[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

Кавказский Ерушалаим

Илья Карпенко

«И просите мира для того города,

в который Я изгнал вас,

и молитесь за него Г-споду,

ибо при благосостоянии Его

и вам будет мир»

(Ирмияу, 29:7)

 

По дороге из Баку в Кубу думалось: если название города Баку происходит от «бад кубе» («обдуваемый ветром»), то, может быть, Кубa – это просто «ветром обдуваемая»? Во всяком случае, понятно было, что к Острову Свободы это название не имеет ни малейшего отношения. Впрочем, кто знает? Как раз Красную Слободу, в которую мы направлялись, с уверенностью можно назвать «островком еврейской свободы».

Далеко позади осталась столица Азербайджана и домики бакинских предместий, издалека похожие на россыпь тыквенных семечек. Двигаясь на север, мы миновали место мусульманского паломничества – величественную горную гряду Хызыр-Зинде – и все выше вползали на Кавказский хребет, приближаясь к границе с Дагестаном. Наконец мы добрались до цели нашего путешествия…

Перед нами – роскошные дома европейского уровня, явственно отмеченные азиатским шиком. Причем ни один из этих дворцов не похож на рядом стоящий. Это не типовая застройка, это – индивидуальный проект. И все здания, помимо даты их возведения, как правило, украшают звезды Давида. Вот перед нами великолепный особняк под названием «Дворец счастья», осененный огромным могендовидом…

Где мы, в Израиле? Нет, это Кубa. Мы высоко в горах Азербайджана, мы – в Красной Слободе…

 

АзербайджанскаЯ Сибирь

Древняя Куба расположена в 170 километрах от Баку, в северо-восточной части Главного Кавказского хребта, у «подошвы» великолепной горы Шахдаг, недалеко от границы с Дагестаном. Еще ее называют «Азербайджанской Сибирью»: климат здесь действительно отличается от бакинского. Не Сибирь – но все же прохладно…

Прославили Кубу великолепные ковры и знаменитые яблоки, ароматнее и вкуснее которых, говорят, нет во всем мире. Здесь дивная природа – живописные горы, девственные леса, альпийские луга, горные реки и богатые урожаями сады…

А еще Кубу широко известной сделала Красная Слобода – та ее часть, что раскинулась на противоположном от основного мусульманского поселения, более низком берегу реки Кудиалчай. Это «предместье» заселено исключительно горскими евреями. Знают выходцев из Красной Слободы не только в Азербайджане, но и в Израиле, и в соседнем Дагестане, и в далекой Москве (куда горские евреи едут «на заработки»), и в еще более удаленных странах – США, Канаде, Германии.

Красная Слобода – самое крупное в мире компактное поселение горских евреев (в голусе, конечно). Председатель религиозной общины горских евреев Красной Слободы Борис Симандуев говорит: сейчас здесь около 4 тыс. евреев, но в конце 1930-х – начале 1940-х число жителей достигало 18 тыс. человек! Следующей по численности считалась Еврейская колонка в Нальчике (Кабардино-Балкария), затем шел Дербент в Дагестане.

Еврейская школа. Куба. Начало XX в.

Живущий в Красной Слободе рабби Адам Давидов родом из Нальчика. Он сообщил нам, что две крупнейшие на Кавказе горско-еврейские общины – Еврейская (Красная) Слобода в Кубе и Еврейская колонка в Нальчике, несмотря на разделяющие их горные массивы, – имели постоянные контакты друг с другом и даже посылали своих ходоков в Иерусалим.

Язык, на котором говорят горские евреи, называют татским. Еще, объяснили нам в Красной Слободе, этот язык называют джуарит (Juarit) – близкий к фарси, но с «примесью» арамейского и иврита. А самоназвание горских евреев – джууру. Огласовка имен у них соответствует традиционному произношению: Моше – как Миши, Иеуда – Евдо, Ноах – Нувах и т. д.

О том, что евреи Азербайджана и Дагестана пользуются персидско-татским языком, писал еще В. Легкобытов – замечательный исследователь языка, быта и этнографии горских евреев, в 30-х годах XIX века изучавший высокогорные районы Азербайджана. Он отмечал также, что горские евреи знают древнееврейский язык и в совершенстве владеют татарским (азербайджанским).

…Когда идешь по улицам Красной Слободы, исподтишка рассматривая фасады роскошных особняков (откровенно как-то боязно: уж очень серьезные люди здесь живут!), думаешь: вот это «декорации»! Что там твоя Верона, куда этим «детям» – Монтекки и Капулетти – до здешних хмурых ребят! Создается впечатление, что шекспировским страстям до местных, кубинских, очень далеко…

Свадьба горских евреев. Куба. XIX в.

К счастью, впечатление это ложное. Люди здесь живут мирные и трудолюбивые. Живут испокон веков, строго по еврейским традициям, по законам суровым, но справедливым: от отца к сыну, от деда к внуку, из поколения в поколение… Стремление к постижению знаний, уважение к учености и труду, почитание родителей и учителей, строгий семейный уклад, взаимопомощь, благотворительность. И конечно же, память об усопших и о своих корнях в целом, верность своей религии, вера в Б-га…

Что такое благотворительность – цдока (или содоко, как говорят здесь) – горские евреи выучивают с детства. Уже упоминавшийся «Дворец счастья» (он же «Дворец торжеств») построен в Красной Слободе на частные сбережения Беняминовых и Мишиевых, «благородный поступок которых приносит горским евреям радость в торжественные для них дни», – так оценивает это местный писатель, историк и экономист Мухаил Ягубов.

 

От колена Иудина…

По мнению большинства ученых, горские евреи являются потомками древних евреев, изгнанных из Израиля в Иран, где они освоили язык местного населения, а затем вынужденных переселиться на Кавказ. Сначала они спасались здесь от огнепоклонников, а спустя века – из-за отказа принять ислам – от преследований мусульман.

 

Горские евреи считают свое происхождение от колена Иудина, находившегося когда-то в плену у персов.

(Васильев А. Т. Горские евреи //

Новое обозрение. Тифлис, 1889.)

 

Сами горские евреи отсчитывают вот уже 2300 лет своего пребывания на Кавказе: то есть они полагают, что изгнание началось спустя 200 лет после падения Древнего Израиля под натиском ассирийцев.

Существует и другая версия – о том, что горские евреи на самом деле являются татами – иранцами по происхождению, которые во времена Хазарского каганата (VIII–X века) были обращены в иудаизм.

…У Писаха Исакова очень ответственная должность: он – представитель Кубинской районной исполнительной власти в Красной Слободе. Кроме того, он увлекается историей, читает лекции школьникам. Исаков объясняет: «Нам не надо доказывать, что мы евреи, это и так ясно: еврейская жизнь у нас всегда бурлила. Некоторые говорят, что мы потомки хазар. Нет, мы не хазары. Мы – выходцы из Израиля. Наши предки считали себя потомками пленников, выведенных из Сциллы и Харибды после безуспешной осады Иерусалима. И то, что нас мало, тоже можно объяснить».

(Впрочем, насчет «мало» можно поспорить. Согласно математическим выкладкам Мухаила Ягубова, численность горских евреев на сегодняшний день составляет немногим менее четверти миллиона человек, а именно 225 054 человека: «Эта цифра близка к действительности, хотя сейчас многие из них могли уехать».)

И все-таки – если включиться в научную дискуссию – горские евреи не могли быть потомками хазар (не исключено, однако, что потомки хазар позже могли присоединиться к горско-еврейскому населению Кавказа), поскольку Хазарский каганат, по многочисленным свидетельствам историков и археологов, не был монотеистическим государством. Там были и язычники, и христиане, и мусульмане, и иудеи. Со временем знать каганата приняла иудаизм (см. об этом: Лехаим, 2006, № 10). Миграция же евреев на Кавказ и их расселение там – это история сообщества людей, объединенных кровными и религиозными узами, общими законами и укладом жизни.

Первоначально все еврейские поселения находились в горах по той причине, что евреи в этих местах вынуждены были спасаться от нашествий, – в горах укрываться от набегов было легче. Причем прятались здесь не только евреи, но и местные язычники.

В нескольких километрах от Красной Слободы, на левом берегу Кудиалчай, находится Кульгатская долина – там когда-то был орешник, поэтому местные старики говорят: «Жили в орешнике 800 лет…» Здесь находилось поселение горских евреев под названием Кулгат, которое было разрушено в результате набега Надир-шаха. В этом месте сохранились остатки древнего еврейского кладбища, что подтверждает слова стариков о «жизни в орешнике».

Мухаил Ягубов показывает нам фотографии надгробных камней. «Эти камни – свидетели прошлого горских евреев, прибывших в Кавказскую Албанию, в Кульгатскую долину, к подножиям Шахдага, – поясняет Мухаил Яхгуевич. – Кроме этих мест, от погромов арабских халифов евреи укрывались также на недосягаемых высотах Эльбруса и Казбека. Все эти сведения являются неопровержимым доказательством того, что горские евреи прошли через Кульгатскую долину по Великому шелковому пути. Они достигли вершин Шахдага, Эльбруса и Казбека и поселились там. Кстати, это подтверждают и горские народы».

Мухаил Ягубов несколько книг посвятил историческим изысканиям. «Вот фотография дороги, ведущей к селению Учкун, в котором проживали горские евреи после изгнания в Кульгатскую долину. А вот кладбище вдоль дороги, с левой стороны между селениями Купчал и Галадуз. Камни расположены по направлению к востоку», – показывает он.

Спасаясь от персов, евреи все дальше продвигались по Кавказскому хребту и укрывались от набегов высоко в горах, в том числе у подножия Шахдага (4243 метра над уровнем моря). Но потом, во времена Хусейн-Али-хана, в первой четверти XVIII столетия, они спустились с гор в долину реки Кудиалчай и нашли прибежище в столице Кубинского ханства.

Рассказывает председатель общины Борис Юсифович Симандуев:

 

История проживания горских евреев в Азербайджане насчитывает более двух тысяч лет. А здесь, в Еврейской, так называемой Красной Слободе мы живем 285 лет. Раньше мы жили в нескольких километрах отсюда, в горах. Но когда Надир-шах во главе армии персов напал на север Азербайджана и его армия вырезала целые селения, уничтожая женщин и детей, евреи бежали в поисках сильного покровителя. И они нашли такого покровителя в лице Кубинского хана – Хусейн-Али-хана.

 

Жил Человек мудрый…

При Хусейн-Али-хане (1722–1758) и его сыне Фатали-хане (1758–1789) Кубинское ханство переживало расцвет. Оно подчинило своему влиянию весь Северо-Восточный Азербайджан и южный Дагестан – от Дербента до Ленкорани. Именно тогда рядом со столицей ханства появилось мононациональное поселение горских евреев – Еврейская Слобода.

Куба в те времена являлась мощной крепостью на перепутье торговых путей. Хусейн-Али-хан доброжелательно относился к еврейским старейшинам. В 1722 году он выделил им землю на левом, западном берегу реки Кудиалчай, и евреи начали селиться на низменности. На более высоком восточном берегу располагалась сама Куба. Массовое переселение в Еврейскую Слободу началось в 1731 году.

В 1758 году, после смерти Хусейн-Али-хана, правление Кубинским ханством перешло к его сыну. Во времена Фатали-хана слобода начала развиваться особенно бурно. Евреи были преданы Фатали-хану, и тот за преданность создал все условия для их жизни. Они занимались сельским хозяйством, садоводством, торговлей, ремеслами.

Узнав о благоденствии евреев под покровительством Хусейн-Али-хана и Фатали-хана, сюда стали стекаться евреи из окрестных сел, Баку, Ирана, Турции и других мест. Появились и ашкеназы. По преданию, 220–230 лет назад, когда в Еврейской Слободе не осталось грамотных раввинов, делегация поселка от имени общины пригласила сюда пять семей раввинов из Бердичева. Как говорят старожилы, бердичевские раввины полностью влились в общину Еврейской Слободы.

По словам Мухаила Ягубова, несмотря на то что история переселения евреев на Кавказ насчитывает около 2300 лет, до 80-х годов XIX века они не значились в официальных ведомостях: «Официально евреи были зарегистрированы только в 1886 году в количестве 21 138 человек <…> проживали в 34 населенных пунктах Кавказа». (Хотя, как уже было сказано, первые исследователи описывали быт, язык и генеалогию горских евреев задолго до того.) После 1886 года «де юре» стало известно, что на Кавказе проживает народ, говорящий на фарси, читающий Тору и исповедующий иудаизм.

Местные евреи называют Фатали-хана мудрым человеком. Обитатели Еврейской (в 1926 году переименованной в Красную) Слободы всегда вспоминают о нем с благодарностью. Времена, правда, были жестокие. И «собиратель» азербайджанских земель, присоединивший к Кубинскому ханству Дербент, Бакинское, Ширванское и Джавадское ханства, был, конечно, «не прост».

 

Фатали-хан <…> пригласил к себе Магомед-Гусейн-хана, – читаем в одной из книг Мухаила Ягубова, – арестовал его и выколол глаза. Магомед-Гусейн-хан жил сперва в Кубе, а потом в Баку, где умер в 1768 году.

 

Вот таковы порой извивы восточного дипломатического политеса! Но ото всех этих перипетий горские евреи в результате выиграли и с тех пор уже 285 лет живут в Кубе, на «еврейском» берегу реки Кудиалчай. Центральная улица Красной Слободы, между прочим, носит имя Фатали-хана…

 

Шива по-кубински

Мы попали в Кубу в печальные дни. Причем сначала даже не поняли, что все это значит: прямо посреди улицы, перегородив ее, – длинный шатер, вроде армейской палатки, утепленный и обогреваемый печкой-«буржуйкой». В нем – столы и скамьи в три ряда, за столами – хмурые мужчины в темной одежде с недельной щетиной на лицах, на столах – сидуры. Раввин Йона Якубов читает Мишну… Женщины приносят чай (который в Азербайджане пьют из больших разлатых рюмок), конфеты и сладости, а также водку и закуску… Оказывается, в этой палатке собираются авелим (скорбящие в течение семи дней траура по близким родственникам). Но поскольку умерший – рабби Натан Ильягуев, то его в течение шивы – первых семи дней после похорон – поминают всей Красной Слободой: «Зихроно цадик ливраха!» («Благословенна память праведника!»).

Впрочем, всеобщая дань памяти покойным принята у евреев Красной Слободы не только по отношению к раввинам – она распространяется на всех земляков-единоверцев. Председатель общины подтверждает: «Сейчас мы держим траур. Хоть раввин, хоть миллионер, хоть бедный человек – у нас всегда собирается народ, накрывается стол. Мы не бреемся, торжественно не одеваемся».

Раввин Натан бен Нувах Ильягуев последние 14 лет был здесь главным раввином. А отец рабби Натана – Нувах бен рабби Абайе – раввином в Еврейской Слободе был более 40 лет.

Раввин Йона Якубов поясняет: «И раввин Натан, и его отец, и его дедушка были раввинами. Здесь была когда-то их синагога – сейчас там ешива. Синагогу, где служил дедушка рабби Натана, так и называли – “синагога рабби Абайе”. Рабби Натан был последним раввином из “старейшин”. Сейчас временно поставили молодых ребят – на сегодняшний день они лучше других знают традиции, иврит, молитвы».

Борис Симандуев рассказывает: «До отца рабби Натана, рабби Нуваха, у нас был известный раввин, пользовавшийся огромным уважением – рабби Ихиель Сави. Он организовал здесь школу».

Рабби Ихиель собирал учеников тайно у себя дома, просил, чтобы шли к нему незаметно. Но все равно школу закрывали, а его забирали в КГБ. В трудное советское время рабби Ихиель Сави обучал своих учеников алефбет, преподавал Тору. И ученики его стали потом известны за границей – в Израиле, США, других странах.

Рабби Натан, между прочим, тоже учился не у своего отца, а у рабби Ихиеля Сави. У этого праведника было чему поучиться. Рабби Ихиеля считали прекрасным знатоком Торы. А еще он имел необыкновенный голос: люди приходили, чтобы услышать его голос, и синагога всегда была полной.

Рабби Ихиель – скромный человек, – чтобы прокормиться, работал почтальоном. Но если он узнавал, что в Красной Слободе кому-то не сделали брис-милу, то давал денег, чтобы все совершили согласно закону: ночью читали Тору, днем собирался миньян, извещали людей и организовывали трапезу… Он сам делал брис. Рабби Ихиель был универсальным раввином – и моэлом, и шойхетом.

Он умер в 1959 году, в Шабос, в синагоге после молитвы.

«Рабби Ихиель Сави был одним из лучших раввинов, – говорит Борис Юсифович Симандуев. – После смерти рабби Ихиеля некоторое время служил раввин из Нальчика, потом – рабби Ифииль, хороший знаток Торы и тоже универсал – моэл и шойхет. Они были родственниками с рабби Нувахом: вместе работали, если нужно, заменяли друг друга».

Мы посетили места упокоения многих поколений евреев Красной Слободы. Здесь нет «старого» и «нового» кладбища, просто одновременно существуют три еврейских кладбища. Причем все три вполне ухоженные (что бывает, увы, не всегда, особенно на кладбищах ашкеназских).

«Здесь хоронят и из других городов, даже из других стран, – рассказывает наш добровольный гид по Красной Слободе по имени Марк. – Если похороны, все собираются. На 9 ава очень много людей приезжает».

Есть на одном из местных кладбищ мацева – памятная плита на месте захоронения рабби Гершона бен рабби Реувена.

 

Среди горско-еврейских раввинов были «нистарим», скрытые праведники, поддерживающие мироздание. Они вмешивались в текущие события, когда в молитвах получали на это указания Небес. Один из них, раввин общины кубинских евреев, рабби Гюршун – рабби Гершон бен рабби Реувен (1815–1891), благословенна память праведника, обладал Тайным Знанием.

(Адам Давидов. «Мудрецы Кавказа».)

Раввин Й. Якубов и представитель районной администрации П. Исаков у Шестикупольной синагоги.

 

ШестикупольнаЯ синагога

Борис Симандуев говорит, что Еврейскую Слободу называли «маленьким Ерушалаимом». Недаром! Когда-то здесь было больше десятка синагог – считается, что число их соответствовало количеству «малых родин» проживавших здесь евреев. Например, синагога «Гиляки» (та, которая сохранилась поныне и где поныне проходят службы) – это нимаз (синагога) гиляков, выходцев из персидской провинции Гилян. Существовал Кусарский квартал и синагога в нем – там жили выходцы из селения Кусары. Нимаз «Карча», где прихожанами были карчаимы. Была своя синагога и у бывших жителей Кулькоты...

Интерьер Шестикупольной синагоги.

Обо всем этом представитель районной администрации Писах Исаков рассказывает, показывая великолепную панораму Красной Слободы. Вот невдалеке от реки массивное здание Шестикупольной синагоги, а вот кладбище недалеко от центра поселка. Отсюда в свое время начиналась Еврейская Слобода: «Здесь сплошь были леса, дубравы. Их постепенно рубили, строили хижины: четыре столба, а сверху дубовое перекрытие. Накрывали такими же досками, засыпали землей, получались “полуземлянки”. Кое-где такие дома с земляной крышей еще сохранились».

Начинали, правда, со строительства синагоги, а потом уже вокруг нее возводили собственные жилища. Первые синагоги были семейные – в одной семье могло быть от 70 до 120 человек.

 

Это были небольшие деревянные постройки. Потом евреи, объединявшиеся по месту исхода, стали строить здания из самана, обожженного кирпича, и камня для большего числа молящихся. <…> В конце XIX века стали строить большие общинные синагоги из обожженного кирпича. Архитектура их имеет общий для всего Кавказа восточный стиль. <…> Согласно традиции горско-еврейская синагога, нимаз, имела 12 окон и два входа. В западной стене была особая ниша, где располагался Арон Койдеш со свитками Торы. <…> В старые времена сидели на полу, но потом стали устанавливать деревянные скамейки. Каждая семья имела свои места, которые передавались по наследству. Авелим, находившиеся в трауре до 30 дней, сидели в особом ряду.

(Адам Давидов. «Мудрецы Кавказа».)

Интерьер синагоги «Гиляки».

Благодарные потомки сохранили имя строителя кирпичных синагог в Еврейской Слободе: это Гилел бен Хаим.

По словам председателя общины, в 1935 году из прежде существовавших 13 синагог осталось 11. В 1937 году закрыли все синагоги Красной Слободы. Синагогу рабби Абайе при этом превратили в склад, потом в чулочную мастерскую, ковровую фабрику, магазин, ресторан, однажды она горела…

«Синагоги использовали для разных целей, – рассказывает Борис Юсифович. – Например, в Шестикупольной синагоге устраивали склад, овощехранилище, чулочную артель. Она была в плачевном состоянии. Люди же не прекращали скрытно молиться в домах, в подвалах. Тайно на Пейсах пекли “мацу-шмуру” в тандырах. А в 1944-м разрешили открыть синагогу, которая и сейчас функционирует».

В синагоге «Гиляки», построенной 103 года назад, в 1940-х годах возобновились службы. В синагоге рабби Абайе не так давно удалось открыть бейс а-мидраш. Но сегодня в Красной Слободе из 11 зданий бывших синагог уцелели только 6.

Предметом особой гордости членов общины является большая Шестикупольная синагога, которой почти 140 лет.

Борис Симандуев вспоминает: «Когда в сентябре 1994 года меня избрали председателем, наша интеллигенция дала мне такое задание: “Если ты Шестикупольную синагогу не восстановишь, народ тебе не простит”. Синагога была во владении государства, но в начале 1996 года ее нам вернули. В конце 2000 года мы завершили реставрацию, а 11 октября 2001 года праздновали ее возрождение. Были приглашены гости из США, Германии, Израиля, Москвы, Дагестана, представители разных религиозных конфессий».

Мы поднимаемся по высокой лестнице и заходим в роскошное двухэтажное здание. Перед входом снимаем обувь (по традиции горских евреев входить в синагогу в обуви запрещено). Бима из ореха с шестью ступенями, огромный Арон Койдеш, великолепный потолок, украшенный золотыми звездами…

Борис Юсифович вновь рассказывает: «Это было совершенно запущенное здание. Поставили новые двери, сделали потолок, восстановили Арон Койдеш… Хотя все, что можно было, сохранили – например, окна оставили прежние. Кое-что видоизменили, потолок сделали по-другому. В зале помещаются 200 человек. Женщины сидят в холле, у нас места для женщин нет. Двери с двух сторон, поэтому, когда по большим праздникам выносят Свиток Торы, с ним делают круг и женщины его целуют».

Писах Исаков продолжает: «Делали с любовью. И все это – за последние 15 лет: и реставрация синагоги, и изменения в жизни поселка. Разве мы могли думать, что дети будут учиться в ешиве? Что появится новое поколение раввинов из числа выпускников ешивы? Общественная, религиозная, общинная жизнь сейчас бьет ключом. Община живет полной жизнью. Нам помогают власти, причем на всех уровнях. Сам президент нас “балует” – каждый год приезжает, беседует с людьми прямо на улице. У нас есть идея создать Музей восточно-еврейской культуры. Это будет музей не только горских и сефардских евреев, но всех евреев бывшего СНГ. Будут представлены и евреи Северного Кавказа, и евреи Бухары. Мы уже попали в туристические справочники мира – приезжают иностранные туристы, особенно в летнее время… Сейчас надо торопиться собрать экспонаты, потому что старые здания исчезают, а люди уходят. Мы хотим собрать предметы быта – сохранить все то, что нам дорого…»

Писах Давидович сообщает нам, что есть старинное здание синагоги, в котором можно разместить будущий музей. Зданию этому более 100 лет.

 

Синагоги имели большую святость в глазах горских евреев, и все охотно участвовали в их содержании.

(Адам Давидов. «Мудрецы Кавказа».)

 

Мордахай Мишиев шефствовал при восстановлении синагоги рабби Абайе; братья Захарьяевы построили зал для проведения бар-мицвы и других торжеств, открытый в начале 2006 года; они же являются спонсорами синагоги «Гиляки». Можно назвать еще много-много фамилий. Борис Симандуев приводит пример: «Вот пришло сообщение из Кузбасса: один бизнесмен дает деньги на праздник Пейсах. Позвонили и сказали, что скоро вышлют. Мы еще не получили денег, но знаем, что люди эти слов на ветер не бросают и обещание выполнят. И мы уже составили список. Можно сказать, мы общину содержим за счет таких людей – наших спонсоров».

В семьях горских евреев некогда существовала традиция – иметь собственный свиток Торы. Храниться он мог как дома, так и в синагоге, в Арон Койдеш, вместе с общими свитками. Но после 1937 года большинство Сейфер Тор сдали на «общественное хранение». Сейчас в Красной Слободе 14 кошерных Сейфер Тор, общее же их количество – более 50-ти (кроме этих 14-ти, остальные подлежат реставрации).

 

Свитки Торы горские евреи привозили из Багдада и Персии. В кубинской общине сохранился замечательный свиток Торы, написанный в Персии более трехсот лет тому назад. Четкое сфарадистское письмо может служить образцом для современных переписчиков Торы, сойферов. <…> Мезузы горские евреи писали сами. В кубинской гнизе можно найти мезузы трехсот- и четырехсотлетней давности.

(Адам Давидов. «Мудрецы Кавказа».)

 

Борис Симандуев рассказывает, что в 1937 году в один день в Красной Слободе арестовали несколько раввинов и шамашей (в каждой из горских синагог служили обычно по два шамаша). Некоторых – как рабби Яагу, хазана синагоги рабби Абайе – в бакинской тюрьме сразу расстреляли… Других, как деда Бориса Юсифовича Бинциона бен Захариё Симандуева, отправили в ссылку в Сибирь. «Он даже не был раввином – занимался мелкой торговлей… Однако был верующим, помогал в синагоге, и когда арестовывали раввинов, его тоже забрали», – сетует председатель общины. В Сибири в 1951 году он скончался…

Об этих событиях 70-летней давности вспоминает и бывший житель Красной Слободы Анатолий Манахимов: «Помню, в 1937 году раввинов арестовали. Впрочем, несмотря на аресты, оставались другие раввины, учеба не прекращалась».

Анатолий Ильич родился в Красной Слободе в 1920 году, мальчиком ходил к раввину: «Утром нас учили читать молитвы. В Красной Слободе тогда было много синагог, и во всех – полно людей».

В 1939 году Анатолий Манахимов был призван в армию. Служил до 1946 года, участвовал в финской войне, прошел всю Великую Отечественную. Победу встретил на севере, в результате там и прожил больше половины своей жизни: работал директором хлебокомбината в Мурманске, Мончегорске. «Неугомонный Манахимов» – так называли его друзья и коллеги. «Старший сын у меня родился после войны, в Красной Слободе. Как родился, сделали обрезание, – рассказывает ветеран. – Всего у меня пятеро детей, десять внуков. Живут и на Севере, и под Ленинградом, сестра – в Тель-Авиве. В Красной Слободе родных никого не осталось…»

Сейчас Анатолию Ильичу 87. И в столь преклонные годы «неугомонного Манахимова» потянуло на родину. Не так давно он вместе с женой вернулся в Азербайджан. Сейчас живут в Сумгаите…

А. Манахимов.

ПеЧать Давидова

Мы уже упомянули, что в Красной Слободе есть свой «колледж» – ешива и бейс а-мидраш под названием «Шмират Ашем» в здании синагоги рабби Абайе. Развивает древние традиции горско-еврейского образования рабби Адам Давидов, приехавший в Красную Слободу из Эрец Исроэл в 1995 году.

Выкупить полуразрушенное здание помогли американские евреи – гуманитарный фонд «Ваад ле-ацала» («Комитет спасения»). «Часть средств выделила община, часть – “Ваад ле-ацала”, – рассказывает рабби Адам. – При участии детей мы отремонтировали здание, оборудовали учебные классы. В общем, вернули жизнь святому Дому».

Открытие «Шмират Ашем» состоялось 6 августа 2000 года – ровно через 63 года после закрытия синагоги рабби Абайе в печальном 1937-м…

Рош-ешива – скромный, сдержанный и в свои 63 года очень моложавый человек. «Я учу Тору, а у Торы возраста нет», – объясняет рабби Адам этот феномен.

В бейс а-мидраше мальчики изучают Тору, традиции, иврит. Есть компьютерный класс, кабинет английского языка. «Учеба начинается в 10 часов утра, есть и вечерние занятия, – рассказывает рабби Адам. – Возраст учащихся – от 7 до 20 с лишним лет. Разные возрастные уровни, старшие занимаются с младшими. Ученики совмещают учебу в колледже с общеобразовательной школой. Мы изучаем русский язык, математику, физику, шахматы. Занимаемся ежедневно без перерыва. Шабосы проводим здесь же».

Чувствуется, что рабби Адам – педагог требовательный. Его суждения лаконичны и незыблемы. О таких говорят: «Сказал, как припечатал». Но в то же время отношение его к ученикам – родственное; он искренне любит всех своих подопечных, в общении с ними не только наставник, но и взрослый друг. В этом мы убедились, беседуя с ребятами, глядя на резвящуюся «горскую поросль». Шабос здесь встречают все вместе, за огромным праздничным столом трапезничают, ведут беседы о Торе, поют.

«Сначала было 30–40 мальчиков – а всего человек 70–80. Три-четыре года назад ходили уже около 130 детей. Сейчас, правда, многие разъехались. Некоторые отправились учиться в Кембридж, Оксфорд, в страны СНГ и Европу. Дети у нас очень умные, способные».

Рабби Адам Давидов не только мудрый учитель, но и писатель. В доступной форме он излагает и талмудические знания, и еврейскую историю, и жизнеописания выдающихся раввинов. Рассказывает он и о духовных учителях горских евреев – «исторических личностях, которые любили свой народ и жили в соответствии с законами Торы». Его книги – «Мудрецы Кавказа», «Пути возвращения: Настольная книга еврея», «Ожерелье удивительных историй и алмазы Алохи» и другие – стали действительно настольными во многих домах горских евреев. Рабби Давидову свойственен нетривиальный подход к материалу, сочетание назидательности и увлекательности, а также абсолютная бескомпромиссность в вопросах веры, сочетающаяся при этом с толерантностью и уважением к личности.

С рабби Адамом на ниве горско-еврейского образования трудится и его жена Мирьён. В Красной Слободе она возглавляет колледж для девочек. Под ее присмотром юные воспитанницы изучают традиции, заповеди Шабоса и праздников, законы и правила, необходимые будущим женам и хозяйкам дома. Уроки для девочек проходят в недавно отстроенном здании миквы.

В бейс а-мидраше в здании синагоги рабби Абайе.

Мирьён Давидова рассказывает: «У нас три группы. Младшие – до десяти лет, средние – пятый-шестой класс и старшие – примерно 16 лет. Всего около 40 девочек. Занимаются домоводством, музыкой, вяжут, проходят компьютерные курсы. И конечно, изучают недельную главу Торы, благословения – то есть все то, что нужно еврейской девушке».

«Пожалуй, в настоящее время это единственная в мире горско-еврейская ешива, – считает рабби Адам. – Я уверен, придет время, когда имена наших сегодняшних учеников прославят общину великой мудростью и великими делами».

 

Воспитательный оЧаг

С приездом в Красную Слободу посланника Любавичского Ребе и его жены здесь, помимо горских евреев, появился еврей бухарский – раввин Йона Якубов, и ашкенази – его супруга Хая. Можно сказать, что там, где многие столетия подряд рождались и жили горские евреи, теперь установилось «еврейское многообразие». Его обеспечивают и четверо детишек этой славной супружеской пары.

По первому образованию рав Йона – врач. Родился он в Бухаре, с трех лет жил в Израиле, а медицинский диплом получил в Польше. Лечить всегда было его призванием. Но однажды, начав свой путь религиозного еврея, он понял, что гораздо важнее лечить людские души. Поэтому он решил выучиться на раввина, в 1987 году получил диплом, подтверждающий, что он имеет право преподавать еврейские обычаи и  традиции, а в дополнение – диплом сойфера. Думается, кошерных Сейфер Тор в Красной Слободе со временем станет еще больше…

Приехал сюда рав Йона с семьей недавно, в июне 2005 года. Что греха таить, поначалу и ему, и его жене Хае, родившейся и выросшей в центре Европы, было непросто привыкнуть к столь «экзотическому» месту. К тому же ей было непривычно, что в горских синагогах нет отделения для женщин или женской галереи, что женщины в Красной Слободе в синагогу почти не ходят (только на Йом Кипур или на празднование бар-мицвы…).

Но шлихус есть шлихус. Рава Йону и его супругу Хаю поддерживало сознание важности исполнения своей мицвы. К тому же, как говорится, «терпенье и труд все перетрут». Сегодня можно смело сказать: за столь короткий срок их успехи в Красной Слободе несомненны. И их самих, и труд их здесь «признали».

«Под руководством рава Йоны работает самостоятельный “ор-авнеровский” детский сад. Садик посещают 56 детей, – рассказывает Хая. – С сентября 2006 года мы также открыли уроки “STARS”, которые посещают более 30 учеников».

Программа «STARS», напомним, обращена к студентам – молодым евреям от 18 до 28 лет. В вузах они изучают дисциплины, не имеющие связи с еврейством. А программа «STARS» направлена на одновременное – параллельно с профессиональной подготовкой – изучение своих корней. В Красной Слободе обучение проходят только юноши (здесь вообще строго относятся к соблюдению принципа раздельного воспитания).

«На уроках они изучают традиции, обычаи, философию и еврейскую историю, – сообщает рав Йона. – Занятия проходят два раза в неделю в одном из помещений Шестикупольной синагоги. Преподает молодой раввин, зовут его Исай. Он – один из трех молодых раввинов нашей общины».

Воспитательница старшей и подготовительной групп А. Мамедова.

Мы побывали в замечательном детском садике, расположенном, наверное, выше всех других учебных заведений «Ор Авнер» над уровнем моря. Открылся садик в начале учебного 2005 года.

«Изучаем традиции, каждое утро – молитва, отмечаем праздники», – показывает нам свое «детище» Хая Якубова. Здесь три группы, по которым равномерно распределились детишки с трех до шести лет. При них – замечательные воспитатели. Вот младшая группа, где работают Ирина Айвазова и Аида Альмирзоева. Аида – выпускница Бакинского педагогического университета – говорит, что, хотя общение и обучение в детском саду – по-русски, знание языков очень помогает: «Я еще горский знаю, поэтому с малышами легче общаться».

(Заметим, знание трех языков – татского, азербайджанского и русского – «лингвистический минимум» каждого местного жителя.)

Воспитательницей средней группы трудится Батцион Юсуфова. А отец ее в Баку заседает в парламенте, милли-меджлисе, он – «вице-омбудсмен» республики (заместитель уполномоченного по правам человека). Что ж, защищать права человека у Евдо Сасуновича Абрамова в крови – он ведь из рода коэнов…

Воспитательница старшей, подготовительной группы Алям Мамедова объясняет: «Эти дети изначально не знают русского языка, но буквально через три месяца уже выучивают буквы, наизусть читают стихи, занимаются чтением и письмом... Я считаю, что за оставшееся до школы время они смогут так подготовиться, чтобы пойти сразу во второй класс!»

Алям Мамедова знает, о чем говорит: она работала в РОНО, окончила аспирантуру в Москве.

Еврейский детский садик председатель поселкового муниципалитета Красной Слободы Нисим Нисимов высокопарно называет «воспитательным очагом» и при этом особо выделяет инициативу рабби Йоны Якубова, «стараниями которого поселок получил новое воспитательное учреждение». Сам же рав Йона мечтает прежде всего о том, чтобы очаг этот всегда согревал детские сердца теплом веры и Торы, знанием традиций предков.

Несложно догадаться, что следующий этап в развитии горско-еврейского образования, который намерен реализовать рав Йона, – это открыть в Красной Слободе полноценную еврейскую общеобразовательную школу с изучением традиций, иврита и других языков, с высоким уровнем преподавания. Главное – он верит, что все получится!

 

Горские братьЯ

Отношения евреев с азербайджанцами и вправду добрососедские. Вот как сказал о характере этих взаимных контактов наш добровольный кубинский «экскурсовод» Марк Зарбаилов: «Главное, чтобы у нас друг для друга в сердце место нашлось». Мудро.

Председатель общины подтверждает: «Мы здесь живем мирно с соседями, и они доброжелательно к нам относятся. Мы не чувствуем себя чужими. Почему мы завоевали такой авторитет? Потому что уважаем религию друг друга. Мы основываемся на том, что мы – ветви одного дерева. Авраам – наш пророк (они говорят: Ибрагим), а ветви эти – Ицхак и Исмаил. Они – колено Исмаила, мы – колено Ицхака. Религиозные деятели, которые мирно хотят сосуществовать, понимают это. Мы тоже помним наши корни и живем в мире и согласии. В Азербайджане практически никогда не существовало антисемитизма. Мы часто встречаемся друг с другом. Когда у нас праздник – они приходят нас поздравлять. Здесь есть представитель главы всех мусульман Кавказа в Кубе, зовут его Ахунд-Гаджи Наиб Саттаров. Он ведет очень разумную религиозную политику, посещает нас на праздник Пейсах – мы угощаем его мацой, соком. И тоже посещаем их праздники. Например, 20 января, в День шахидов, мы посещаем мечеть – там наши раввины произносят молитвы. Каждый год 20 января мы готовим продуктовую помощь и после молитвы раздаем каждому лично в руки, чтобы матери и жены чувствовали: мы не забываем их мужей и сыновей. Благодаря таким контактам и существует дружба между азербайджанцами и горскими евреями».

Однако при всем при том 99% жителей Красной Слободы – евреи, азербайджанцев почти нет. «Почти» – за исключением пяти домов, принадлежащих представителям «титульной нации», и тех азербайджанцев, которые охраняют еврейские дома в период отсутствия хозяев (ведь, несмотря на то что многие здешние евреи живут в Москве, Израиле, США и других странах, дома свои они не продают и не бросают).

Обитатели Красной Слободы не забывают о том, где они живут. Здесь любят повторять ставшую крылатой фразу президента Азербайджана Ильхама Алиева: «Все евреи – мои друзья, а горские евреи – мои братья». Этим братством здесь очень дорожат.

 

Председатель общины Б. Симандуев.

…Вот и окраина Красной Слободы, мост через речку Кудиалчай, горы, которые помнят и Фатали-хана, и многих других мудрых людей, живших в этих краях. Марк провожает нас, приглашает приехать снова:

– Приезжайте в июле, в августе. В это время много людей приезжает – ходят на кладбище, празднуют свадьбы.

Выясняется, что Марк успел поучиться и у рабби Адама (он был одним из первых учеников в бейс а-мидраше), и в ешиве в Иерусалиме.

– Когда я приехал туда первый раз, никто не поверил, что я впервые, – так хорошо говорил на иврите. Я мог бы там остаться, но не захотел…

– Почему?

– Жара – я ее терпеть не могу...

– Чем же ты будешь заниматься в жизни?

– Пока не знаю. Но точно знаю, что буду достойным евреем.

«Кавказский Ерушалаим» – так называли когда-то Еврейскую Слободу. Раввины Адам Давидов и Йона Якубов, председатель общины Борис Симандуев и юный Марк Зарбаилов так же, как и другие ее жители, надеются, что название это вновь станет оправданным: все их земляки вернутся в свои дома и в этом уникальном месте высоко в горах в полной мере возродится еврейская жизнь.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru