[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)
СТРАНА СИБИРЬ
Илья Карпенко
Если весной, в мае, ваш самолет совершает посадку в аэропорту и стюардесса сообщает, что за бортом минус 6 градусов по Цельсию, через пару часов вы раздеваетесь до рубашки, а на следующий день вообще изнываете от жары, значит, вы – в Новосибирске. Такой же ждал нас и прием: от сдержанно-прохладного до горячего и даже обжигающего – в Новосибирске горели костры Лаг ба-омера!
– А-а-а… Из Москвы…
К Москве и москвичам здесь отношение сдержанное. Если в других городах Сибири – только ощущение и зачатки понимания того, что «Сибирь – это не Россия», то в Новосибирске – отношение вполне определенное: и Сибирь не Россия, и Москва – не их столица. А где же столица Сибири? Конечно, в Новосибирске!
Заметим, на роль западносибирского центра претендуют и другие города – Красноярск, например, или Томск. «Местечковые» эти разборки на бескрайних сибирских просторах веселят только с первого взгляда. Сибирские амбиции – дело серьезное… Что же касается сибирских евреев, то они между собой дружат. Дружат крепко и «конструктивно».
ИсториЯ сибирской географии
Новосибирск – город молодой. Годом его основания считается 1893-й, а городской статус он получил в 1903-м. То, что сегодня стало крупнейшим промышленным центром, огромным мегаполисом, третьим – после Москвы и Петербурга – городом России, чуть больше 100 лет назад было маленьким поселением у железнодорожного моста через полноводную Обь, на одном из самых важных участков Транссибирской магистрали.
Мост в Новосибирске – тоже «самый». Считается, что это самый длинный метромост в мире. Правда, он уже «преемник» того старого, ныне разобранного моста Транссиба, построенного в 1898 году, у которого начинался когда-то Новосибирск. Горожане с гордостью показывают «кусочек» первого моста: последний пролет остался – его, как памятник, возвели на колонны.
Городок мостостроителей, со временем ставший столицей Сибири, до революции являлся географическим центром Российской империи (этот «пуп России» на длиннющем Красном проспекте Новосибирска украшен часовней). Именовали городок по-разному. Но, как правило, в названии всегда фигурировало слово «новый»: Новая деревня, Новый поселок, Новониколаевск… Наконец, с 1925 года – Новосибирск.
Евреи появились в Новосибирске сразу – в конце ХIХ – начале ХХ века. Правда, неподалеку находился другой городок, современниками прозванный «сибирским Йерушалаимом». Публикации на тему еврейской истории Куйбышева, до 1935 года называвшегося Каинском, в местной прессе появились совсем недавно. А между тем некогда в этих краях он считался самым крупным еврейским поселением.
Валерий Понырко – историк и педагог (он учительствует в новосибирском лицее «Ор Авнер») – рассказывает:
– Окружной городок Томской губернии Каинск находился в 13 километрах от станции Барабинск на старом Сибирском тракте. Евреи селились в Каинске начиная с XVIII века. В основном это были ссыльные, а также кантонисты. В дневнике графа Сперанского есть пометка за 1820 год: «Каинск – маленький городок, ныне только в план приведенный. Множество жидов и цыган».
Со временем основным занятием евреев Каинска стало предпринимательство, а основным «еврейским контингентом» – купцы, торговцы сибирской пушниной. Со второй половины XIX века здесь существовала мощная община, появились молельные дома, а в 1890-х годах – двухэтажная деревянная синагога. Ну и, конечно же, еврейская школа, кладбище и иные «составляющие» еврейского бытия, где бы оно ни протекало.
Хутор АбрамовиЧа
Ирина Сальникова заведует сектором музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Она крупный специалист по истории евреев Сибири, автор многочисленных работ, постоянный участник ежегодных конференций «Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока».
На основе своих архивных изысканий Ирина Сальникова определила количественный состав и профессиональные приоритеты иудеев, проживавших в городах Томской губернии (Каинске, Колывани – бывшей деревне Чаусская) и Новониколаевске, прояснила роль, которую играло еврейское население в экономической и общественной жизни сибирской провинции. Она обнаружила, что в Новониколаевском округе, в селе Каргат в 1920-х годах была зарегистрирована еврейская община, а в «Списке населенных мест Сибирского края» нашла Хутор Абрамовича и Хутор Гершовича.
Согласно архивным документам, в Колывани евреи жили и вели торговую деятельность начиная с 1866 года. По контрактам колыванских купцов можно проследить географию их экономических интересов – Томск, Ишим, Иркутск… Архивные данные позволяют судить и о местонахождении синагоги в Колывани: она располагалась рядом с домом Моисея Абрамовича Рубиновича.
Что же касается Новониколаевска, ставшего впоследствии Новосибирском, то его экономический взлет начался только в ХХ веке. Новый сибирский город привлек большое число предпринимателей, в том числе евреев. «Если в архивах за 1904 год от евреев было только два заявления на аренду, то в последующие годы они исчисляются уже десятками. Многие фамилии позже повторяются в документах на частное строительство», – рассказывает Сальникова.
Создаются торговые и промышленные компании: так, есть документы, касающиеся «Русского для внешней торговли банка», по которым на «четырех участках по 250 сажен» сначала фигурировал новониколаевец Арон Юселевич Каган, а затем – житель Ораниенбаума Рудольф Самуилович Шалль. Земли Рейхзелингман и Фуксман отошли компании товарищества «Прогресс», на территории Берты Ароновны Воленберг в 1907 году было зарегистрировано «Управление Томского банка»…
Договор № 33 от 5 марта 1908 г. от мещанина г. Колывани Гирш Исаевич Розенфельд. Взял в арендное содержание 118 квадратных аршин <…> В Новониколаевске на Ново-базарной площади в квартале 29, место 6 <…> для устройства торгового помещения под хлеботорговлю и бакалейную торговлю.
Архивные материалы свидетельствуют, что еврейское население Новониколаевска пополнялось как из близлежащих городов (таких, как Каинск, Колывань, Томск), так и из более отдаленных (Тобольск, Барнаул), а также из европейской части России – Житомира, Харькова, местечек Могилевской, Витебской губерний.
Евреи занимались торговлей обувью, кожевенными товарами, готовым платьем, хлеботорговлей: «Практически все арендаторы торговых помещений осуществляли крупные торговые операции, о чем свидетельствуют размеры помещений и суммы аренды».
Старые бараки, построенные еще до образования города Новониколаевска (позже Новосибирск).
Такими бараками были застроены поселки Гусевка и Александровский, где проживали первые рабочие, занятые на строительстве моста через Обь около устья реки Каменки, на Западно-Сибирской железной дороге.
Дома собраниЯ в новой Сибири
Синагога на иврите – «бейт кнессет», то есть «дом собрания». Первоначально евреи Новониколаевска на молитву приходили в частные дома: собирался миньян, постепенно тот или иной дом становился молельным.
История новосибирских синагог недостаточно изучена, но достаточно печальна. Доподлинно известно, что в обретении евреями Новониколаевска собственного Дома собрания важную роль сыграл Зейлих Иосифович Шамовский, приехавший сюда в годы строительства железной дороги и постепенно ставший заметной фигурой в экономической и общественной жизни нового города.
Шамовский был томским купцом I гильдии, неплохо заработавшим на подрядах при строительстве Транссиба. После окончания строительства он остался жить в Новониколаевском поселке, по достоинству оценив его географическое положение. Зейлих занялся переработкой кож – в районе речки Вторая Ельцовка построил кожевенный завод. Быстрый рост населения Новониколаевска делал прибыльным строительство жилых домов и сдачу их внаем – несколько доходных домов имел и Шамовский.
В начале ХХ века двухэтажные дома в Новониколаевске были большой редкостью. В мае 1905 года Шамовский направил в городскую управу заявление с просьбой разрешить ему строительство в центральной части города на участке по Семипалатинской улице двухэтажного дома на каменном фундаменте. Управа строительство разрешила, размеры дома были определены: вдоль по улице – девять саженей один аршин, вглубь – пять саженей два аршина.
По архивным данным, собранным Валентином Стариковым – преподавателем истории Сибирского кадетского корпуса (к несчастью, совсем недавно Валентин Константинович ушел из жизни), 30 января 1909 года в строительное отделение Томского губернского управления поступил проект устройства синагоги в городе Новониколаевске. Она должна была разместиться в доме Шамовского.
Первоначальный проект перепланировки этого дома, предоставленный в губернское строительное управление по ходатайству Новониколаевского еврейского общества раввином Мариинска Абрамом Аксельрудом, был отвергнут (причиной отказа послужили некоторые технические ошибки). 24 февраля 1909 года другой уполномоченный общества – Григорий Рафаилович Бейлин представил в губернское строительное управление исправленный проект, который был одобрен.
После проведения не слишком значительных ремонтных работ (устройство дополнительных входов, небольшая внутренняя перепланировка и т. д.) в том же 1909 году синагога была открыта.
Действовала новосибирская синагога 20 лет. В год «великого перелома» ее решили закрыть. Сохранилось письмо женщин-работниц в крайисполком с требованием передать под детский сад следующие здания: молитвенный дом старообрядцев по адресу Семипалатинская, дом 6, и синагогу, расположенную рядом: Семипалатинская, дом 7.
Валентин Стариков с грустью констатировал:
– 21 февраля 1930 года горсовет принял решение о закрытии синагоги. Мотивировалось это ссылкой на акт технической комиссии, из которого следовало, что «зданию грозит обвал». Вряд ли эту причину можно принимать всерьез – ведь строению было всего 25 лет. Здание синагоги не сохранилось. Скорее всего, оно было разобрано в конце 1930-х годов при строительстве дома для железнодорожников по улице Урицкого, 35.
Валентин Константинович серьезно изучал историю зданий новосибирских синагог и близко к сердцу принимал современное состояние этого вопроса. Он возмущался:
– У новосибирских иудеев нет своего храма. В городе, который даже стыдливой официальной статистикой считается третьим в стране по количеству евреев, нет синагоги. Когда-то их было две, стояли друг против друга через проспект Димитрова – одна в Железнодорожном, другая в Центральном районах (речь идет о синагоге в доме Шамовского и молельном доме по ул. Ленина. – Ред.). Так было вплоть до 1930-х годов. А дальше дело ясное: когда полетели кресты с маковок православных церквей, тогда же и евреи были лишены своего храма. Спустя 60 с лишком лет храмы верующим возвращаются. По этому поводу есть даже специальный указ президента. Исполняя букву этого указа, следовало бы вернуть общине ее достояние. Только как вернешь, если одно здание давным-давно разрушено, а другое, в аварийном состоянии, оказалось на территории вновь отстроенного кукольного театра и подлежало сносу?.. Мэр руками развел: не можем вернуть вам ваш храм. Но можем выделить другое здание. Соглашайтесь. Община согласилась…
Валентин Стариков очень радовался, когда у будущей синагоги появился новый адрес. К сожалению, окончания возведения новосибирского храма он не дождался…
То, что синагог в старом Новониколаевске и новом Новосибирске было несколько, подтвердили и старожилы города, поделившиеся своими воспоминаниями. Они рассказывали о старой синагоге на улице Семипалатинской (Урицкого) и о новых, советской поры, «домах собрания» иудеев Новосибирска.
Одна из жительниц города – Любовь Матвеевна Слозберг, родившаяся в Новониколаевске в 1916 году и помнящая еврейскую жизнь тех далеких лет, рассказала:
– Я помню здание синагоги – нас туда водили с ранних лет. Папа и его брат были очень религиозными людьми. Каждую пятницу и субботу папа надевал талис и молился. Нас, правда, никто молиться не заставлял, но и не запрещали: хотите – пожалуйста! Честно говоря, мы сами любили молиться вместе со взрослыми. Это было так красиво и торжественно!.. Помню, сначала мы шли мимо длинного деревянного забора, потом поднимались по деревянной лестнице. Здание синагоги было деревянное, двухэтажное. Поднимешься по лестнице до середины – направо дверь, вход на женскую половину синагоги. Внизу – мужская половина, очень красивая. Вытянутый, какой-то продолговатый зал, слева и справа большие окна. Скамейки с резными спинками, из хорошего дерева, очень удобные. В центре зала – бима, покрытая большой красивой бархатной накидкой. Торы. Дети были везде, бегали по всей синагоге, их никогда не ругали. Ведь синагога была такая большая и просторная – места хватало всем. Конечно, далеко не все из того, что читалось в синагоге, я понимала, но осталось ощущение особой красоты всего, что здесь происходит.
Говоря о начале 1940-х годов, старожилы вспоминают синагогу на улице Ленина в ветхом деревянном доме – там же, где жил раввин. Софья Павловна Буторина рассказывает о бабушке Пелте Иосифовне и дедушке Соломоне Натановиче по фамилии Сирота:
– Жила бабушка у своей старшей дочери. Помню, ходили вместе с ней в синагогу – то курицу зарезать надо, то еще по каким-то делам. Синагога была на улице Ленина, недалеко от Комсомольского проспекта, – такой небольшой деревянный домик во дворе. Помню темно-бордовые шторы на окнах, свечи и биму с Торой…
«Патриарх» новосибирской общины Моник Гершевич Пясковский родом из Польши, из Калушина. В Новосибирске – с конца 1941 года. Несмотря на то что ему пошел 92-й год[1], память у него отменная:
Во время войны синагога все еще находилась на улице Ленина, ближе к вокзалу. Раввина уже не было. Кто старше всех, тот и читал. Я сначала не умел читать, но потом вспомнил, чему меня учили в хедере, начал складывать слова. Взял домой сидур, порепетировал. Теперь читаю настолько бегло, что за мной страницы не успевают перелистывать.
М. Пясковский.
В 1950–1960-х годах молельный дом переселился на улицу Ермака, в ветхое строение, где собиралось немногим более десяти евреев. Ни раввина, ни кантора, ни резника не было.
Моник Пясковский с неподражаемым польским акцентом, от которого он не избавился за 65 лет сибирской жизни, рассказывает:
– Возле Чкаловского авиационного завода в частном деревянном доме жил один еврей. Горисполком дал ему две квартиры, а дом этот он отдал под синагогу. Было там две или три комнаты, небольшой дворик. Специально приспособили печь во дворе, длинный стол, женщины стояли и раскатывали мацу, подавали печнику. Синагога там существовала лет 15, в то время председателем общины был Мендель Цавкович Щитницкий. Он и меня втянул, сказал: «Моник, давай приходи!» Потом синагоги не стало. У меня было три Сейфер Торы, мы ходили с Щитницким – он нас по квартирам таскал…
Менделя Щитницкого вспоминают как очень светлого человека – именно он в отсутствие синагоги собирал евреев Новосибирска для молитвы. Вспоминают, как Щитницкий приходил с Торой в рюкзаке, доставал ее, начинал читать, и… любая квартира превращалась в синагогу!
О Менделе Цавковиче, единственном человеке, с которым в послевоенном Новосибирске Пясковский мог поговорить на идише, он вспоминает так:
– Святой был. Многих, кого видел, к себе брал. Очень много сделал. Фактически это он подписал письмо о вступлении в Хабад, в Федерацию. И они прислали нам раввина…
Более поздние времена помнит и нынешний председатель общины Семен Владимирович Ошеров, сменивший на этом посту Менделя Щитницкого, ушедшего из жизни в апреле 2001 года. Ошерова в общину тоже привел Мендель Цавкович:
– Я сразу отметил доброе, умное еврейское лицо, – вспоминает Семен Владимирович. – Он пригласил меня в синагогу: «Приходите, там вы обязательно найдете друзей!» И я пришел. Синагога тогда была на Коммунистической (вот ведь парадокс!). Увидел многих, кого знал по работе, с кем жил неподалеку. И почувствовал себя евреем, почувствовал, что мои родители правильно меня воспитали: праздники все наши помню, идиш знаю…
Семен Ошеров вспоминает: когда приехал раввин Шнеур-Залман Заклас, Щитницкий сказал со слезами на глазах: «Какое счастье, я наконец-то дождался постоянного раввина!»
Председатель С. Ошеров и раввин Ш.-З. Заклас на строительстве новой синагоги.
Ам Исроэл хай!
Времена теперь иные. Ушли в прошлое тайные миньяны в деревянных домишках, как «вести с иных планет» воспринимаются истории о новосибирских отказниках 1970-х, умиравших от голода и сходивших с ума…
Со сцены знаменитой новосибирской Оперы, открытой 9 мая 1945 года, Александр Городницкий поет:
Моей внучке двенадцать лет,
Мою внучку зовут Рахиль…
А новосибирская еврейская община строит свой дом – синагогу и общинный центр. Называться он будет «Бейс Менахем», или «Дом Менахема».
Новая синагога начиналась лет десять назад, затевали ее строительство многие люди, но надо отдать должное энергии и настойчивости раввина Новосибирска Шнеура-Залмана Закласа, ставшего главным «двигателем» стройки.
Он осознает историческую значимость этого мероприятия. Посудите сами, разъясняет раввин, в крупнейшем городе Сибири – третьем городе России – впервые в его истории строится специальное здание для синагоги и общинного центра. Строится на века.
Рав Залман говорит:
– Далеко не каждому еврею выпадает честь строить синагогу для себя, для своих детей и внуков, для наших потомков, а также в память о своих родителях. Это огромная честь и великий шанс вписать свое имя в вековую историю жизни еврейской диаспоры в Новосибирске. Я надеюсь, что в нашем городе не будет ни одного еврея, который не примет участия в строительстве синагоги.
Один из первых вопросов, которые рав Залман задал мэру Владимиру Городецкому после приезда в Новосибирск, звучал так: «Почему в Новосибирске евреи – бомжи?»
Ведь человек без дома – низшее существо на социальной лестнице, мертвый человек, бомж, – поясняет свою мысль рав Залман. – Синагога – это не только духовное, религиозное место, это в первую очередь стена, крыша, дом. И человек может быть спокоен, когда есть место, где он чувствует себя евреем. Когда появится такое место, появится уверенность. В синагогу приходят не только молиться, но и поговорить, обменяться новостями, занять денег (потому что деньги, занятые в синагоге, обязательно должны быть отданы!), просватать сына или дочь. Синагога – то место, где все мы равны перед Б-гом, здесь нет главных и второстепенных евреев. Синагога – место, где каждый всегда честен. Ты пришел сюда разговаривать с Б-гом, а перед Ним бесполезно притворяться и лукавить. В синагоге вы можете и плакать, и просить Б-га о чем-то своем, здесь вы полностью открываете свое сердце. Именно поэтому еврея так тянет в синагогу.
Строят синагогу в Новосибирске «всем миром». Приведу пример: Иосиф Авербух – сибиряк с сорокапятилетним стажем, кандидат наук, сотрудник Института ядерной физики. Помимо того, замечательный поэт, не так давно издал книгу стихов об Израиле «Маленькая страна».
Стихи родились под впечатлением поездок в Израиль, первоначально сборник был назван «Земля обетованная». Но моя внучка Адинька, листая странички, заметила: «Так много стихотворений, и все о нашей маленькой стране…» Мне понравилось неожиданное сопоставление, родившееся в голове ребенка. Действительно, для этой маленькой страны уместно слово «много». Много прекрасного и необычного, но, к сожалению, много страданий.
(Иосиф Авербух.
Из предисловия к книге «Маленькая страна».)
По желанию автора все деньги, вырученные от продажи книги, пошли на строительство нового здания новосибирской синагоги и еврейского общинного центра.
Яков Ильич Ханин – «краеугольный камень» этого строительства. По специальности строитель, он руководит всем процессом, вкладывая в него душу, силы и немало собственных средств. О стройке он говорит, как о любимой жене:
– Я взял ее 15 июня 2005 года, еще не было нулевой отметки, и за год мы корпус почти построили. Скоро закончим…
Конечно, строительство синагоги не прошло мимо председателя общины – Семена Владимировича Ошерова. Он вспоминает историю проекта строительства, которая началась в 1998 году, еще до приезда раввина Закласа, его авторов – Владимира Авксеньтюка, Рудольфа Рабиновича и других архитекторов, все перипетии, с проектом связанные. Как специалист-проектировщик, в прошлом – начальник отдела Института электропроекта, он и сам приложил к нему руку:
– Я тогда входил в состав Совета общины. Когда анализировал проект, увидел, что там очень много неудобного. Например, первый этаж был поделен пополам. Я сказал, что это нерационально, и со мной согласились. Тогда проектировалось двухэтажное здание – сейчас оно стало четырехэтажным, башня была 17 метров, сейчас – 21. Я посчитал, что рациональнее перекрыть башню. Для праздничного зала это была находка. В перспективе там будет кошерный еврейский ресторан.
А. Шпикельман и Я. Ханин с сыном на праздновании Лаг ба-омер.
Раввин Заклас разворачивает проект, достает макет – четыре этажа, 3 тыс. квадратных метров. Потом мы идем на стройку, он показывает, где будет находиться молельный зал, женский балкон, офис, конференц-зал, комнаты для занятий, компьютерный класс. А также кухня, столовая, библиотека… Вот здесь будут две миквы. А это – хитроумный лифт, который будет поднимать еду. О будущем еврейском доме рав Залман может говорить бесконечно – он живет этим.
Рав Залман смеется:
– Вообще-то раввин – человек духовный: целый день изучает Талмуд, читает лекции. А я здесь раввин на один процент, на остальные 99 – директор школы, детского сада, бизнесмен, строитель. Каждый день хожу на стройку…
Что сделали большевики после победы революции 1917 года? Они постепенно закрыли все синагоги. И результат: стремительная ассимиляция евреев, которые забыли свой язык, свои традиции и историю. Строительство синагоги – это победа над нашими врагами. Это то, что еще больше объединит евреев Новосибирска и области, даст огромный потенциал еврейской жизни. Мы это делаем в знак уважения к самим себе – к каждому отдельному еврею. Это лучший знак того, что народ Израиля жив. Ам Исроэл хай!
Город, в котором собираетсЯ миньЯн
Рав Залман в качестве посланника Любавичского Ребе приехал в Новосибирск со своей женой Мириам больше семи лет назад. Новосибирский раввин – шлиах потомственный. Его дед по маме Моше Вышецкий был посланником Любавичского Ребе в городе Горьком, всю жизнь занимался пропагандой еврейских культуры, религии, традиций. За свои убеждения семь лет отсидел в советской тюрьме…
За годы, прожитые в Сибири, раввину Закласу пришлось пройти многое – и погром в старой синагоге, и борьбу за землю, на которой строится синагога, и суды, и пересуды, и множество больших трудностей и маленьких проблем.
– Сколько раз вы пожалели о том, что приехали в Новосибирск? – спрашиваю я.
– Ни разу. Вы же видите, я улыбаюсь!
Говоря о жизни в Сибири, рав Залман отмечает, что ему нравится здешний климат (да-да, не смейтесь!), а главное – люди, живущие здесь. С ним трудно не согласиться. Прожив несколько дней «сибирской жизнью», пообщавшись с членами местной общины, мы познакомились со множеством потрясающих людей. Причем поражают они и своими человеческими качествами, и профессиональными, поражают их «линии жизни», удовольствие и содержательность общения с ними…
Главная задача, стоящая перед посланником Любавичского Ребе, – возрождение общинной жизни. Рав Залман задает вопрос и сам на него отвечает:
– Что такое община? Община – это евреи, которые живут в одном городе. В этой жизни должны быть школа и детский сад, синагога и культурная жизнь. Это как маленькое государство, внутри которого есть всё.
В столице Сибири «государство» это создано: успешно «куют» еврейские кадры детский сад и лицей «Ор Авнер», работают (правда, пока в арендуемом помещении) синагога и общинный центр с разнообразными программами, оказывается гуманитарная помощь нуждающимся. Все сделанное и делаемое трудно перечислить. Но рав Залман скромен, он говорит: «Без Б-га и людей я бы ничего не смог сделать».
– Я уже восемь лет думаю о перспективе еврейской жизни. И понял, что главная проблема евреев не только в Новосибирске, но и во всей России в том, что влияние коммунизма все еще есть. Люди стесняются, боятся – ведь не зря они меняли фамилии. Люди спрашивают: а что будет завтра? откуда уверенность? ведь мы 70 лет жили при коммунизме…
П. Кравченко проводит урок в лицее «Ор Авнер».
Раввин говорит: хотя в его базе данных за Новосибирском «числится» около 5 тыс. евреев, реально их в два раза больше. Он постоянно встречает новых людей, разговаривает с ними, и в процессе разговора вскрываются их еврейские корни. Так что на самом деле их не меньше десяти тысяч, а в регионе – все 20…
У супруги раввина Мириам – тоже российские корни. Ее отец Яков Фридман родом с Украины, из Мукачево. Тем не менее рав Залман вспоминает, что в свое время Мириам сказала ему, что готова ехать с ним куда угодно, только не в Россию. Впрочем, их пребывание в Сибири он считает Б-жьим промыслом:
– Мы здесь находимся благодаря идеологии. Мы понимаем, что это цель жизни, а по-другому – никак. Любая другая вещь была бы неправильной. Трудности – это мелочи, ни у кого нет гладкой жизни. Где только я ни бывал – в Италии, Бразилии, Америке, Канаде, – нигде нет легкой жизни. Мы с женой довольны. Ведь то, что мы делаем, сплочено идеей.
Яков Фридман до недавнего времени был ректором Иерусалимского политехнического института «Махон Лев». Он – профессор, ученый-математик с мировым именем, выпускник МГУ. Его жена Рахель – израильтянка, а четыре внучки, дочери Мириам и Залмана, живут в далекой Сибири… Якова Фридмана это не смущает. Он побывал в Новосибирске и говорит:
– Дома у них Израиль. Самый настоящий. Как-то в гостях у них был бизнесмен из Израиля, так он сказал: «У вас дома я больше чувствую себя в Израиле, чем в самом Израиле!» Я думаю, дочери Залмана и Мириам вырастут настоящими еврейками, как и другие мои внуки. А вот к жизни они будут более подготовлены.
По поводу созидания идишкайта в Сибири Яков Фридман отзывается весьма оптимистически:
– То, что я увидел, меня порадовало. Во-первых, здесь можно жить еврею. И жить КАК еврею. Во-вторых, сегодня здесь идет зарождение и развитие еврейской жизни – это всегда очень интересно. А хорошая еврейская община меняет весь город! Вот каждое утро в синагоге собирается миньян. Я могу определенно сказать, что город, в котором собирается миньян, и город, в котором его нет, – это разные города. Наконец, здесь есть еврейский лицей «Ор Авнер». Мне было очень приятно прийти в школу, в которой дети ведут себя как истинно еврейские мальчики и девочки!
Яков Фридман в Новосибирске читал лекции – причем и по математике, и по иудаизму. И по всем темам нашел здесь благодарных слушателей. Да не только слушателей: «Как ученый я нашел здесь своих сторонников!» – радуется он.
Прелести еврейской уЧебы
Заканчивается урок в воскресном университете. Педагог – Нахман Деханов – с высоты своего роста и положения оглядывает смиренных учеников, среди которых есть люди, разменявшие восьмой десяток. Нахман доволен: «сибирские всходы» еврейской учености обещают быть урожайными.
Собственно, «всходы» уже есть. Вот один из ярких представителей «еврейской поросли» – Павел Кравченко, несмотря на молодость преподающий иврит в лицее «Ор Авнер», руководящий Молодежным клубом, программой STARS, возрождающий идишкайт в Сибири по всем направлениям. Павел – выпускник новосибирского лицея «Ор Авнер», бывший студент Израильского политехнического института «Махон Лев». В Израиле его учителем иврита был Вадим Горальник. «Наш ульпан “Махон Лев”, – с гордостью сообщает Павел, – занял первое место среди всех ульпанов Израиля по сдаче иврита!»
В Израиле он скучал по Новосибирску, здесь – по Израилю, но в конце концов Сибирь взяла верх…
Нахман Деханов, помимо воскресного университета, два раза в неделю учит молодежь по программе STARS, а также ведет занятия для желающих пройти гиюр (потенциальных геров в Новосибирске немало).
Председатель общины Семен Ошеров говорит, что сибирские евреи очень хотят быть евреями. Особенно молодые. Почему?
– Древняя культура, корни их дедушек и бабушек – этот тот пласт, о котором они узнают только сейчас. Многие приходят и говорят: «Понимаете, я недавно узнал от своей бабушки или прабабушки, что я еврей, от меня это скрывали, чтобы была перспектива в России. Я очень хочу быть евреем, помогите мне!» Один прямо так и сказал: «Напишите, что вам стоит! Вы же чувствуете, что внутри я еврей!» Иногда приходит русский и говорит: «Я видел во сне еврейского Б-га – сделайте мне обрезание!» Я не знаю, что делать, они идут и идут…
При общине работают молодежные программы, проводит свои заседания шахматный клуб, собирается кружок по изучению «Кицур Шулхан Орух». Помимо молодежного клуба, работает клуб «Золотой возраст» – для пожилых людей, каждый день после молитвы проходят занятия по изучению еврейских традиций и культуры, дискуссии о книгах, выступают поэты, артисты, все вместе поют еврейские песни.
Семен Ошеров комментирует:
– Занятия ведет раввин. У нас фарбренген – это беседа, застолье у нас после. Мы делали и так, и этак, но заметили – еда отвлекает. А когда после беседы, тогда духовность переходит в съедобность…
ЗвездоЧки сибирского лицеЯ
Новосибирский специализированный еврейский лицей «Ор Авнер» до недавнего времени был единственным за Уралом (в Сибири и на Дальнем Востоке) еврейским общеобразовательным учебным заведением. С первого взгляда он производит впечатление образцового. И это впечатление не обманывает – здесь действительно всё «на пять с плюсом».
Главное, что характеризует работу лицея, – высокий уровень преподавания, новейшие методики, развитие талантов и способностей учащихся. Все остальное – прилагается. Но этих «прилагательных» так много!
На сегодняшний день учебный комплекс состоит из двух симпатичных зданий, расположенных неподалеку друг от друга. В одном из них – детский сад и начальная школа, в другом – лицей, где учатся с 5-го по 11-й класс. Здесь уже около 200 детей. Качественное образование, свой автобус, трехразовое кошерное питание (в детском саду – четыре раза). Уютно, комфортно, по-домашнему… И всё – бесплатно!
Подавляющее большинство учителей имеют высшую педагогическую категорию, многие параллельно преподают в новосибирских вузах, да и сам директор лицея Ефим Меерович Зингель – кандидат химических наук и доцент кафедры общей физики НГПУ.
С директором новосибирского учебного комплекса мы и продолжаем нашу беседу:
– Школа была создана в 2000 году, после того как в Новосибирск приехал раввин. К нам сразу пришли 120 учеников. Ближайшая еврейская школа – в Екатеринбурге, а такой еврейский лицей вообще единственный. Я всегда говорил: если ситуация располагает, все получится. Но главное – коллектив! У нас много всяких задумок и идей, которые мы реализуем. Во-первых, учеба – по государственному стандарту: кроме лицензии мы имеем аккредитацию, выдаем детям аттестат с гербовой российской печатью. Во-вторых, мы – лицей, у нас углубленное изучение конкретных наук, информационных технологий и языков. И в то же время мы – национальная школа. Наконец, помимо обычной школьной жизни, мы делаем очень много интересных вещей.
Компьютерные технологии начинаются здесь с первого класса. Для каждого учителя работа на компьютере также обязательна, потому что используется большое количество программ и материалов из Интернета.
Три года назад лицей был принят в Ассоциацию лицеев и гимназий Новосибирска и Новосибирской области: «Мы удостоились такой чести одни из немногих, из негосударственных школ таких только три. Кроме того, наши учителя третий год подряд удостоены звания “Лучший учитель года”, а ученики – “Лицеист года”».
Замдиректора лицея по учебно-воспитательной и научно-методической работе Марина Петрова устроила для нас увлекательную экскурсию. В лицейских классах, рассказывает Марина Александровна, не более пятнадцати человек, в начальной школе может быть больше, в старших классах – меньше: «Десятый, одиннадцатый классы – профилированные, мы их разделили на два – гуманитарных (углубленное изучение филологии, истории и обществознания) и точных наук (физика, математика, информатика плюс программирование)».
Ребята принимают активное участие в районных, областных, городских олимпиадах – и во всех соревнованиях добиваются побед: «За год мы получаем 20 и больше призовых мест. Наши не проигрывают», – говорит Марина Александровна.
Ребята в лицее организовали вокально-инструментальный ансамбль, уже несколько лет успешно репетирует и выступает хореографический коллектив девочек. А хор мальчиков «Звездочки Сибири» везде принимают с удовольствием: это мальчишки 7–9 классов, поют на русском и иврите, исполняют «акапельную» музыку и очень сложные композиции. Руководитель хора Татьяна Суровец с гордостью демонстрирует сборник песен: «Здесь есть песни о нашем лицее, что-то мы сами сочиняли, что-то переводили. А это наш гимн… На пятилетний юбилей лицея мы записали диск с нашими песнями».
«Дети снимают фильмы, – продолжает нашу экскурсию Марина Александровна, – два-три человека пишут сценарии и воплощают их в фильмы – о своем отдыхе, о наших делах, о еврейских традициях. Кроме того, снимаем фильмы о поездках – например, о том, как наши старшеклассники ездили в Израиль».
Занимаются здесь и оздоровлением детей: «Родителям этим заниматься некогда. Если ребенок не чихает, не кашляет – значит, всё нормально. А дети здесь находятся целый день, домой раньше 17 часов не попадают. Поэтому большое внимание уделяется оздоровлению, массажу. Вот медицинский кабинет, в младшей школе есть кабинет логопеда. Там, кстати, есть и комната подготовки к школе, где малыши занимаются, играют. А это комната релаксации… Мы арендуем два спортзала – для маленьких и для больших», – поясняет замдиректора.
Все это в течение учебного года, а летом организуются детские лагеря «Ган Исроэл». Ребята приезжают из многих городов – Красноярска, Улан-Удэ, Кемерово, Томска, Омска. Отдельно проводят лагерь для девочек и для мальчиков. Мадрихи приезжают из разных стран – Франции, Канады, США, Израиля… Из России тоже.
Ефим Зингель продолжает рассказ о жарком сибирском лете:
– Мы выбираем самые красивые места на Обском море, лучшие санатории – «Золотой берег», «Лазурное». Там отличные условия и прекрасная природа – сосновый бор выходит прямо к заливу, песчаные пляжи, прозрачная вода. Вода теплая, быстро прогревается, так как неглубоко...
В лицее – настоящая «семейная демократия». «Мы как-то организовали Шаббатон – 14 родителей и 40 детей. Они так сдружились, что образовался родительский клуб, – вспоминает Ефим Меерович. – Поставили спектакль… Надо было видеть, как родители играли! Теперь раз в месяц мы встречаемся. На последней встрече решили: родители будут выступать на последнем звонке и поставят спектакль».
Сами же родители говорят, что в школе им особенно нравится редкостная атмосфера. «У нас всегда старшие присматривают за младшими», – с гордостью сообщают нам «взрослые дети». Ведь это здорово!
Уже состоялось несколько выпусков лицея – многие учатся в Москве, в Израиле, в Новосибирске или в Академгородке, но связи с альма-матер не теряют: «Приходишь 1 сентября в лицей и точно знаешь, что все выпускники лицея, которые в данный момент находятся в Новосибирске, обязательно будут там».
Марина Петрова делится радостной новостью:
– Мы снова выиграли грант фонда «Ави Хай». Благодаря этому заработали новые кружки – такие, как «Театр еврейской Моды», для которого куплены три швейные машинки и оверлок, «Радиотеатр», «Коротковолновая радиолюбительская радиостанция». Что значит радиотеатр? Это радиоспектакли и радиообщение внутри лицея. Мимо радиотеатра не проходит ни одно лицейское событие. В условиях отсутствия актового зала (пока наша школа невелика по своим размерам) радиотеатр помогает нам решать проблему своевременных поздравлений, проблему проведения тематических линеек и праздничных сообщений. А что касается коротковолновой радиостанции, то она позволяет ребятам заниматься радиоспортом (руководит этим кружком опытный инженер Александр Синянский) и общаться с радиоспортсменами на определенных частотах в режиме радиосоревнований. Такого еще нет ни в одной школе «Ор Авнер»! И мы этим немножечко гордимся.
Рав Залман говорит, что в детском садике открыли еще одну группу, планируется расширить лицей, чтобы он мог принять всех желающих. Кроме того, в планах раввина – открыть в Новосибирске еврейский вуз, чтобы бывшие лицеисты могли продолжить еврейское образование, не уезжая из родного города. Создать, так сказать, замкнутый цикл.
Чтение Торы по-купеЧески
Александр Михайлович Шпикельман – член правления Торгово-промышленной палаты России, депутат облсовета Новосибирской области, глава крупной многопрофильной компании, известный предприниматель, кандидат экономических наук. Но он еще и член совета Новосибирской религиозной общины, меценат и помощник рава Залмана во всех начинаниях, принимает участие в строительстве «Дома Менахема». Он объясняет свою причастность к этому проекту так:
– Для меня синагога и общинный центр – символ еврейского народа. Религия и синагога – единственное, что сохранило наш народ от рассеяния и ассимиляции. А синагога и община – это эпицентр еврейской жизни в любой точке земли. Я горжусь, что у меня есть возможность принимать участие в строительстве синагоги и общинного центра.
Стоит добавить, что Александр Шпикельман еще и прилежный ученик. Раз в неделю в его просторном кабинете проходят уроки. Приезжает раввин, собираются уважаемые и не менее старательные учащиеся – директора фирм, банкиры, предприниматели. Начинается урок – изучение недельной главы Торы, беседы о еврейских традициях, обсуждение религиозных тем.
Александр Михайлович объясняет:
– Раз в неделю, по средам, мы изучаем Тору – с двух до трех часов дня, но обычно задерживаемся. Это в большей степени заслуга нашего раввина, что он донес до нас важность такой учебы. Это не быстрое изучение – не чтение. За один урок мы иногда проходим лишь две строчки из Торы. Но зато мы понимаем, что стоит за этими строками.
Для чего все это нужно успешному бизнесмену, главе крупной компании, у которого планы расписаны на год вперед?
– Это помогает мне в жизни, в отношениях. Я благодарен судьбе за то, что я еврей – именно это помогло мне многого добиться. Я благодарен своему народу.
В свое время – лет 20–25 тому назад – Александр Шпикельман был активным членом «инициативной группы», возрождавшей в Новосибирске еврейскую жизнь. В эту компанию в разное время входили многие молодые евреи-новосибирцы. Неформальными лидерами были Миша Дубовский, Саша Шаевич, Дима Слуцкий. Примкнул к этой «мишпухе» и молодой Саша Шпикельман.
– В еврейской компании было примерно от 35 до 40 человек, она менялась. Костяком была новосибирская коренная диаспора, потом к нам присоединилась большая одесская компания – это люди, которые приехали, чтобы сделать карьеру ученых. Здесь было много преподавателей из Одессы – шесть семей, которые подружились с местными евреями. Была «родительская», «детская компания», мы обсуждали разные проблемы, читали много книг, устраивали тематические вечера.
После того как в компанию пришел Боря Малисов, мы стали активно изучать традиции. Собрания велись по субботам. Помню, как четыре субботы подряд мы обсуждали Пейсах… В 1991–1992 годах компания стала разъезжаться. Готовили вещи, проходили таможню… Уехало примерно 10–15 семей. Расставания были очень трогательные, потому что мы думали, что прощаемся навсегда.
Александр Шпикельман вспоминает «тусовки» 1980-х, веселые свадьбы, ожесточенные споры. Наверное, сегодняшние уроки Торы – продолжение той сибирской еврейской компании, но на качественно новом уровне.
ЖаркаЯ Сибирь
Визит в столицу Сибири совпал с праздником Лаг ба-омер. А Лаг ба-омер, как известно, – это весна, солнце, костры. Имидж Сибири как холодного северного региона со снегами и медведями сильно покачнулся… Постепенно рождался другой образ, не вписываемый в расхожие обывательские, с детства привычные представления об этом крае. Точно подметил один из наших новосибирских собеседников: «Россия существует сама по себе, а Сибирь – сама по себе. Но если взять всю Россию, то без Сибири она не империя».
Сибирь – это высочайшая деловая активность, это мощная предпринимательская, научная, творческая работа. Сибирь – это стройка, стройка и еще раз стройка. Сибирь – это постоянная, непрекращающаяся учеба всех и вся – и старых, и малых. Наконец, Сибирь – это жара, это веселящиеся вокруг костра дети и жизнерадостные взрослые, жующие кошерный шашлык и запивающие его не менее кошерным напитком… В общем, Сибирь – это замечательная жаркая страна с большим еврейским контингентом.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Недавно нам стало известно, что это была последняя возможность поговорить с М.Г. Пясковским: вскоре Моник Гершивич скончался.