[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2007 ТИШРЕЙ 5768 – 10(186)
И ВСЯЧЕСКАЯ СУЕТА
Леонид Радзиховский
Споры о преподавании Закона Божьего, ЗБ (в переводе на политкорректный – «Основы православной культуры») временно затухли.
Академики, проявившие гражданское мужество, были посрамлены, на них плеснули порцию полупочтительных помоев. Журналисты, годящиеся им по возрасту во внуки, а по интеллекту на их родственников явно не тянущие, в лучшем случае снисходительно похлопывали академиков по согбенным плечам, а в худшем – просто обвиняли их в «советском мракобесии». В общем, «на чьей стороне сила, брат!» было показано предельно ясно – кто бы сомневался!
Тем не менее, одержав полную победу в пиар-схватке, Церковь ею и ограничилась. И по-прежнему ни о каком преподавании этих самых «Основ Закона Божьего» речь не идет.
Почему?
Может быть, из-за того, что против резко выступило мусульманское духовенство? Да, это, конечно, не 10 академиков, тут сила реальная, то-то журналюги резко прикусили языки. Но, полагаю, дело не только и не столько в этом.
Просто все это действо с самого начала относилось к разряду «не догоню – так хоть согреюсь».
Для преподавания ЗБ не хватает преподавателей, учебников, учеников.
Преподавателей нет, потому что их не хватает даже на имеющиеся воскресные школы. Если всех священников обязать работать еще и в школе, то (помимо того, что у большинства священников эта вторая работа за сущие школьные гроши восторга явно не вызовет) преподавателей все равно не хватит – школ у нас пока еще, слава Б-гу, много больше, чем церквей.
Никакого внятного учебника «основ православной культуры» нет. Это довольно странно – при таком-то количестве православных ученых (о публицистах я уж не говорю). Но на самом деле все просто. Предмета нет – и учебника нет. А предмета нет, т. к. Церковь и министерство не договорились и в принципе договориться не могут – что надо преподавать.
История религий – не просто предмет, не нужный Церкви. Это – предмет активно вредный, активно опасный для Церкви. Не только для РПЦ – для любой Церкви. Вот уж точно – «во многом знании много печали». Если дети будут знать про разные религии – как они смогут верить в «свою»? Как минимум, путь к вере будет много длиннее и запутаннее – а Церкви это надо?! Религия должна быть не «одной из», а единственной и неповторимой.
Церкви нужны не сравнения (и неизбежно следующие за ними сомнения!), а прямо противоположное – в обязательном порядке «учить» (т. е. заставлять, приучать) верить. Верить в эту и только, «спущенную сверху» религию. Стыдливо назовите «основами культуры» – в любом случае это культура веры.
Но на введение такого предмета никак не может решиться – да еще в обязательном порядке! – все-таки светское министерство образования.
Спор тем более неразрешимый, что никто не рискует назвать вещи своими именами, и хотя все прекрасно знают, о чем идет речь, все это размывается в тумане обязательного лицемерия.
У этого предмета – и у истории религий, и у ЗБ – нет учеников.
Заваленные неподъемным объемом обязательных предметов, дети выбирают то, что им нужно практически – скажем, для поступления в ВУЗ. Эти предметы они и учат.
Если не ввести ЗБ в качестве обязательного экзамена в ВУЗ (вместо сочинения, скажем), то тем самым этот предмет автоматически попадает, извините за выражение, в «отстой» – в одну компанию с пением или с бывшей «гражданской обороной». Такой предмет и учитель, как правило, становятся только объектом более-менее злых детских издевок. Не случайно многие атеисты говорили, что мечтают о введении в школе ЗБ – более надежного способа вызвать отвращение к религии придумать невозможно. Нужно это Церкви?
Так о чем же был (и, очевидно, еще и не раз будет) спор?
О словах.
В Церкви есть много златоустов, краснобаев, которые получили блестящий шанс посветиться на экранах и в газетах, показать весь свой полемический задор, много раз обвести вокруг своей рясы простаков-академиков. Что и было с успехом проделано, особенно отличился как всегда Андрей Кураев, автор книги «Как я стал антисемитом» (т. е. прошу прощения, называлась она, понятное дело, как-то иначе, но суть, по-моему, именно в этом).
Что же касается заявлений, что ЗБ «научит нравственности», то это уж точно от лукавого.
«Вот, на уроках ЗБ дети узнают заповеди “не убий”, “не укради”…» А так – не знают?! Думают, что убивать и красть – можно?!
Далее. Те, кто проповедует моральную роль ЗБ и заповедей, могли бы открыть Библию – боюсь, многие из них этого не делали…
Так вот. «Не убивай» – шестая заповедь. Первая же: «Я, Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».
Вполне естественен вопрос любого школьника, который в этот момент не спит: «А когда же это русские были в Египте-то? Мы по истории вроде этого и не проходили?..»
И ответ «Да при чем тут русские! Это евреи были в рабстве. Это их Б-г оттуда вывел и дал им Заповеди» не вызовет ли следующий вопрос дитяти: «А, евреи… Ну а мы-то здесь тогда при чем?! Это, значит, их Б-г, а наш-то Бог – где?»
В общем, ей-Б-гу, поосторожнее надо быть с ЗБ. Не все поймут…
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.