[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)
ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА-МАМА
Лена Эйнхорн
Путешествие Нины. История выживания
М.: Текст, 2007 – 221 с.
Осенью 1999 года маме автора этой книги поставили диагноз: рак груди. И дочь, шведский режиссер-документалист, взяла в руки кинокамеру, чтобы записать ее последнее интервью. Маме Лены Нине Раймич было о чем рассказать. Она – одна из немногих уцелевших евреев Варшавского гетто. Нине было пятнадцать лет, когда ее семья переселилась в гетто и восемнадцать – в момент побега из него. Постепенно возник замысел художественного фильма, основанного на этом документальном свидетельстве и неоконченных мемуарах Нины. Из-за отсутствия финансирования съемки фильма (который позже все же был снят) откладывались, и его режиссер решила написать книгу.
Такую прозу, очевидно, нельзя судить по привычной шкале: талантливо-бездарно. Какую задачу ставил перед собой автор? Честно рассказать о том, как еврейская девочка, гостившая в предвоенный год у родственников в Америке и имевшая все шансы не возвращаться на родину, в Польшу, тем не менее вернулась. Бежала с родителями из Лодзи в Варшаву, потом в результате героических действий своего брата, мужества матери, небескорыстной помощи нескольких поляков и того, что Пушкин называл «орудием провидения», осталась жива. Поехала учиться в Швецию и вынуждена была принять решение о невозвращении в Польшу после учиненных в 1946 году погромов (тогда эту страну оставили 60 тыс. евреев). Вернулась из Америки, потому что родиной считала Польшу, а потом перестала считать. Не после ужасов гетто. А после погрома 1946-го. Эта тема не стала главной в книге, но она задевает сильнее рассказов о жизни в гетто.
В эпилоге автор призналась, что мама отказывалась говорить о том, чего не помнила с абсолютной точностью. Неизбежные информационные лакуны (о том, что происходит за стеной дома, откуда неделями не выходила Нина, она знать не могла) подтолкнули Лену Эйхорн к использованию других свидетельств: распоряжения Еврейского совета Варшавы, прокламации Еврейского движения Сопротивления, отчета эсэсовца Юргена Штроопа об очистке Варшавского гетто от евреев, дневника Шульца, директора фабрики, где работала Нина, записей управляющего фабрикой Ноймана, страшных цифр депортированных в Травники, Майданек и Освенцим.
Материал заставил автора балансировать между крупным планом судьбы одного человека и историческими документами, сухо рассказывающими о судьбах тысяч людей. В кино, где спасает сюжет и ритм движения камеры, с таким материалом может произойти чудо. Но этого чуда не происходит в книге. Мы сопереживаем лишь тем, кто впускает нас в свой мир. Тем, к кому мы успеваем привязаться. У книги точное название: она повествует именно о путешествии через время и пространство, о судьбе, но не о странствиях души. Согласитесь, что странно читать о Варшавском гетто и ни разу не заплакать. А между тем именно это ждет читателя книги, ставшей – согласно аннотации – бестселлером в Швеции.
Таисия Вольфсон
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.