[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2007 ТИШРЕЙ 5768 – 10(186)

 

ТАКОВА СЕЛЯВИ

 

Анатолий Рубинов

Такова еврейская жизнь

М.: Время, 2007. – 400 с.

Анатолий Рубинов – легендарный автор «Литературной газеты» советских времен – рассказывает о жизни евреев в Москве.

Несмотря на черту оседлости, несмотря на запрет селиться евреям в столицах, поступать в столичные университеты, существовали лазейки в законе, позволяющие особо активным людям добиваться, казалось бы, невозможного – жить и работать в Москве. Если в 1490 году в Москве проживал только один еврей, некто «Лекарь Жидовин», то уже в ХVII веке появилась Мещанская слобода, в которой поселилось небольшое количество евреев. Был, например, закон, что, если еврей окончил заграничный университет, он может селиться в столицах. А в ХIХ веке появилась печально известная система «кантонистов» – еврейских мальчиков, чуть ли не десятилетних, забривали в солдаты на двадцать пять лет. Их пытками, издевательством, голодом заставляли креститься, но… Те из них, кто выжил, отслужил этот срок, получали право селиться где хотят. Они и селились в Москве или в Питере; им подбирали жен; так, постепенно, в Москве образовывалась еврейская община, строились синагоги.

Очень интересен рассказ Рубинова о первом раввине – бывшем пожарном, который не знал ни закона, ни иврита и которого еле-еле заменили на сдавшего все нужные экзамены на «отлично» раввина из Минска. Забавна история главного медика при императрице Елизавете, которая на дух не переносила евреев. Он был из Португалии, вылечил от нарыва в горле будущую Екатерину II, но когда прослышал про антисемитизм высшей власти, сбежал в Париж, потребовав себе пенсию. Ему платили, пока не выяснили, что он – еврей. Тогда платить перестали; пенсию возобновила только новая императрица, Екатерина, прекрасно помнившая, кто ей спас жизнь… Но она же и удвоила подушную подать с евреев.

Много интересного и даже неожиданного можно почерпнуть из книги Рубинова. Например, про докладную сенатора и великого русского поэта Державина, которого Павел I послал выяснить, почему в Белоруссии девять лет нет урожая. «Жиды, ездя по деревням, особливо осенью при собрании жатвы, и, напоив крестьян со всем семейством, сбирают с них долги сии, похищают последнее нужное им пропитание», – пишет великий русский поэт в своей докладной, которую даже царь не стал рассматривать.

Егор Радов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.