[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)

 

КОГДА ПОСТЫ ПРЕВРАТЯТСЯ В ПРАЗДНИКИ

Йоэл Кан

Ныне, во времена изгнания, в течение трех недель «бейн амцорим» («меж теснин») мы скорбим о разрушенном Храме и постимся в те дни, когда произошли главные события, приведшие к катастрофе. Однако предсказано, что после прихода и открытия Мошиаха (дай Б-г, как можно скорее!) траурные эти дни превратятся в дни радости и веселья – праздники, которые мы будем отмечать в Иерусалиме, в третьем Храме.

 

Так пишет Рамбам и постановляет в качестве закона Торы: «Все эти посты будут отменены в будущем, в дни Мошиаха, и больше того: в будущем они превратятся в праздники и дни радости и веселья – как сказано (Зхарья, 8:19): “Так сказал Г-сподь Цево-ойс: Пост четвертого <месяца>, и пост седьмого, и пост десятого <месяца> будут для Дома Иеуды радостью и весельем и добрыми праздниками – только правду и мир любите!”» (Мишне Тора, Законы о постах, 5:19).

Возникает вопрос: почему эти дни должны превратиться в «дни радости и веселья»? Можно понять, что, когда придет Мошиах и закончится изгнание, незачем будет вспоминать о разрушении Храма и, естественно, связанные с ним посты будут отменены. Однако почему же дни постов должны превратиться в «добрые праздники»? Какая причина для «радости и веселья» таится в этих днях, обозначающих бедствия и несчастья?

Как объясняет нам учение хасидизма, в этих днях действительно есть повод для радости. Изгнание, которое внешне выглядит как бедствие и унижение, внутри себя парадоксальным образом скрывает возможность подъема и торжества, и с приходом Мошиаха это станет явным. Поэтому мало того, что посты будут отменены, – дни, которые были днями поста и скорби, окажутся днями праздничными, наполненными радостью и весельем.

С каким «великим достоянием» вышли сыны Израиля из Египта?

Уже в самом первом изгнании, в котором находился народ Израиля – в египетском, – мы обнаруживаем эту двойственность. Когда Всевышний заключал союз с нашим праотцем Авраамом, Он предсказал ему: «Знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране <...> а <…> после выйдут с большим достоянием» (Брейшис, 15:13, 14). Даже в самом простом смысле слов это значит, что конечная цель изгнания – приобретение «большого достояния»: настолько «большого», что ради него стоит пройти тяжелое изгнание, рабство и угнетение.

Лишь в этом аспекте можно понять слова Талмуда: «Сказал Святой, благословен Он, Моше: “Прошу тебя, иди и скажи им, сынам Израиля: пожалуйста, попросите у египтян вещи серебряные и золотые; Я не хочу, чтобы тот праведник <Авраам> сказал: предсказание „и будут их заставлять работать, и будут их мучить“ Ты исполнил, а предсказание „а затем уйдут оттуда с великим достоянием“ – нет”. Ответили сыны Израиля Моше: “Дай Б-г, чтобы мы хотя бы сами вышли! Вот так же, когда говорят заключенному: „Завтра тебя выпускают на свободу и дают тебе много денег“, отвечает: „Пожалуйста, прошу вас: отпустите меня на свободу сегодня, и я не прошу у вас ничего!“”» (Брохойс, 9а-б).

Однако Всевышний не согласился: Он хотел, чтобы сыны Израиля вышли из Египта именно с «большим достоянием». Ясно, если бы все сводилось только к тому, чтобы Авраам не выразил сожаления по поводу неисполнения предсказания о «большом достоянии», было бы значительно проще: сам Авраам, без сомнения, согласился бы на то, чтобы его потомки не получили «большого достояния», но избавились от горького изгнания побыстрей. Отсюда мы делаем вывод, что приобретение «большого достояния» – не какая-то второстепенная деталь, а основная цель изгнания.

Вновь обратившись к учению хасидизма, мы сможем понять: главное здесь – не материальное достояние, а духовное. «Вещи серебряные и золотые», которые сыны Израиля вынесли из Египта, были только внешней формой «большого достояния», внутреннюю же его суть составляли «искры святости» – сынам Израиля удалось извлечь их из египетской скверны и возвратить в сферу святости. Именно для того, чтобы освободить множество «искр», упавших в скверну египетскую с очень высоких уровней святости, отправил Всевышний евреев в Египет. Вот в чем состояла высшая и конечная цель египетского изгнания. Поэтому если бы сыны Израиля вышли оттуда без «большого достояния», их страдания оказались бы напрасными: намерение Всевышнего не исполнилось бы.

В свете этого объяснения понятно, что евреям стоило претерпеть египетское изгнание: цель того стоила. Как намекает Талмуд, истолковывая слова Торы «и опустошили они Египет» (Шмойс, 12:36): «Превратили Египет в склад, в котором нет зерна, или превратили Египет в пучину, в которой нет рыб» (Брохойс, 9б). То есть сыны Израиля вынесли из Египта все «искры святости», которые там были.

Кроме того, пройдя египетское изгнание, сыны Израиля совершенно изменили облик этого мира, получив Тору.

 

Самые высокие «искры святости» падают ниже всего

Как утверждает Мидраш, египетское изгнание является началом («духовным корнем») и образцом всех изгнаний. Это значит, что сказанное о египетском изгнании относится ко всем изгнаниям еврейского народа: их конечная цель – освобождение из скверны «искр святости» и вознесение их обратно в сферу святости. Талмуд говорит: «Не изгнал Святой, благословен Он, Израиль между народов для иной цели, кроме одной: чтобы присоединились к ним геры» (Псохим, 87б). Так же как «великое достояние», полученное в результате египетского изгнания, не сводится к «вещам серебряным и золотым», так и слово «геры» не следует понимать буквально. Невозможно представить себе, чтобы цель всех страданий в изгнаниях, всех бедствий и преследований состояла лишь в том, чтобы в народ Израиля влилось небольшое количество прозелитов. Нет, здесь тоже подразумеваются «искры святости»: задача сынов Израиля, находящихся в изгнании, – собирать потенциальных «геров», томящихся под властью скверны, и проводить их через «гиюр» – то есть возносить в сферу святости.

В кабале и учении хасидизма объясняется, что во всем мире рассыпаны «искры святости» исключительно высокого происхождения, и именно потому, что упали они с самых высоких уровней святости, оказались так низко. Еврейский народ должен идти к ним: в тяжелейшем изгнании обнаруживать «искры», находящиеся «в плену» и «в изгнании», и освобождать их, то есть возносить на подобающую им высоту.

Каким образом евреи совершают это? Осуществляя Тору: изучая ее и исполняя заповеди, а также совершая все свои поступки «во имя Небес» (то есть с намерением использовать все на служение Всевышнему). В пище, которую ест еврей, также присутствуют «искры святости», и когда он произносит благословение перед едой и после нее, эти «искры» избавляются от оков сил, чуждых святости, и возносятся к своему «источнику» и «духовному корню». Пользуясь какой бы то ни было вещью с намерением извлеченную из нее пользу направить на служение Всевышнему, зарабатывая деньги и отделяя подобающую часть на цдоку, еврей производит все ту же работу: возносит «искры святости», присутствующие во всех материальных явлениях этого мира, к их Б-жественному «корню».

В историческом плане в этой работе еврейского народа различаются этапы. Сначала сыны Израиля освобождали «искры святости» невысокого происхождения, которые не упали слишком низко. Для этого достаточно было изучать Тору и исполнять заповеди в Стране Израиля. Но затем Всевышний поручил евреям заняться самыми высокими «искрами», которые упали гораздо дальше и много ниже. Поэтому Он отправил Израиль в изгнание между народами мира – дабы там евреи нашли и отобрали у сил скверны самые высокие Б-жественные «искры».

 

Когда у гера появляется «искра еврейства»?

Итак, смысл приведенных выше слов Геморы о цели изгнания в том, что под «герами» подразумеваются «искры святости», которые надлежит освободить из-под власти скверны. Тем не менее нельзя полностью игнорировать и простое значение этого слова: гер в смысле нееврей, принявший иудаизм. Более того, этот простой смысл слова согласуется с его духовным значением. Великий кабалист рабби Хаим-Йосеф-Довид Азулаи (сокращенно Хида), живший в XVIII веке, обращал внимание на то, что Талмуд никогда не говорит: «нееврей, который прошел гиюр», но употребляет выражение: «гер, который прошел гиюр». Это непонятно: про раба говорится: «раб, который был освобожден», про несовершеннолетнего – «малолетний, который вырос», но почему-то про гера не говорят: «нееврей, который прошел гиюр»! Почему? Дело в том, объясняет Хида, что такой нееврей еще раньше, чем прошел гиюр, уже был гером. То есть в нем была святая «искра» – искра еврейства. А после того, как он прошел гиюр, искра эта освободилась из плена и вернулась к своему источнику – народу Израиля. Вот что означает выражение «гер, который прошел гиюр»: «потенциальный гер, который стал явным». Или, в терминах кабалы и учения хасидизма, «искра святости, бывшая прежде скрытой в пучине сил скверны <…> высвободилась оттуда и открылась».

Значит, суть гиюра – отбор «искр святости» из клипы (у сил скверны) и вознесение их к духовному источнику и «корню».

Служение Всевышнему во времена изгнания также имеет свои этапы. Есть изгнание, мрак которого не столь густой – служение Израиля в этой ситуации можно считать достаточно легким. Но есть такое изгнание, в котором мрак сгущается все больше. Таково и наше изгнание – последнее перед приходом Мошиаха. Особенно невыносимым оно становится на заключительном этапе, когда уже «слышны шаги Мошиаха». Однако ни в коем случае нельзя допускать мысль, что это означает «аварию», «сбой» в нормальном ходе процесса развития: нет, это также часть Б-жественного плана очищения и освящения нашего мира. Как уже было сказано, самые высокие «искры святости» падают всего ниже, и их невозможно освободить обычным служением в период изгнания – для этого требуются особые усилия. Поэтому лишь на последнем этапе изгнания, перед самым приходом Мошиаха, когда царит «мрак, умноженный многократно», когда служить Всевышнему становится особенно тяжело, появляется возможность заняться отбором «искр» самого высокого происхождения.

И в наше время отбор таких искр происходит непрерывно – последний, наиболее трудный отбор. Чтобы освободить из плена самые высокие «искры святости», евреи должны прилагать невиданные до сих пор усилия ради изучения Торы и исполнения заповедей, преодолевать препятствия и помехи, которые чинят силы скверны. Однако именно распространение в мире этого страшного «мрака, умноженного многократно» свидетельствует о близости окончания служения – приходе окончательного, истинного и полного Освобождения. Нарастающая трудность отбора «искр святости» сама по себе подтверждает, что это самые высокие «искры».

Дни постов по внутренней сути – этапы восстановления Храма

Объяснение, что такое изгнание с точки зрения кабалы и учения хасидизма, совершенно меняет наше отношение к нему. Видя конечную цель, мы понимаем смысл претерпеваемых нами испытаний, понимаем их необходимость. Учение хасидизма подчеркивает, что нисхождение в бездны изгнания – необходимое условие последующего подъема, и чем глубже спуск – тем выше подъем.

Понятно поэтому, что в сущности «нисхождения» как такового нет. Даже спускаясь вниз, мы все равно поднимаемся – то есть приближаемся к цели. Беды, страдания, испытания – это внешняя форма изгнания, но с точки зрения скрытого в нем Б-жественного намерения каждый спуск – на самом деле подъем, и более глубокий спуск – в действительности более высокий подъем.

В свете этих представлений становится понятным, почему именно самые скорбные дни должны превратиться в самые веселые. Внешне дни постов – годовщины страшных бедствий, гонений и разрушений. Однако по внутренней сути эти дни являются этапами построения третьего Храма, который должен стать несоизмеримо более великим, нежели первый и второй. Возможность столь высоких откровений Б-жественного, которые будут происходить в Третьем Храме, достижима лишь через спуск в бездну изгнания и разрушения. Когда же придет Мошиах, станет явной внутренняя суть этих дней – поэтому они станут праздниками.

Сейчас, пока изгнание продолжается, в эти дни мы обязаны скорбеть и поститься: наши глаза все еще видят унижения и беды, падение наше – все ниже и ниже. Однако мы знаем, что спуск этот – необходимое условие подъема, и это дает нам силы выстоять в последнем испытании. Понимание его смысла поддерживает в нас уверенность в скором приходе Мошиаха, когда станет ясно, какой высоты достигли мы благодаря мнимым «нисхождениям». И мы будем самозабвенно веселиться в те дни, благодаря которым поднялись столь высоко!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru