[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2007 АВ 5767 – 8(184)
ИльЯ Эренбург с фотоаппаратом. 1923–1944
Борис Фрезинский
В издательстве «Мосты культуры» осенью 2007 году выходит в свет книга, подготовленная Борисом Фрезинским, «Илья Эренбург с фотоаппаратом. 1923–1944».
Предлагаем вниманию читателей вступление к этой книге Бориса Фрезинского и ряд фотографий Ильи Эренбурга.
Натан Исаевич Альтман.
Начнем со справки. Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – поэт и переводчик, писатель, публицист, мемуарист, общественный деятель. Это обычные сведения энциклопедий и справочников. «И.Г. Эренбург – фотограф» – такой строчки нет ни в одном словаре мира. Между тем Эренбург – автор трех, изданных еще в 1930-х годах фотоальбомов, в которые вошли далеко не все его фотоработы. Фотографирование – одна из граней его деятельности; грань не самая значимая, но не случайная, привлекавшая его точностью документа. Снимки Эренбурга абсолютно достоверны и со временем, в отличие от некоторых его подцензурных текстов, этого свойства не теряют, хотя, бывает, и требуют пояснений.
К концу ХIХ века фотографии исполнилось примерно 60 лет, но, оставаясь делом громоздким, она была уделом профессионалов. Только накануне первой мировой войны появились компактные узкопленочные аппараты, промышленный выпуск которых наладили уже после ее окончания. Это существенно облегчило труд репортеров и сделало фотографию массовой. Илья Эренбург обзавелся фотокамерой в 1923-м и занимался фотографией примерно до 1948 года, причем наиболее интенсивно – в 1925–1938 годах. В 1920-х годах фото еще не было той обыденностью, какой стало теперь, когда профессионализм в этой области неминуемо требует особых изысков. Может быть, поэтому фотографии первых десятилетий ХХ века так активно привлекают к себе зрителей сейчас.
Бывало, съемка для Эренбурга становилась целевой – когда снимки иллюстрировали газетные или журнальные статьи и очерки либо делались впрок – для будущих книг. А в пору отдыха она служила скорее развлечением, фиксирующим зрительные образы.
Б. Пастернак.
Профессиональным фотографом Эренбург себя не считал, но о его фотокнигах немало писали специалисты. Эренбург почитал «моментальную» фотографию и больше всего любил снимать людей и «уходящую» натуру. Снимая людей, он стремился поймать их естественное состояние и характерные жесты – то, что спустя 20 лет в кино получило название неореализма. Уже под старость он убеждал фотографов: «Вот что нужно снимать: людей!» – а из собственной фотопродукции более всего ценил книгу «Мой Париж». Эстетические и формальные изыски специально Эренбурга не занимали, но по его фотографиям можно почувствовать, что он знал толк в искусстве графики и водился с художниками. По сути он был фотограф-документалист и более всего ценил в снимке бытовую правдивость обыденной жизни. Острый глаз писателя позволял Эренбургу безошибочно схватывать житейские сюжеты, что сообщает его снимкам определенную занимательность. Но хроника событий Эренбурга не интересовала, и в этом смысле репортером он не был. Его фотоинтересы, несомненно, связаны с писательскими и человеческими (скажем, привязанность к собакам отразилась в массе его «собачьих» снимков), хотя их не исчерпывают…
Фотоснимки, сделанные писателем Ильей Эренбургом, заметно отличаются, скажем, от того, что и как снимал писатель Илья Ильф, увлекшийся фотографией в 1929 году (фотонаследие Ильфа полно представлено в альбоме «Илья Ильф – фотограф», подготовленном дочерью писателя). В фотографиях Ильфа «как» занимало его никак не меньше, чем «что». В этом смысле он, в отличие от Эренбурга, не столько документалист, сколько художник. Впрочем, суждения о фотоработе Эренбурга не могут быть столь точными, как о работе Ильфа, чей фотоархив сохранился, в то время как весь личный архив Эренбурга погиб в 1940 году (об этом еще будет сказано).
Что же из эренбурговских снимков уцелело? То, что хранили близкие и друзья (в основном женщины). Прежде всего вторая жена писателя и его главная фотомодель художница Л.М. Козинцева-Эренбург (к своим изображениям она была заслуженно небезразлична); в альбомах его дочери И.И. Эренбург сбереглось немало снимков отцовской работы – не только ее карточки, но и «видовые» снимки 1930-х годов: Англия и Братислава; немало снимков сохранили ближайшие друзья Эренбурга О.Г. и А.Я. Савич; десять снимков – семья Б.Л. Пастернака, несколько снимков – Я.И. Соммер, несколько снимков уцелело у Н.И. Альтмана. Кое-что из фотографий 1923 года сберегла поэтесса Вера Лурье, которая в 1922–1923 годах дружила с Л.М. Козинцевой-Эренбург в Германии (она посвятила Любови Михайловне несколько прочувствованных стихотворений). В 1990-х годах И.И. Эренбург сообщила мне, что получила письмецо из Германии от Натана Федоровского (питерского коллекционера, к тому времени перебравшегося в Германию и продолжавшего там разыскивать фотографии, связанные с русской культурой). Он писал, что купил в Берлине фотоархив Веры Лурье, включая массу снимков работы Эренбурга; но вскоре из Берлина пришло известие о его самоубийстве. Судьба фотоархива Федоровского мне неизвестна. В 1996 году я послал в Берлин Вере Лурье 1-й том биохроники Эренбурга (доведенный как раз до 1924 года) и запросил об уцелевших у нее письмах и снимках Эренбурга. В ответ она сообщила: «Весь архив моей переписки я продала лет десять-двадцать тому назад французскому слависту г. René Guerra… Федоровский видел мои фотографии, но я их ему не отдавала, они были проданы мною Берлинской галерее (Berlinische Galerie)». Вместе с письмом в конверт был вложен снимок 1923 года работы Эренбурга: элегантная Л.М. Козинцева-Эренбург на морском берегу. В 1997 году, когда я был в Берлине на открытии в Карлсхорсте выставки, посвященной Эренбургу, повидаться с Верой Лурье мне не удалось. Ниточка, ведущая к берлинской части эренбурговского фотонаследия, оборвалась...
Л.М. Козинцева-Эренбург.
В 2001 году директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Петербурга Нина Ивановна Попова горячо поддержала предложение провести в Фонтанном доме первую выставку «Илья Эренбург – фотограф»; ее несомненный успех подтолкнул к написанию этой книги. А 18 мая 2006 года Н.И. Попова открыла в Фонтанном доме вторую, существенно бо́льшую по объему фотовыставку «Париж Ильи Эренбурга». Представление о фотонаследии писателя Ильи Эренбурга в сознании отечественных поклонников фотоискусства обретало конкретность. Горько, что ни выставок 2001 и 2006 годов, ни этой книги не дождались (слишком нескоро все получилось) те, кто сохранил снимки Эренбурга и в разные времена знакомил меня со своими фотоархивами, а многое из них мне передал, – с чувством глубокой душевной благодарности называю здесь имена Л.М. Козинцевой-Эренбург, И.И. Эренбург, А.Я. Савич, В.А. Мильман, Я.И. Соммер. Все фото, публикуемые в книге, кроме специально оговоренных случаев, – из собрания автора. Выражаю искреннюю признательность за предоставление ряда снимков работы Ильи Григорьевича – И.В. Щипачевой, Е.В., Е.Б. и П.Е. Пастернак (Москва) и А.М. Зозулинскому (Иерусалим).
Особая благодарность директору Музея истории фотографии в Петербурге Д.С. Шнеерсону за поддержку проекта и участие в нем.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru