[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Упование на Б-га как залог здоровьЯ
Вновь и вновь полагайтесь на могущество и силы Б-га
…Я полагаю, в нашем разговоре мы касались того, что служение Б-гу в радости есть одно из оснований, на которых зиждется система Баал-Шем-Това. Известны также слова великого учителя, Рамбама, заметившего, что мы служим Б-гу не только тогда, когда возносим молитвы или изучаем Тору, но и каждый раз, когда мы едим, каждый раз, когда мы гуляем, и т. д.
Б-г не требует от нас неисполнимого, а потому дает каждому из нас силы и возможность служить Ему со всем святым рвением и достойно – так, чтобы это служение было максимумом того, на что мы способны.
В дополнение к этому поразмыслите также над нижеследующим. В отличие от идолопоклонников, озабоченных земным, мы, евреи, помним: «Над небесами слава Его!» (Теилим, 113:4); «Возвышен над всеми народами Г-сподь!» (Теилим, 113:4) – и исходим из того, что Б-г заботится о каждом из нас в нашем повседневном существовании, даже в тех его частностях, которые иногда считаются вздорными и пустяковыми.
Тут не остается места тревоге и беспокойствам. По сути, положение человека можно сравнить с положением ребенка, рядом с которым отец (и потому ребенок не очень-то обращает внимание на окружающий мир, ибо уверен, что отец защитит его и позаботится обо всех его нуждах). Впрочем, эта аналогия неполна: отец всемогущ только в сознании ребенка, тогда как Отец наш Небесный воистину всемогущ и в Его силах ниспослать нам все, в чем мы испытываем нужду.
Я буду ждать добрых вестей о том, что здоровье Ваше улучшилось и, как часто говорил мой тесть, Ребе, да будет благословенна его память: «У Вас будет здоровое и счастливое лето».
О благословении цадика
Я получил Ваше письмо <…> и рад был прочесть, что состояние Вашего сына улучшается, он стал спокойнее. Это наблюдение совпадает и с мнением доктора Уайлдера.
Как я уже Вам говорил, если Ребе, мой тесть, дал благословение, желая, чтобы сыну Вашему стало лучше, то его слова сбудутся – это всего лишь вопрос времени.
Конечно, трудно – особенно для родителей, у которых один-единственный ребенок – ждать, покуда благословение исполнится.
Тем не менее твердое упование на то, что оно все-таки исполнится, поможет Вам, причем двояко: намного легче ожидать, когда свершится полное выздоровление, подразумеваемое благословением; и чем тверже упование, тем быстрее исполнится обещание цадика.
Не называйте себя больным
Я был рад получить Ваше письмо <…> И хотя содержание письма не принадлежит к категории вещей, которые могут радовать (Вы жалуетесь на нездоровье), замечу, что мне был приятен сам факт получения письма после долгого молчания. Надеюсь, вскорости я получу письмо, содержание которого будет по-настоящему радостным и Вы сообщите мне о том, что Ваше физическое и душевное здоровье превосходно.
Насколько важно не облекать в слова и не фиксировать в тексте жалобы на здоровье, станет понятно в свете замечания моего тестя, Ребе, о том, что запрет на лошон а-ра (недобрые речи о ближнем) распространяется также на самого говорящего – тем самым не следует плохо высказываться о себе.
Известны объяснения комментаторов, чем лашон хара отличается от моци шем ра – клеветнических речей: выражение моци шем ра приложимо только к речам, содержащим неправду, тогда как речи, подпадающие под определение лошон а-ра, могут быть правдивы. Однако, несмотря на правдивость подобных речей, мудрецы констатировали: «Лошон а-ра наносят ущерб всем троим» – говорящему, слушающему и тому, о ком идет речь (Арохин, 15б).
Ущерб, наносимый лошон а-ра (даже если сказанное – правда), связан с тем, что, говоря об ошибках и промахах человека – даже о плохом состоянии его здоровья, – говорящий раскрывает эти несовершенства перед другими людьми, подчеркивает и акцентирует их.
Когда же явление, прежде принадлежавшее только идеальной сфере мысли, «втянуто» в материальность речи, оно приобретает гораздо более сильное воздействие, нежели то, которое пребывает сокрытым и нематериализованным.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru