[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)
РОДИТЬСЯ ЕВРЕЕМ
Залман Познер
Есть немало евреев, которые очень жалеют, что их «угораздило» родиться евреями. Действительно ли это происходит по воле случая и у нас нет никакого права на выбор?
Прежде всего исключим чуждые влияния, способные помешать беспристрастному выяснению этой проблемы. Распространенное в наши дни мнение, будто человек может сам выбирать, к какой религии (и к какому народу) принадлежать, имеет христианские корни и абсолютно чуждо иудаизму. (Отметим, кстати, что в иврите нет слова, совершенно аналогичного понятию «религия», общему для всех европейских языков. Слово «дат», которое обычно переводится в словарях как «религия», имеет гораздо более широкий и глубокий смысл.) Согласно Торе, еврей, переменивший религию, не перестает быть евреем и в любой момент имеет право вернуться обратно в лоно иудаизма.
Нередко приходится слышать, что Тора ограничивает свободу выбора человека. Но следует понимать: принцип свободы выбора не подразумевает безусловного права человека самому определять всю свою жизнь. Никто не предлагает нам выбрать, в какой семье и у каких родителей родиться. Законы наследственности оказывают немалое влияние на весь наш жизненный процесс, хотим мы того или нет. Очень, очень многое в нашей жизни мы не в состоянии изменить. Зато в определенных областях у нас есть право выбора между бесчисленными альтернативами – кого сделать другом, какой профессией овладеть, к какому политическому движению примкнуть…
Так какую же позицию занимает иудаизм? Евреи мы лишь в силу наследственности или же сами можем решать, кем быть?
Обратите внимание: не существует «христианина-атеиста». Это сочетание взаимоисключающих слов. Однако есть евреи, утверждающие, что они атеисты и вместе с тем с пеной у рта доказывающие, что они – евреи. Конечно, если считать еврейство лишь национальной принадлежностью, то их утверждение не лишено логики. Однако такой подход к понятию «еврей» заимствован со стороны, мы же будем рассматривать вопрос лишь в рамках иудаизма.
Когда Тора называет человека евреем, она не обращает внимания на его вероисповедание, его место в обществе, его образ жизни или степень уважения, которое оказывают ему окружающие. Тора имеет в виду самую суть человека, его «Я». Человек этот еврей независимо от его воли и его желания. Еврейство – не одежда, которую можно сбросить, оно – статус, который никто из людей не в состоянии изменить.
Как бы мы ни относились к нашим родителям, они не перестают быть родителями. Мы можем тщательно исполнять свой долг в отношении папы и мамы или не исполнять его вовсе, но от этого он не становится ни больше, ни меньше. Мы можем гордиться своим еврейством и с радостью вести еврейский образ жизни – а можем попытаться отречься от своего происхождения, однако это ни в малейшей степени не влияет на тот факт, что мы – евреи.
Учение хасидизма формулирует несколько принципиальных положений, являющихся ответом на тот вопрос, который мы вынесли в заглавие. Основатель хасидизма рабби Исроэл Баал-Шем-Тов поставил в своем учении особый акцент на понятие ашгохо протис, означающее, что Творец осуществляет детальное наблюдение за всем, что происходит в сотворенном Им мире, и направляет его. В рамках такого подхода понятие «случайность» не имеет смысла. Все, что происходит с нами и вокруг нас, имеет определенный смысл и определенную цель. Ведь мы не актеры в театре абсурда. Мы обязаны стремиться разглядеть и понять, какую весть раз за разом нам посылает Всевышний. Конечно, это удается далеко не всегда, однако мы обязаны быть уверены, что рано или поздно мы это поймем. Поэтому не может быть никакого сомнения, что человек рождается евреем не в результате игры слепого случая, но по воле Всевышнего, и в этом кроется определенная цель и задача. Наше право на свободный выбор распространяется на возможность отречься от своей миссии, попытаться убежать от самих себя, загасить искру еврейства, горящую в нашей душе, – или радостно исполнять свою задачу, превращать свое еврейство в плодородное поле, которое приносит дивный урожай, осуществлять то, ради чего мы родились и существуем.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru