[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)
Кабала зеленой бабоЧки»
Александр Рыбалка
За всю историю пребывания евреев в Европе христиане не уставали уничтожать еврейские книги. Только в Париже, как бесстрастно свидетельствуют протоколы инквизиции, было сожжено несколько возов книг! Сжигали книги и на юге Франции, причем считали даже не на единицы книг, а на десятки возов! Все это невежественные инквизиторы называли «Талмудом», однако нетрудно понять, что в общую кучу попадали все книги из синагог и еврейских библиотек. Кто знает, сколько бесценных сокровищ было тогда утеряно?
Страницы из «Шомер Эмуним» («Страж верующих»), одной из классических книг по кабале.
Параллельно с этим находились европейские мистики, которые спасали еврейские книги и пытались разобраться, что в них написано. Поэтому сегодня в архивах и частных библиотеках можно найти рукописи, которые давно считались исчезнувшими. А о многих современные исследователи кабалы даже и не слышали.
В книге «Тройной адский словарь» малоизвестный английский мистик Финеллан определял кабалу как «искусство общения с простыми духами». Имеются в виду элементали, духи стихий, покровители воды, земли, воздуха и огня. Конечно, это весьма примитивное и совершенно недостаточное определение кабалы… Хотя в Талмуде говорится о том, как добыть саламандру, – то есть практическая кабала все-таки интересовалась духами стихий.
Заполучить саламандру – духа огня – несложно, для этого достаточно непрерывно семь лет поддерживать огонь в очаге… Но что вы потом станете с этой саламандрой делать? Тот же Талмуд уверяет, что любой предмет можно обмазать кровью саламандры и он станет несгораемым. Сегодня существуют специальные несгораемые составы, а этот отрывок я бы воспринимал как аллегорию.
Финеллан включал в состав «Великой кабалы», как он говорил, следующие мистерии:
«Кабалу Зеленой Бабочки»;
«Черную Курицу»;
«Королеву пчел»;
«Черный Предсказатель».
Что это за книги? Имеются ли в виду утраченные произведения по практической кабале или мы имеем дело со схоластическими творениями средневекового ума?
«Черная Курица» наверняка знакома многим нашим читателям – правда, косвенно. Этот гримуар (магическая книга) вдохновил писателя XIX века Антония Погорельского (настоящее имя – Алексей Перовский) на создание детской сказки «Черная Курица, или Подземные жители». А в конце XX века по этой сказке создали и мультипликационный, и художественный фильмы. Алексей Перовский вообще увлекался мистикой, и эту тягу свою передал племяннику, которого воспитывал с детства, – Алексею Константиновичу Толстому.
Однако вернемся к настоящей (насколько настоящей?) «Черной Курице». Мне удалось найти этот гримуар на английском языке. В нем рассказывается, как с помощью магических средств вырастить черную курицу, которая могла бы отыскать золото. Что будет делать курица, если в окрестностях не окажется зарытого под землю клада, – непонятно. Гримуар украшает множество рисунков в стиле «печатей Соломона»… но только в стиле. Ничего еврейского в этих печатях нет, и даже буквы еврейские, как видно, автору незнакомы. К тому же настоящая практическая кабала никогда не занималась поисками кладов. Таких советов не дают ни книги, оставленные Баал-Шемами («Мипалол Эло-им» и «Толдойс Адам»), ни «Разиэль а-малах», ни даже «Харба ди-Моше» («Меч Моисея»). Конечно, есть советы для увеличения заработка («сгулойс ле-парнаса»), но поиски чужих денег кабалисты всегда считали делом недостойным.
(Чтобы закрыть тему кладов, скажу, что евреи находили клады, согласно Раши, в старых домах обитателей земли Ханаанской после завоевания Святой земли. Обычно это было связано с язвами [грибком?] на домах, и такой знак считался позором.)
Итак, «Черная Курочка», как ласково называют гримуар «взыскующие тайного», оказалась подделкой. Может быть, «Кабала Зеленой Бабочки» окажется одной из утерянных книг – тем более что заглавие недвусмысленно относит нас к кабале?
Мне удалось достать итальянское издание этого гримуара, отпечатанное во Флоренции в 1880 году. Титульный лист книги украшает изображение царя Соломона, держащего в руках свиток с загадочными рисунками и явно дающего указания… мужчине и женщине в средневековых одеждах. «Cabala della Farfalla Verde» – «Кабала Зеленой Бабочки».
Начинается гримуар с того, что секреты попали к его автору в 3087 году от сотворения мира, и передал их в шкатулке друг автора, знаменитый некромант…
Сразу возникают огромнейшие сомнения. 3087 год от сотворения мира был довольно давно (у нас сейчас идет 5768 год), и нет никаких оснований предполагать, что оригинальный текст написан в VII примерно веке до нового летоисчисления. Похоже, автор не совсем в ладах с еврейской хронологией. И то верно – чуть позже он говорит о тайнах, прибывших в Европу из Китая в 1607 году.
Со временем более или менее определились. Тем более что и текст явно средневековый по своей структуре. Что же обещает нам «Зеленая Бабочка»?
В первую очередь: опять поиски сокровища.
Второе: как склонить к браку понравившуюся вам женщину. Сразу скажу, что традиционная практическая кабала (еврейская) никогда не занималась тем, что называется «любовной магией». А упоминается она только однажды – в предисловии к «Мафтеах Шломо» («Ключи Соломона») от имени мудрого царя говорится наследнику Реховоаму, чтобы он никогда такого не делал.
Третье: «Кабала Зеленой Бабочки» предлагает узнать женщинам, в каком возрасте они выйдут замуж.
Конечно, таинства природы… и искусство быть невидимым… и способность побеждать в азартных играх…
В общем, уже сами обещания «Кабалы Зеленой Бабочки» вызвали у меня сомнения. Иудаизм отрицательно относится вообще ко всем азартным играм, а побеждать в них с помощью кабалы вообще есть вещь недостойная. Скажем, азартные игроки в кости настолько осуждались во времена Талмуда, что их даже не считали «надежными свидетелями» на суде.
Примерно к середине книги ситуация уже выяснилась – когда автор гримуара для поиска сокровищ предлагает взывать к Люциферу на латыни. Мало того что кабала такими вещами не занимается – так и Люцифера никакого нет, а весь этот образ вызван неправильным переводом выражения «Бен-шахар» – не «сын зари», а сама заря, подобно тому как «Бен-адам» – не «сын человеческий», а «человек». И «Бней-меайн» – не «сыны кишок», а «кишки». Таковы были формы словоупотребления в древнем иврите.
Хотя обряд очень красивый, во время магической акции к вам должны явиться «15 ангельских министров, 15 красных ангелов, 15 черных херувимов и 15 черных серафимов». Об ангельских министрах мне никогда слышать не приходилось, зато в современном Израиле министров целых 27 – такой чудовищной бюрократии не могли себе вообразить даже средневековые маги.
Насчет вызова ангелов – практическая кабала знает такую практику, но не толпами же!
А что же с Зеленой Бабочкой?
Книга советует отправиться в мае в самый близкий к вашему дому лес и прочитать там просьбу (молитву, которая есть в книге) о саламандрах. Ударьте в медный бубен, и к вам прилетит сразу целая куча совершенно зеленых бабочек. Поймайте сачком одну (про сачок это я добавил, в книге есть описание предмета, которым их надо ловить) и отнесите домой в деревянную шкатулку.
Эта бабочка (из которой – так надо понимать – выведется саламандра?) – уже научит вас всем тайным премудростям. Каким образом, не совсем понятно: будет ли саламандра разговаривать или общаться с вами телепатически. Целый ряд магических процедур я опустил, чтобы не вводить наших читателей во искушение отправиться на охоту за бабочками.
Одно ясно совершенно четко – «Кабала Зеленой Бабочки» не имеет совершенно никакого отношения к аутентичной иудейской кабале, и книга составлена примерно в XVII веке европейскими магами, которые хотели всего, много и сразу.
Тем не менее поиск пропавших еврейских книг будет продолжаться. Не может быть, чтобы все сгорело – наверняка многое может найтись в генизах (местах для захоронения священных текстов), раз в несколько лет в библиотеках университетов находятся редчайшие еврейские рукописи, которые отдаются в печать. Я знаю, что ждет еще своего издателя уникальная рукопись о еврейской алхимии, создание которой приписывается реб Хаиму Виталю, ученику Аризала.
Так что не расстраивайтесь, что «Бабочка» оказалась поддельной. Тайн на наш век еще хватит!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.