[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)

 

СВОБОДА И ИСТИНА

 

Раймон Арон

Пристрастный зритель

М.: Праксис, 2006. – 416 с.

Раймон Арон (1905–1983) – французский политолог и социолог, последовательный выразитель идей либерализма, автор теории «индустриального общества». Он, с одной стороны, всегда считался «правым», в отличие от своих друзей-интеллектуалов, таких, как Жан Поль Сартр, учившийся с ним в одной школе, а с другой стороны – критиковал почти все правительства, всех деятелей, даже близких ему идейно. Он всегда был сам по себе.

«Пристрастный зритель» – ответы Раймона Арона на вопросы двух людей, которые, по его словам, могли быть его внуками – Жан-Луи Миссика и Доминика Вольтона. Эти люди, взращенные французскими событиями мая 1968 года, которые заразили все поколение левацкими, прокоммунистическими идеями, считали, что «Раймон Арон – не наш». Однако в процессе бесед интервьюеры, хотя и не согласившиеся со многими мыслями Арона, не могли не признать безукоризненной правомочности его точек зрения.

Тема бесед охватывает огромный период французской истории – с 1930-х годов по 1980-й. Арон действительно оказался зрителем самых трагичных событий ХХ века, но зрителем воистину «пристрастным». Он остро реагировал на все, что происходило. Одним из первых увидел опасность Гитлера, когда был в Германии в 1930–1933 годах. Именно там он столкнулся со свирепым антисемитизмом и фактически впервые для себя обнаружил, что он – еврей. С этим обстоятельством связано и то, что он почти ничего не написал о Холокосте после войны, хотя многие обвиняли его в этом. Арон считал, что он, как еврей, может быть необъективен.

Для его взглядов характерно последовательное неприятие любых «левых» движений. Он считал, что они, придя к власти, непременно приведут страну к экономической катастрофе. Арон четко делил мир на свободный – западный и на тоталитарный – советский. В СССР видел постоянную угрозу, которую нельзя уменьшить никакой политикой разрядки.

В конце концов Арон определился и в отношении своего еврейства: «…поскольку я французский гражданин, то и пишу свои политические обзоры с позиции француза, а не еврея… я… друг Израиля, но не сионист, не израильтянин, а француз. Однако сейчас я больше расположен к Государству Израиль, чем в 1948 году».

Парадоксальный мыслитель, пытавшийся оправдать даже самых одиозных личностей в истории, как, например, маршала Петена, Арон, на вопрос о том, какими ценностями он более всего дорожит, ответил абсолютно четко: «…истиной и свободой… И именно для того, чтобы иметь возможность провозглашать истину, надо быть свободным».

Егор Радов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru