[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)
Изысканное переплетение
Михаил Визель
Российско-британские политические и культурные связи начались далеко в допетровские времена и имеют порой причудливые грани. Многие ли, например, сейчас помнят, что Иван Грозный всерьез сватался к Елизавете Английской? А Английское подворье на Варварке располагалась в двух шагах от Глебовского подворья на углу Варварки и Китайгородского проезда, в котором во времена черты оседлости разрешалось останавливаться прибывающим в Москву евреям? Только что в этой связи была вплетена еще одна изысканная нить.
30 октября в Оружейной палате Московского Кремля в рамках придуманной и организованной давно живущей в Москве американкой Ким Томас музыкальной программы «Высокая нота» состоялся необычный камерный концерт. Среди развешанных по стенам и выставленным в витринах сугубо светских предметов – старинных доспехов, персидских халатов и роскошных атласных платьев цариц Елизаветы и Екатерины прославленный британский ансамбль аутентичной музыки Fretwork вместе с не менее известным британским же контртенором Майклом Чансом исполняли духовную музыку современного британского православного (это не описка) композитора сэра Джона Тавенера, уходящую корнями в строгие византийские каноны.
Здесь самое время спросить: это все, конечно, замечательно, но какое отношение имеет к журналу «Лехаим»? Как ни странно, самое прямое. Потому что несколькими месяцами раньше, в марте, стараниями той же неутомимой Ким, отважной пропагандистки разной необычной музыки, секстет или, более точно, консорт (т. е. «согласие, созвучие») виол Fretwork уже выступал в этом же импровизированном зале, но с совсем другой, совершенно неожиданной для этих стен программой: «Еврейские композиторы при английском королевском дворе XVI века».
На первый взгляд это звучит еще более странно, чем потенциальная женитьба Ивана Грозного на Елизавете I. Какие при Тюдорах могли быть еврейские композиторы, если евреям в то время в Европе запрещалось заниматься практически всеми видами интеллектуального труда за пределами своей общины?!
Но европейские виртуозы-интеллектуалы, успевшие за двадцать лет своей музыкальной карьеры не только выпустить множество дисков старинной музыки, но и поработать с Робби Уильямсом, Лореной Маккенит и записать саундтреки к двум фильмам Джима Джармуша, в очередной раз сумели нам продемонстрировать, что такое незашоренный взгляд на привычные вещи. А подлинный талант и здравый смысл, как известно, всегда был сильнее глупых запретов. Когда в 1540 году Генрих VIII выписал из Италии для своего великолепного двора две семьи музыкантов – Бассано и Лупо, он не обращал внимания на слухи о том, что его новые придворные музыканты – мараны, т. е. не столь добрые христиане, как хотят казаться, а на самом деле продолжают исповедовать иудаизм. Генрих, как известно, еще в 1533 году насмерть поругался с Римом, и его не сильно беспокоило то, насколько ревностными католиками являются носители этих звучных итальянских фамилий. Его больше волновало, чтобы они сочиняли и исполняли звучную музыку. А с этим, как известно, у евреев всегда было все в порядке. Даже если «у композиторов были весьма веские причины прилагать все усилия к тому, чтобы по сочиняемой ими музыке невозможно было определить их происхождение», как деликатно было сказано в буклете концерта.
На вопрос, как появилась эта неожиданная программа, лидер коллектива Ричард Бутби отвечает просто: потому что их об этом попросили. Перед американским турне осенью 2006 года один из промоутеров спросил, могут ли они сделать такую программу. «Поначалу мы относились к идее скептически, – признается Бутби. – Нам казалось, что если уж в XVI веке еврейским композиторам и случалось работать при дворе, то они делали это “инкогнито”, не открывая своей принадлежности к еврейству». Но по мере погружения в тему оказалось, что, похоже, все-таки об их еврействе прекрасно было известно. И при дворе Тюдоров и Стюартов к этому относились вполне толерантно (хотя официально въезд исповедующим иудаизм в Великобританию был запрещен) – до тех самых пор, пока при Кромвеле евреям официально не было разрешено селиться в стране, но при этом пуритане начали гонения на светскую музыку.
Кроме того, существовала чисто техническая сложность. Круг этих композиторов ограничен музыкантами из семьи Бассано и Лупо – а их одних не хватило бы на целый концерт. Но решение нашлось и здесь: к программе вполне органично добавилось сочинение современного нидерландского композитора Орландо Гафа, написанное специально для Fretwork несколькими годами раньше – в 2001 году. «Я не знаю, еврей ли Орландо, но его сюита “Огненные птицы”, безусловно, еврейская», – смеется Бутби. И действительно: каким еще назвать использующее клезмерские мелодии произведение, основанное на романе Аарона Аппельфельда «Баденхейм 1939», речь в котором идет о том, как чистенький европейский курорт превращается в гетто? И наконец, к программе были присовокуплены пьесы для виол еще двух музыкантов: работавшего на рубеже XVI–XVII веков при дворе герцога Мантуанского Соломона Росси и жительницы Антверпена XVII века Элеоноры Дуарте. Последняя, выходец из семьи потомственных торговцев бриллиантами, – одна из крайне немногочисленных до XX века женщин-композиторов и уж точно единственная среди них еврейка.
Когда программа была собрана и апробирована, она так понравилась музыкантам и слушателям, что Fretwork исполнял ее регулярно, а в марте 2007 года записал в студии – этот диск должен выйти в течение года.
Нежные звуки больших и малых виол – предшественниц скрипок и виолончелей – производят потрясающее впечатление, особенно в соответствующем им старинном антураже. Но, когда слушаешь ансамбль старинной музыки, исполняющий сочинения добаховской эпохи, всегда задаешься вопросом – а насколько аутентична эта аутентичная музыка? Можем ли мы быть уверены, что Генрих VIII и Елизавета слышали именно те звуки, которые слышим сейчас мы? Лидер Fretwork клянется: мелодии, ноты – все было именно так. Что же касается техники звукоизвлечения – она все-таки немного компромиссна. В XVI и XVII веках инструменты были немного разными, но на гастроли невозможно взять их все. Поэтому на кремлевском концерте пришлось ограничиться теми, которые были необходимы при исполнении «Огненных птиц» Орландо Гафа. Но при записи используется множество струнных – в полном соответствии с эпохой, потому что в разные эпохи звук был тоже разным.
«На наши виолы мы натягиваем струны из бараньих кишок, как то было в XVI веке – и получается густой, теплый, насыщенный звук, – с гордостью говорит Бутби. – Но басовые струны при этом мы используем металлические. Они немножко более современные, но зато с их помощью можно добиться более четкой артикуляции. Так что, уверяю вас, звук и сейчас, на этом концерте, был достаточно хорош!»
Последнее можно было и не добавлять: слушатели оценили это сами. Остается только добавить, что английское слово Fretwork значит, среди прочего, «причудливые сплетения, узоры». Как мы видим, ансамбль полностью оправдывает свое название, сплетая еврейские, британские и теперь уже русские нити в воистину причудливый и изысканный узор.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.