[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)
Год с «довеском»
Нохум-Зеев Рапопорт
В нашем календаре существует 19-летний цикл, с завершением которого выравниваются солнечный и лунный годы. К 3-му, 6-му, 8-му, 11-му, 14-му, 17-му и 19-му годам в этом цикле добавляется 13-й месяц. Такой порядок чередования 12-месячных и 13-месячных лет был установлен Гилелом, правнуком рабби Иеуды а-Носи.
Однако в те времена, когда эмболисмические годы устанавливались по решению Сангедрина, порядок мог быть и иным. В те времена основной причиной добавления к году 13-го месяца служило требование Торы отмечать праздник Пейсах весной (то есть период весеннего равноденствия должен был приходиться на месяц нисан). Однако Сангедрин исходил и из других соображений, добавляя дополнительный месяц. Вот что сказано об этом в Талмуде: «Учили нас великие: в силу трех факторов добавляют <13-й месяц> к году: из-за недозревших колосьев[1], из-за неспелых плодов деревьев[2] и из-за периода[3]. Если два <фактора из перечисленных имеют место> – добавляют, а если один – не добавляют» (Сангедрин, 11б).
В Вавилонском Талмуде (Сангедрин, 11а) и Иерусалимском Талмуде (Швиис, 10:1; Рош а-Шона, 3:1; Недорим, 6:8; Сангедрин, 1:2) приводится еще целый ряд причин, по которым Сангедрин добавлял 13-й месяц в году. Все они сводятся к тому, что паломники не смогут вовремя подняться в Иерусалим на Пейсах из-за состояния пострадавших в зимнюю непогоду дорог и мостов, из-за задержек в пути больших групп людей или из-за того, что в Иерусалиме зимние ливни не позволят организаторам праздника подготовить город к приему огромного количества гостей.
Существуют еще две причины для установления эмболисмического года, однако не столь веские, как перечисленные. Вот что сказано о них в Талмуде: «Учили нас великие: не добавляют <13-й месяц> к году только из-за козлят и из-за ягнят[4] и из-за птенцов, которые еще не оперились[5]. Но все это – дополнительные доводы для прибавления месяца к году» (Сангедрин, 11а).
В заключение повторим отрывок из Талмуда, который мы цитировали в начале статьи: «В силу трех факторов добавляют <13-й месяц> к году: из-за недозревших колосьев <…> Если два <фактора из перечисленных имеют место> – добавляют. А если один – не добавляют». Однако в том случае, когда имел место лишь один из этих – назовем их основными – факторов, Сангедрин мог принять во внимание один из дополнительных доводов и заключить, что налицо два фактора, дающие основание добавить 13-й месяц к году. Так следует из комментария Раши к этому отрывку. Рамбам в своде законов «Яд а-хазака» («Законы новомесячья», 4:7, 8) придерживается другого мнения. Он считает, что дополнительный фактор не может послужить заменой одному из трех основных, а Сангедрин приводит эти доводы только для того, чтобы подкрепить ими свое решение добавить к году 13-й месяц при наличии как минимум двух из трех основных факторов. Р. Ицхок-Зеев Соловейчик (1886–1959) в своем исследовании труда «Яд а-хазака» различает две группы причин, влиявших на решение Сангедрина дополнить год 13-м месяцем. К первой группе относятся причины, которые он называет «временными», или «природными». Это позднее наступление весны по лунному календарю, когда период весеннего равноденствия не приходится на первую половину нисана. Даже если этот период приходится на первую половину месяца, но зерновые культуры не успевают созреть и плоды на деревьях не достигают своей обычной величины ко времени наступления месяца нисан, – то все это признаки поздней весны, и поэтому Сангедрин должен добавить лишний месяц к году. Ко второй группе относятся факторы, не имеющие прямого отношения к наступлению весны, но закон позволяет Сангедрину добавить к году 13-й месяц в тех разнообразных случаях, когда паломники или жители Иерусалима не могут исполнить заповедь отметить Пейсах в Храме в положенное время (см. Сангедрин, 11а и комментарии там же). Рабби Соловейчик называет эту группу «обязывающие». Таким образом, можно выделить три группы факторов, влияющих на добавление 13-го месяца к году: «временные», «обязывающие» и «дополнительные», о которых мы уже упоминали (они, в общем-то, должны входить во вторую группу, но не столь убедительны, как те, которые относятся к ней). На основании вышесказанного можно объяснить, почему Рамбам не считает, что дополнительные доводы могут заменить один из двух временных факторов, необходимых для добавления к году 13-го месяца, – ведь эти доводы из другого ряда причин. Раши же не проводит тонкого различия между факторами, влияющими на добавление 13-го месяца. Согласно его мнению, все их можно разделить на две группы: основные «обязывающие» и дополнительные «обязывающие», – а потому все они относятся к одному ряду и «дополнительный» может заменить один из двух, необходимых для введения добавочного месяца. Рабби Соловейчик поясняет: Рамбам и Раши, в сущности, разошлись в следующем: согласно первому, существует закон Торы о солнечном годе – то есть точно так, как нам предписано отсчитывать месяцы по фазам Луны, указано отсчитывать годы по Солнцу. Поэтому, по мнению Рамбама, когда Сангедрин добавлял 13-й месяц, основываясь на трех временных факторах, он делал это не только для проведения праздника Пейсах в положенное время, но и для того, чтобы годы в нашем календаре были солнечными. Раши же считает, что Тора не определяет, какой должна быть протяженность года, и добавление Сангедрином 13-го месяца на основании причин, перечисленных в Талмуде, преследовало цель откорректировать сроки наступления праздников в соответствии с требованиями Закона.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] В оригинале сказано «авив». Это слово в иврите означает как «весна», так и «недозревшие колосья».
[2] Раши объясняет это так. Паломники, приходившие в Иерусалимский храм на праздник Швуэс, приносили бикурим – первые созревшие плоды деревьев, которыми славится земля Израиля: виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Приношение бикурим в Храм предписано Пятикнижием (см. Дворим, 26:1–11). Когда же мудрецы Сангедрина видели, что плоды не успеют созреть к празднику, они, дабы не утруждать людей, заставляя их лишний раз подниматься в Иерусалим, добавляли 13-й месяц к году (напомним: если была еще одна причина тому). Однако из слов Рамбама в его своде законов «Яд а-хазака» («Зманим», раздел «Законы новомесячья», 4:3) можно заключить, что цветение деревьев и завязи плодов на них служили для ученых Сангедрина признаком того, что наступила весна. Если ко времени, когда должен начаться праздник Пейсах, деревья еще не начали цвести, как в другие годы, это было одним из поводов для того, чтобы прибавить дополнительный месяц. Рамбам не связывает названный Талмудом фактор с приношением бикурим в Швуэс. (См. примечания далее, где будет пояснено, в чем суть расхождения между Раши и Рамбамом.)
[3] Согласно комментарию Раши, речь идет как о периоде между летним солнцестоянием и осенним равноденствием, так и о периоде между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. В Талмуде (Сангедрин, 13а) сказано, что праздник Суккос должен приходиться на время после периода осеннего равноденствия. Мудрецы заключают это из сказанного в Пятикнижии: «<...> Отмечай <...> праздник сбора урожая в период перелома года <к осени>» (Шмойс, 34:22). То есть в понимании Талмуда праздник Суккос следует отмечать в период, который начинается в новом году (после Рош а-Шона). Таким образом, согласно комментарию Раши, первый фактор связан с праздником Пейсах, второй – со Швуэсом, третий – с Суккосом. Прибавление 13-го месяца из-за этих факторов приводит к тому, что каждый из трех праздников отмечается в установленное законом время. Однако не таково мнение Рамбама. Из приведенных выше источников следует, что все три фактора связаны с праздником Пейсах (см. след. примечания).
[4] То есть перечисленные животные, которых требовалось великое множество для жертвоприношения в Пейсах, совершавшегося всеми евреями, не достигли установленного возраста.
[5] Речь идет о птенцах голубей и горлиц, необходимых для различных жертвоприношений в Храме. Птенцы должны были достичь возраста, в котором они покидают гнездо.