[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2007 ТИШРЕЙ 5768 – 10(186)
Бесстыжий классик
Валерий Каджая
Почему не любят евреев
М., 2007. – 480 с.
Книга известного публициста Валерия Каджая посвящена критике двухтомного труда Александра Исаевича Солженицына «Двести лет вместе». Она перекликается (иногда буквальным цитированием) с вышедшей год назад книгой Марка Дейча «Клио в багровых тонах. Солженицын и евреи», основанной на статьях Дейча в «Московском комсомольце». В отличие от сравнительно небольшой книжки Дейча, работа Каджая представляет собой объемистый том, в котором основные положения солженицынской исторической версии критикуются достаточно подробно и скрупулезно.
Каджая разбирает и убедительно опровергает практически все основные идеи Солженицына: евреи совершили большевистскую революцию, евреи убили царскую семью, евреи составляли большинство в руководстве ГУЛАГом и, наконец, евреи плохо воевали в Отечественную войну, в основном отсиживаясь в тылу. Любой образованный читатель, ознакомившись с таким набором, сразу же скажет: это же черносотенные, антисемитские мифы! Так и есть. Только их рупором выступил человек, на которого еще относительно недавно буквально молилась русская интеллигенция, который считался образцом праведности, чей девиз был – «жить не по лжи».
Каджая вслед за Дейчем обнаруживает легкость Солженицына в обращении с цитатами и фактами. То, что Солженицыну нужно для доказательства своих идей, он приводит, зачастую вырывая фразы из контекста, тем самым извращая их смысл. Факты, его опровергающие, Солженицын опускает, как будто их нет. И все время ссылается на «Еврейскую энциклопедию», словно нет других источников информации, архивов, наконец. Когда Солженицын написал «Архипелаг ГУЛАГ», это воспринималось как откровение именно в силу того, что архивы были закрыты, публикаций практически не было. Но сейчас совсем другое время! Сейчас даже «Архипелаг» читать как-то странно – он несомненно сыграл огромную роль в истории, но, увы, остался в своем времени.
Думая о Солженицыне, уместно вспомнить библейскую заповедь: «не сотвори себе кумира». Бывшие друзья писателя, в том числе Лев Копелев, с которым Александр Исаевич вместе сидел в лагере, давно заметили то, что наша интеллигенция не видела в упор. И наконец увидела. Никакие заслуги, никакая Нобелевская премия не заслонят банального антисемитизма, которым всю жизнь был заражен прославленный автор. Но История – не дышло, она не потерпит вольного обращения с собой кого бы то ни было.
«Живя не по лжи», не закрывая глаза на факты, можно с горечью констатировать тот печальный финал, к которому пришел, по выражению Дейча, «бесстыжий классик».
Егор Радов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.