[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2007 ЭЛУЛ 5767 – 9(185)
Вольнослушатель, вольнодеятель, мастер...
22 июля ушел из жизни человек, в течение четверти века определявший лицо советской, а затем российской мультипликации. Киевский еврей по фамилии Татарский. Ему не было и 57 лет.
Александр Михайлович Татарский родился 11 декабря 1950 года в Киеве. «Мой отец был цирковым автором, я очень много времени провел возле Никулина, Шуйдина, Олега Попова», – вспоминал он. В мультипликацию, на студию «Киевнаучфильм», Татарский пришел в 1968 году, участвовал в создании десятков лент и овладел практически всеми профессиями, связанными с производством мультфильмов.
Он очень любил родной город и сравнивал его с Одессой: «Это такие самобытные города со своей культурой, со своим менталитетом, со своим образом жизни…» Тем не менее «в Киеве строить карьеру – все равно что в песок головой биться»: независимый молодой талант так раздражал местных начальников, что ему даже хотели «пришить» участие в групповом изнасиловании. Он не получил рекомендации на Высшие курсы сценаристов и режиссеров – вынужденно перебравшись в Москву, Татарский посещал их вольнослушателем.
Однако переезд обернулся удачей: в Москве он обрел свой неповторимый стиль. Впрочем, первый фильм, снятый на телевизионном объединении «Экран», – «Пластилиновая ворона» (1981) – запретили как брак: «Какая-то белиберда, глупость. Кино безыдейное, к светлому будущему не зовет». Но тут Эльдар Рязанов показал картину в «Кинопанораме»: мгновенная всенародная знаменитость, гора фестивальных наград – успех.
Второй работой стала заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши», известная уже нескольким поколениям. А затем был фильм «Падал прошлогодний снег» (1983) – результат начальственного испуга: Татарский долго упрашивал разрешить ему анимационный фильм о Ленине, но сама мысль увидеть вождя мирового пролетариата героем мультфильма, да еще в пластилине, привела руководство в ужас. «Снимай что хочешь, – сказали ему, – только не про Ленина». И Татарский снял. «Меня обвинили, мягко говоря, в “нелюбви к русскому народу”, – вспоминал он. – В фильме нет положительного героя, а главный герой, который, несомненно, русский, выставлен полным идиотом». Тем не менее присказка «Маловато будет!» стала частью фольклора, а сам фильм завоевал множество призов.
После этого никто уже не покушался на первенство Татарского в мультипликации. «Обратная сторона луны» (1984), «Следствие ведут колобки» (1986) были известны и в Союзе, и за его пределами. Не случайно именно Татарский выиграл международный тендер на право производства анимации для американского телеканала TBS (проект Тэда Тернера) и первым из советских аниматоров выполнил работу, которая имела в США большой успех.
В «Колобках» впервые появились фирменные персонажи Татарского – сыщики Братья Пилоты. Они стали не только героями сериала «Из личной жизни Братьев Пилотов» и детской телепрограммы «Чердачок Братьев Пилотов», за которые в 1998 году Татарский получил Государственную премию, но и дали – десятилетием раньше – название первой в современной России независимой негосударственной киностудии «Пилот». «Мы брали людей буквально с улицы, – вспоминал режиссер. – Мы создавали принципиально новую студию. Критерий отбора был один: хочу я этого человека учить или не хочу». Теперь выпускники «Пилота» разбросаны по всему миру – от США до Австралии и везде становятся такими же центрами притяжения, каким здесь был их учитель. Стоит вспомнить, что знаменитые Хрюн и Степан тоже возникли в студии «Пилот».
С 1995 года Александр Татарский являлся президентом Открытого Российского фестиваля анимационного кино («Крок»), был членом киноакадемий «Ника» и «Золотой орел».
«Не будучи русским по крови, я обладаю совершенно русским характером», – сказал он о себе в одном из последних интервью. И тем не менее в одушевлении пластилиновых героев было что-то библейское. Последним грандиозным проектом Александра Татарского оказалась «Гора самоцветов»: 52 анимационных фильма по 13 минут на основе сказок народов России. Этот мир остался незавершенным…
Михаил Дзюбенко
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.