фольклор, музыкальными – все, что угодно, от Шопена с Рахманиновым до площадных песенок, плюс, опять же, еврейский фольклор. «Эклектика! – возопит (завопит) кто-то. – Китч!» А по-моему – удивительная органика. Потому что – Псой Короленко.
У другого бы не получилось.
На DVD помимо песен есть еще и «Комментарий» – беседа с Псоем, записанная в санкт-петербургском клубе «Орландина», где автор очень умно, тонко и с самых что ни на есть философских позиций рассуждает о множестве метафизических, исторических, эстетических, психологических и прочих материй, из которых соткался этот альбом. Слушать и смотреть – одно удовольствие. Как-то, в общем-то, проникаешься. То и дело киваешь внутренней головой: это точно, и это правильно. Один лишь вопрос остается: а как же быть со стихией?
Потому что Псой Короленко – это, конечно же, маска. Неплохо, надо сказать, придуманная. Но, с другой стороны, – и стихия. Этот элемент никак нельзя не учитывать. Может ли стихия объяснить сама себя?
Могла бы – не было б Псоя.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.