[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)
ПоследнЯЯ книга мастера
Александр Гольдштейн
Спокойные поля
Новое литературное обозрение
М.: 2006. – 336 с.
Литературный текст – пространство замкнутое, герметичное. Многочисленные шлюзы, соединяющие его с повседневной реальностью, открыты на стадии написания текста. Когда поставлена последняя точка, текст становится вещью в себе. Погружаясь в него, читатель движется по прихотливым сюжетным траекториям, безотчетно подпадая под власть автора. И реальность текста, совпадая, казалось бы, с исторической или социальной реальностью, обретает новые черты, ломает привычные ассоциативные ряды и культурные стереотипы. С каждым текстом рождается новый мир.
Разумеется, речь идет о качественных литературных текстах. Книги Александра Гольдштейна – несомненно, больше чем просто хорошая литература. И дело даже не в «Букерах» и «анти-Букерах», присуждение которых всегда отмечено субъективными пристрастиями, не говоря уж о банальных окололитературных интригах. Если бы Гольдштейну не присудили премий, он ничего не потерял бы – тексты говорят сами за себя. В них есть достоинства, которые делают их объективно качественными. И книга «Спокойные поля» – тому подтверждение. Ее автор позволяет себе наслаждаться языковой стихией, играть с ней, конструировать ее, собирать и рассыпать, словно кубики, витиеватые словесные комбинации. Конструкты Гольдштейна, подобно квази-фольклорным пришепетываниям Ремизова или отточенным неологизмам Андрея Белого, кажутся порой отрывками из марсианских хроник: «труба в летном доме свиданий», «внеслужебная цепкость рук». Автор не мыслит сиюминутными категориями; он то плавно, то рывками перебирается из Александрии Египетской в Петербург, в Мадрид, Иерусалим, ведет напряженный диалог с древними и современниками, насыщает свой текст бесчисленными аллюзиями. Текст Гольдштейна невозможно привязать к известным жанрам – его лучше определить скорее как экзистенциальное путешествие во времени и пространстве. Если повезет, читатель ощутит резонанс с изысканным интеллектуально-эстетическим миром автора.
Я пишу об авторе и его тексте в настоящем времени. На самом деле живет только текст. Александр Гольдштейн умер в Израиле в возрасте 48 лет. Русская литература лишилась большого писателя.
И обратите внимание на несколько страниц под заголовком «Памяти Саши». Его написала вдова Александра Гольдштейна Ирина. В своей культурно-стилистической эксклюзивности текст In memoriam идентичен текстам писателя. Что кажется необъяснимым и почти невозможным. Но что есть, то есть.
Юрий Табак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru