[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)

 

Тайные книги иудаизма: пропавшаЯ библиотека

Александр Рыбалка

Если вы зайдете в любую крупную синагогу, особенно хасидскую, то поразитесь невероятному количеству книг. Наверное, иудаизм имеет самую обширную литературу…

Однако история иудаизма знает книги, которые упоминались в Торе, Танахе, кабалистической литературе, – а потом пропали без вести.

Одна из самых известных книг такого рода – «Сейфер рефуот», «Книга Излечений», написанная самим царем Шломо. В Мишне говорится, что эту книгу спрятал царь Хизкияу – и мудрецы одобрили его действия!

Какая же информация заключалась в «Книге Излечений»? Комментаторы говорят о том, что в этом труде царь Шломо изложил «сгулойс» («средства»), помогающие буквально от всех болезней. И евреи, вместо того чтобы молиться Всевышнему об излечении, просто заглядывали в эту книгу!

«Книгу Излечений» царь Хизкияу не уничтожил, а «ганаз» («захоронил»), то есть поступил так, как принято поступать с религиозными текстами. И не исключено еще, что когда-нибудь книга царя Шломо будет обнаружена…

Вообще евреи много учатся, а без книг учиться нельзя. Праотец Яаков назывался «человеком кротким, сидящим в шатрах» – имелись в виду шатры Шема и Эвера, где Яков обучался тайной мудрости. По каким же книгам он учился? «Зоар» называет «Книгу Адама», «Книгу Ханоха» и «Сейфер Йецира» – «Книгу Творения», написанную Авраамом. «Книга Творения» никогда не терялась, ее упоминает Раши в комментариях к трактату Талмуда «Хагига» (а я даже перевел «Книгу Творения» на русский язык). Правда, самые ранние упоминания о «Сейфер Йецира» относятся ко II веку н. э., так что многие приписывают создание этой книги рабби Акиве. Но даже если это так, то не опирался ли рабби Акива в своем сочинении на более древние тексты?

«Книга Ханоха» – миф или быль? На протяжении долгого времени считалось, что подобной книги не существует, а цитаты из нее – выдумка древних авторов, решивших подкрепить свои мнения авторитетом праведника… Но в 1773 году шотландский археолог Брюс в Эфиопии обнаружил полный текст «Книги Ханоха» на языке геэз (средневековый эфиопский язык). Далее открытия посыпались одно за другим – была обнаружена «славянская Книга Еноха» («Книга Ханоха» в переводе на древнеславянский) иаконец, в Кумранских пещерах уже в середине прошлого века обнаружили обширные отрывки из «Книги Ханоха» на древнееврейском языке… Отрывки полностью соответствовали найденным древнеславянским и эфиопским текстам. Сегодня восстановленный ивритский текст «Книги Ханоха» доступен читателям (даже и в переводе на русский язык, что вообще чудо).

А «Книга Адама» – существовала ли она? Книга эта упоминается в Торе, так что мне, как человеку религиозному, негоже бы сомневаться… Но может быть, речь идет об аллегории?

Однако «Зоар» неоднократно ссылается на «Книгу Адама» (даже говорится о том, что факт шарообразности Земли указан в «Книге Адама»). Книгу эту видели мудрецы эпохи Талмуда… А рав Элияу Коэн из Измира (Смирны) в своей книге «Мидраш Тальпийот» пишет, что видел «Книгу Адама» у одного «врача и философа» в переводе на «христианский язык» (для жителя Турции, безусловно, это был греческий). В книге указывалось, какие дни и часы какими ангелами управляются, раскрывались тайны солнцестояний и противостояний Земли и Солнца…

«И это чудо», – благоговейно добавляет рав Элияу Коэн.

Так существует ли в наше время «Книга Адама»? Возможно, что и существует в каком-нибудь из переводов – в конце концов, создатель «Мидраш Тальпийот» жил всего каких-то 200 лет назад, а для книг это не срок.

Может ли быть, что рав Элияу Коэн имел дело с каким-то апокрифом, позднейшей подделкой? Откровенно говоря, я в это не верю. Вряд ли можно было обмануть такого крупнейшего знатока еврейской мистической литературы, каким являлся рав Коэн. А сомневающимся хочу напомнить историю «Ключей Соломона» – классического труда о практической кабале.

Самый ранний экземпляр «Ключиков», как ласково называют этот текст оккультисты, относился к 1634 году и нес следующий заголовок:

«Ключики Соломона, переведенные с еврейского на латинский раввином Абоназаром, а с латинского на французский – М. Баролем, архиепископом Арля».

Сами понимаете, что могло получиться при переводе с перевода, да еще сделанном христианским священником… Подзаголовок однозначно подразумевает наличие еврейского оригинала – но существовал ли он?

Многие ученые оспаривали этот факт, несмотря на то, что еще Иосиф Флавий упоминает некую «книгу царя Соломона», содержащую заклинания для вызова духов. То есть примерно в I–II веках н. э. такие книги уже существовали, мало того – считались известными, старинными и достаточно авторитетными…

Спор бы этот длился веками, пока в европейских библиотеках не обнаружились целых три еврейских рукописи «Ключей Соломона». И хотя рукописи эти средневековые, тем не менее они лишены всяких позднейших религиозных напластований и не оставляют сомнений в аутентичности текста. Небольшим тиражом «Мафтеах Шломо» (так звучит оригинальное еврейское название «Ключиков») были напечатаны издательством «Бакаль», и я не исключаю, что появятся еще переиздания…

Так что возможно, мы когда-нибудь увидим настоящий ивритский текст «Книги Адама». Правда, мне приходилось слышать, что эта книга имеется у самаритян под названием «Сейфер а-отот», «Книга Знаков», но подтвердить или опровергнуть эту информацию я не могу.

Пропавшие книги существовали и в новейшие времена. Баал-Шем-Тов говорил, что если бы мы могли изучать книгу «Махане Дан» («Стоянка Дана»), то Мошиах бы уже пришел…

Что эта за книга такая?

Написал «Махане Дан», сборник комментариев к «Зоару», великий кабалист – рабби Шимшон из Острополя (да отомстит Всевышний за его кровь). Он известен своим комментарием «Дан Ядин» на книгу «Карнаим» – кабалистическое объяснение значения «таамей а-микра» – знаков кантилляции, используемых при чтении Торы. Люди, изучающие кабалу, обычно перед наступлением пасхального вечера читают письмо рабби Шимшона из Острополя иерусалимским мудрецам, в котором объясняется тайный смысл казней египетских.

Говорят, что всю жизнь рабби Шимшон трудился над капитальным комментарием к «Зоару», а «Дан Ядин» (совсем небольшая по объему книга) и письмо были написаны им «между делом»… Но налетел Хмельницкий, рабби погиб, а его труд пропал… Или еще хранится в какой-нибудь из гениз? А может, ученики рабби Шимшона успели спрятать сочинение кабалиста и оно еще найдется? Хорошо бы – из немногих оставшихся сочинений рабби Шимшона видно, что он умел излагать свои мысли кристально ясным языком…

Иногда случается наоборот – книга не исчезает, а появляется! Так случилось с книгой рабби Менахема-Мендла из Коцка. Этот, самый неординарный наверное, из хасидских учителей при жизни говорил, что не желает писать книг.

«Для кого мне писать? Для раввинов? Но они и так все знают! Для простого человека? Но он не имеет времени – разве что совсем немного, в субботу, когда утром приходит из синагоги… Простой еврей возьмет мою книгу после обильного обеда и задремлет над ней на диване – а моя книга окажется на полу. Стоит ли писать книгу для того, чтобы она валялась на полу?»

Долгое время считалось, что после рабби Менахема-Мендла из Коцка не осталось ни одной книги. Но такая книга есть! Его ученики, Элиезер-Цви Цигельман и Авраам Найерман собирали за рабби высказывания, посвященные недельным главам Торы и праздникам. После чего, систематизировав всё, создали книгу «Оэль Тора» («Шатер Торы»), которая может познакомить нас с учением рабби Менахема-Мендла из Коцка.

Существуют ли еще потерянные книги, кроме перечисленных мною в статье? Несомненно. Найдутся ли они? Хочется верить, что каждая потерянная книга найдется в свое время – именно тогда, когда мы будем готовы ее воспринимать.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru