[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2007 ТИШРЕЙ 5768 – 10(186)
И эллин, и иудей
Кеннет Шенк
Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество
Пер. с англ. С. Бабкиной (Серия «Современная библеистика»)
М: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 275 с.
Меня когда-то поразила разница в отношении студентов-гуманитариев к учебной информации в наших и в иностранных учебных заведениях. У нас, в условиях дефицита литературы, студент мучительно ищет и читает все, что может иметь хоть какое-то отношение к теме. В западных же университетах переизбыток литературы, там преподаватель выдает силлабусы с точным указанием того, какие страницы какого издания нужно прочесть, а иногда студенты получают самопальную «хрестоматию», составленную из ксерокопий соответствующих страниц. Принцип прямо противоположен нашему: ни в коем случае не отклониться от темы, не переработать, не утонуть в материале. Конечно, и там, и здесь есть свои достоинства и недостатки. А вот книга Кеннета Шенка вписывается в оба подхода, причем достоинства объединяет, а недостатков избегает. Наследие Филона охвачено здесь во всей полноте, синтетически и аналитически, так что можно ее читать и подряд, и выборочно. Перечислены и кратко охарактеризованы все трактаты – и в то же время сделана очень удачная попытка, опираясь на эти тексты, синтезировать, воссоздать целостное мировоззрение александрийского интеллектуала и реального человека, еврея по рождению и эллина по языку и культуре, причем симпатии его принадлежали обеим составляющим его бытия. С аналитической точки зрения книга превосходно структурирована, так что можно, почти как в энциклопедии, найти конкретный и лаконичный ответ на конкретный вопрос, связан ли он с тем или иным аспектом мировоззрения Филона либо с какой-то определенной цитатой. Книга также содержит последовательное повествование о связях Филона с еврейской и эллинской традициями, с христианством и со своим временем. Кроме того, читатель получает ясное представление о полемике, которая велась и ведется в научном мире вокруг Филона, включая и такие моменты, по которым нет окончательной ясности. Кеннет Шенк приводит и собственное мнение, например, по поводу аналогии философской интерпретации синонимов в сочинениях Филона и евангельском Послании к евреям. Так что и тему для самостоятельного исследования вместе с библиографическими ссылками читатель при желании найдет. Справочный аппарат – глоссарий, библиография, указатели – составляют примерно четверть общего объема, не говоря о сносках, но основной корпус текста написан ясно, просто и последовательно, и переводчику это удалось передать.
А поскольку в последние годы наметилось сближение двух систем преподавания, нашей и западной, книга представляется практически идеальной для изучения темы. Она в равной степени помогает избежать обеих упомянутых крайностей: когда студент знает все, но об очень малом, и когда он знает только самую малость, но зато обо всем. Так что прошу любить и жаловать.
Михаил Липкин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.