[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)

 

ВЛАДИМИР ГАНДЕЛЬСМАН

Публикацию подготовил Асар Эппель

Я родился в 1948 году в Ленинграде.

Закончил электротехнический вуз, три года работал инженером, затем кочегаром, плотником и т. д. и т. п. В 1991 году выехал по рабочей визе в Америку, где по сей день преподаю русский язык.

Живу то в Нью-Йорке, то в Санкт-Петербурге.

Два первых поэтических сборника вышли в начале 90-х в издательстве «Эрмитаж», Нью-Джерси, США. Затем книги выходили в России, в основном в издательстве «Пушкинский фонд». Последний сборник – «Обратная лодка» – избранное из восьми книг, в издательстве «ХХI век».

Я автор романа в стихах «Там на Неве дом», записных книжек «Чередования» и т. д. Стихи, представленные в подборке, по большей части связаны со Сновском, городком в Черниговской области, который в советские времена назывался Щорсом.

В детстве отец возил меня в бывший Сновск – на свою родину, и это место (тогда – почти местечко) запало в душу...

 

…ВДОГОНКУ ГОРОД СНОВСК

 

День первый

 

Птица чирикнет, как чиркнет о воздух,

белую спичку зажжет

утра, и крыльев серебряный отдых

в нем оживет.

 

Лето, прозревшее легкостью лёта,

время ребенка внутри

стекол веранды, прозрачная нота,

зоркость зари.

 

Дня дуновение, кружево ила,

озеро глянет светло,

точно задумано Г-сподом было

ночью число.

 

Книгой, открытой на птичьей закладке, –

зелени взвесь, –

мир, как чеканная точность отгадки,

высвечен весь.

* * *

Высокий и узкий мост над путями,

свистки паровозов, грохот сцеплений,

безногий нищий с кепкой и медяками

под кустом цветущей сирени,

 

город ставен с сердечками и песчаных улиц,

белый утром, днем желтый

и ночью синий,

где есть свой парикмахер, свой безумец,

свой базар с влажно-гнилым прилавком,

пропахшим дыней,

 

Г-споди, с веснушчатой рыжей жизнью

двух близнецов за забором хлипким,

со звуком из сада ученическим, чистым

будущей первой скрипки,

 

с комком у горла чуть ли

не у моего, но себя не вижу,

с дальней родственницей – белой, щуплой

девочкой над блюдцем двупалых вишен,

 

с острым кровосмесительным чувством

к ней, с полудетской лаской,

с теплым воздухом, в котором пусто,

как на каникулах в классной,

 

с дядькой, который все время шутит,

пританцовывая, и лет через десять,

Г-споди, умрет и обо всем забудет,

и еще через двадцать в последней строфе

воскреснет.

 

* * *

Между тем эта вымышленная жизнь

не хуже твоей, не хуже моей,

с теснотой по-коровьи толпящихся дней

(наподобье национальных меньшинств),

 

со свежевыкрашенным в хате полом,

где бухгалтер ходил, прятал ключи,

жил – голый череп в очках – долго

с женой и двумя дочерьми,

 

там не меньше пылает солнце,

чем здесь, и коза пасется,

и приезжего жениха кормят обильно...

(Помнишь? – спрашиваю сестру. –

Помню – пыльно.)

О, возможно на то и старость,

чтоб увидеть их счастье

как шум и ярость,

но в спасительном свете,

спасительном свете, и не иначе.

(Мы там жили еще на даче.)

 

Там ходили с тазами они вчетвером

в баню, и возвращались,

                         отмытый запах

клумбы с дымчатым табаком

проникал в их ноздри,

и в черных накрапах,

 

чуть припудренный желтой пыльцой,

шелковистый мак источал свой свет...

Помнишь? Помню – идут

между матерью и отцом

и смеются, не зная,

что не было их и нет.

 

Стихи памЯти отца

 

1.

 

Ночь. Туман невпродых.

И – лицом к октябрю –

надо прежде родных

исчезать, говорю.

 

Речь, которая есть

у людей, не берет.

В большей степени весть

о тебе – этот крот.

 

Потому что он слеп.

Слепок черных глазниц.

В большей степени – степь.

Холод. Ночь без границ.

 

2.

 

Узкий, коричневый, на два замка саквояж,

синие с белыми пуговицами кальсоны,

город, запаянный в шар с глицерином,

вояж

в баню, суббота, зима и фонарь

услезенный,

за руку, фауна булочной сдобная: гусь,

слон, бегемот – по изюминке глаза

на каждом,

то и случилось,

                   чего я смертельно боюсь

там, в простыне, с лимонадом

в стакане бумажном,

 

то и случилось, и тот, кто привыкнуть

помог

к жизни, в предбаннике шарф завязавший

мне, – столь же

к смерти поможет привыкнуть,

я не одинок,

страшно сказать, но одним собеседником

больше.

3.

 

Я шлю тебе вдогонку город Сновск,

путей на стрелке быстрые разбеги,

хвостом от оводов тяжеловоз

отмахивается, на телеге

 

шагаловский с мешком мужик-еврей,

смесь русского с украинским и с идиш,

мишугинер побачит тех курей

и сопли разотрет в слезах, подкидыш,

 

весь местечковый, 

                      рыжий, жаркий раж,

всю утварь роя, все, чем мне казался

тот город, всю языческую блажь, –

египетский ли плен в крови сказался,

 

не знаю... Эту жизнь, которой нет,

которая мне собственной телесней

была, на ту ли тьму, на тот ли свет

я шлю тебе мой голос бесполезный,

 

как в Белгороде где-нибудь, схватив

в охапку сверток груш, с толпой мешаясь,

под учащенный пульс-речитатив, –

ты отстаешь, в размерах уменьшаясь,

 

и я иду к тебе, из темноты

тебя вернув, из немощи, из страха,

как блудный сын, с той разницей, что ты

прижат к моей груди как короб праха.

 

 

Бабушка видит мужа

 

Дня мерцанье белое в обводах рам,

белое мерцанье из окна сквозит,

никого на дереве, лица ни там

нет, ни там, прищеплена, весна висит,

 

с бельевых веревок перекрещенных,

номерком нашитым бегло мечена,

не душа живая – это вещь на них

рукавами сохнущими мечется,

 

о каком Давиде – указательным

тычешь в створ весны – тебе

бормочется,

никого под деревом, но, знать, больным

видится, как хочется, как хочется,

 

что-то вроде пленки кинопорванной,

где идет война, эвакуация,

беженцы в стога ныряют,

                               в створ видна

в воздухе висящая акация,

 

с крестиков, гудящих в небе,

ненависть –

кладбище летит горизонтальное –

валится, и дымом всходит века весть,

убегает в даль зигзагом, в даль, снуя,

как овец, гонимых в преисподнюю,

смерть пасет и гнет их в три

                                      погибели,

Б-же, человек живой бесплоднее

мертвой птицы, усыпленной рыбы ли,

ты читай на дереве псалмы свои,

в них ночей тоску твою и дней тая,

пусть они баючат, ветви вислые,

путаницу смертную, по ней-то я

 

и служу на кухне поминальщиком,

мальчик и меняльщик глянца марок я

там, стекает по моим печаль щекам,

и в окне трепещет что-то яркое.

 

МузыкальнаЯ пьеса

 

Сначала дверь со скрипом, пауза,

со скрипом отворяет он,

и видит воздух цвета паруса,

и медлит звуковой наклон,

еще чуть-чуть – и разыграется,

сарай дощатый в световых –

сквозь щели – струнах разгорается,

и следом вспыхивает стих.

 

Он струнные пласты складирует,

и вдруг в раскрытое глядит,

где вся во фраке, вся солирует,

вся эта ласточка летит,

вся эта ласточка, в извилистом

изливном звуке исхитрясь,

вверх падает всем тельцем жилистым,

на солнце искренне искрясь,

 

и, удалившись в точку таянья,

уже невидима почти,

почти что противостояние

кусту весомых чувств пяти,

на милостивое снижение

идет и нотой в синевах,

ей данных в чистое служение,

звучит, занежась на крылах.

 

Тогда от индивидуального

ее паренья оторвав

свой взгляд, забывший в пользу дальнего

оркестр подручных переправ

на берег прочного, древесного

распила, – он ведет, как строй,

смычковый гул соседства тесного

на тес дымящийся, сухой.

 

Оркестр в подмышечных

                                 подпалинах,

и первый слышится раскат

ударных, – с улиц ли, расплавленных

жарой, доносится обряд,

и похорон в провинциальности

какого-нибудь городка

свидетель, жертва их тональности,

ребенок плачет на века, –

гремит ли по соседству кузница

и раздуваются ль меха, –

он знает: свод громами грузится

в согласье с музыкой стиха.

Крестись, дурак, крещендо мощное,

сирени в крестиках озноб.

Он наклоняет лоб наморщенный.

Рабочий день, тесовый гроб.

 

Сосновый лес за лесопилкою.

Он радуется не спеша, –

там разогретая и пылкая

остужена его душа.

О чем ты, пьеса бесполезная?

Сон за стежком ведет стежок,

покуда ласточка, как лезвие,

не разошьет ночной мешок.

 

 

Вдали

 

Обелиск, фанерный ворс,

пересадка, Гомель,

братские могилы, Щорс,

даль, речная отмель,

 

синь в разрезе облаков,

окунь в красных метках

с ослепительных боков,

слепень в латах медных,

 

железнодорожный мост,

поезд-отголосок,

позолота блеклых звезд,

стадион «Колгоспник»,

 

в пыльном cтенде для афиш

за стеклом – составы,

в жадном чтении стоишь,

сухо пахнут травы,

 

белых семечек кулек,

в шесть рядов трибунка,

как ты сам себе далек,

нет тебя, ребенка,

 

чуткий Б-г тебя творил,

чаял встречи тайной,

чудным опытом дарил

чистоты случайной.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.