[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)

 

Экслибрис и мОгендовид

 

Бердичевский Я.И.

Народ книги: к истории еврейского библиофильства в России

Киев: Дух i лiтера,

2005. – 348 с.

Книга Якова Бердичевского — о еврейских экслибрисах и об экслибрисах евреев. Бердичевский знакомит читателя с крупнейшими еврейскими собраниями царской России, в частности библиотеками купца Фридланда и академика Хвольсона, завещанными Азиатскому музею в Петербурге. Трагична судьба библиотеки барона Гинцбурга, завещанной Еврейской библиотеке в Иерусалиме. Несмотря на хлопоты Эйнштейна, она так и не добралась до «места приписки». Книги барона помечены штемпелем в виде могендовида и двумя экслибрисами – художественным и геральдическим. Часть огромного (35 тыс. томов!) собрания была распределена по многим библиотекам СССР, а книги с экслибрисами барона еще в 1950–1960-х годах встречались в букинистических магазинах Ленинграда и даже на дешевых книжных развалах.

Новую страницу еврейской экслибрисной графики открыл в 1920-х годах художник Соломон Юдовин, на экслибрисах которого – космические корабли и молящийся хасид, старик еврей, обмакивающий перо в чернильницу, и молодой рабочий, тиражирующий на печатном станке прокламации. Особый интерес представляют экслибрисы Эфраима Лилиена – крупнейшего художника начала XX века, примкнувшего к сионистскому движению, одного из учредителей художественной академии «Бецалель» в Иерусалиме. Знаменитый Натан Альтман создал экслибрис для огромной библиотеки М. Персица. Всего один экслибрис принадлежит перу удивительного графика Анатолия Каплана – автора знаменитых литографий к повестям Шолом-Алейхема. Впрочем, и на этом единственном экслибрисе – традиционный каплановский еврей в картузе и с… неизменной козочкой.

Гершон Кравцов – один из немногих советских мастеров, считавший себя национальным еврейским художником. Еще в 1971 году он создает т. н. «Юбилейный еврейский шрифт», смело используя в своих композициях свитки Торы и другие традиционные образы. Среди его работ – «еврейские» экслибрисы для художника Меера Аксельрода, редактора «Советиш геймланд» Арона Вергелиса, члена ЕАК Авраама Гонтаря.

К еврейским сюжетам часто обращались и художники-неевреи. Так, чешский мастер Надежда Чанчикова отобразила в своей работе панораму Иерусалима с буквой «алеф», история Юдифь вдохновила поволжского графика Евгения Синилова, белорус Евгений Тихонович – автор экслибриса-линогравюры «Штетл» и книжного знака для собрания иудаики.

Особое место в книге Бердичевского уделено одному из ведущих собирателей экслибрисов в довоенной Европе Марку Бирнгольцу, для библиотеки которого было выполнено около 300 (!) книжных знаков. Кабалистическая символика, могендовиды, скрижали Завета, ладони, поднятые в коэнском благословении, портрет Теодора Герцля – все это сюжеты экслибрисов Бирнгольца, которому удалось после войны вернуть свою богатейшую библиотеку.

Иначе сложилась судьба другого библиофила, директора Еврейского музея Львова Максимилиана Гольдштейна. В коллекции Гольдштейна – два экслибриса работы Бруно Шульца, погибшего в гетто Дрогобыча. Сам Гольдштейн вместе с семьей сгорел в огне Холокоста, а его уникальное собрание было передано Львовскому музею художественных промыслов, а частично – разворовано и распродано.

Из наиболее крупных послевоенных исследователей книжных знаков автор отмечает военно-морского врача Е. Розенбладта, собравшего крупнейшую в стране (25 тыс.) коллекцию экслибрисов. В 1953 году коллеги-коллекционеры единодушно признали Розенбладта «экслибрисным королем всея Руси». Его младший современник, директор картинной галереи Вологды Семен Ивенский стал первым и единственным искусствоведом в СССР, получившим кандидатскую степень за разработку экслибрисной темы. Несколько лет назад Ивенский репатриировался в Израиль, оставив в России грандиозную – более 70 тыс. экслибрисную коллекцию.

Не одну страницу посвятил Яков Бердичевский экслибрисам выдающихся евреев советской эпохи. Для библиотеки начинавшего свой путь в «Габиме» кинорежиссера Рошаля экслибрис выгравировал уже упомянутый нами Гершон Кравцов. В издании представлены также экслибрисы Эмиля Гилельса и Игоря Ойстраха, Фаины Раневской и Галины Волчек, Аркадия Райкина и Эмиля Кио и многих других наших знаменитых соплеменников.

Около 700 имен художников, издателей, коллекционеров, библиофилов приводит автор в своем исследовании «российско-еврейского» экслибриса. И словно предвосхищая возможные упреки критиков в бессистемности обзора, заканчивает свой труд цитатой из Цицерона: «Больше, чем сделал, сделать не могу».

Михаил Гольд

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru