[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)
Здоровье тела, сознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Упование на Б-га как залог здоровья
…Время от времени я справляюсь о Ваших делах. В последний раз я узнал, что Ваше отношение к той ситуации, в которой Вы пребываете, не совсем таково, каким должно быть. Я был весьма и весьма этим удивлен, помня о том, сколь велико Ваше упование на Б-га. Это обстоятельство является определяющим: если еврей уповает на Всевышнего, в душе его нет места беспокойству.
Тора учит: мы должны делать все, что в наших силах, чтобы получить помощь естественным путем. Но в Торе также сказано, что все наши действия должны идти рука об руку с глубочайшим упованием на Б-га, Который есть Владыка всего сущего в мире и Который заботится обо всех и каждом. Именно Ему угодно, чтобы мы делали все, что может быть сделано, дабы ситуация разрешилась естественным путем.
Поэтому, когда речь заходит о здоровье, мы должны обратиться к врачу и выполнять его указания; когда речь идет о средствах к существованию, мы должны позаботиться о том, чтобы наилучшим образом организовать занятия, которые нас кормят; а когда возникают проблемы с детьми, следует спросить совета надежных друзей и попросить их о помощи.
Но неотъемлемым должно быть понимание того, что благословение и успех исходят от Б-га, от Его «полной, открытой, святой и щедрой руки». Конечно, нам неведомо «расписание» Б-га, неведомо, когда мы сподобимся Его благословения, но чем тверже наше упование, тем раньше придет благословение.
Это особенно относится к Вашему случаю: увеличьте «объем сосудов», вмещающих Б-жье благословение, укрепившись в ежедневном соблюдении Торы и заповедей, соблюдении кашруса, Субботы, Йом Тов и т. д. К этому может прибавиться еще одна заслуга, если Ваш пример повлияет на других и подвигнет их поступать так, как то желанно Б-гу: насколько Вы побудите других соблюдать еврейский образ жизни, настолько Вам это зачтется.
Опора на веру и битахон
Битахон – упование на Б-га – одно из оснований, обеспечивающих чистоту нашей веры и исполнения заповедей святой Торы.
Как сказано в текстах Священного Писания, Б-жественное провидение охватывает жизнь каждого из нас – от него не скрыта ни одна из наших нужд. Б-жественное благословение, ниспосылаемое нам, зависит от нашей веры в Создателя и от того, сколь ревностно исполняем мы заповеди святой Торы, Торы Жизни: можно сказать, вера и исполнение заповедей есть тот сосуд, который вмещает благословение Творца. Недаром сказано: «Нет ничего, что стоит на пути нашего желания» (Зоар, II, 162б).
Люди часто вопрошают – особенно в связи с вещами, для человека непостижимыми, – почему что-либо происходит именно так, а не иначе. Между тем, даже знай мы ответы на подобные вопросы, знание это никак не повлияло бы на нашу связь с Б-гом и наше упование на Него.
Насколько я понял из Вашего письма, Вы как-то связаны с синагогой. Уверен, что раввины сумеют разъяснить Вам все вышесказанное и посвятят Вас во все подробности. Но важнее всего – вера: поскольку Б-г есть источник всяческих благ, то благо, ниспосылаемое Им, рано или поздно даст плоды и Вы сможете испытать радость и удовлетворение.
Я бы советовал Вам также, прежде чем возлагать на себя тфилин, каждое утро подавать на благотворительные нужды.
Тревога и ее противоположность – упование на Б-га
…Что касается Вашей подавленности, связанной с состоянием Вашего здоровья <…> Несомненно, Вы знаете, что одна из основ нашей веры и Торы, называемой также Истинной Торой, – совершеннейшее упование на Б-га, Чье благое Провидение простирается на каждого из нас.
Необходимо чаще над этим размышлять, ибо когда в сознании присутствует правильное понимание этого обстоятельства и человек знает, что Б-г воистину заботится о нем, тогда нет места напряжению и беспокойству. Вот почему Тору именуют также Торой Жизни: она является нашим жизненным руководством.
Вера в Б-га способствует исцелению от недугов
Известие о том, что последние несколько недель Вы чувствовали себя плохо, крайне расстроило меня. Надеюсь, что к тому времени, когда Вы получите это письмо, дела Ваши пойдут на поправку и Вы сможете сами известить меня об этом.
Лучше всего, чтобы вы действительно известили меня сами, ибо сказано: «лучше исполнена заповедь <тогда>, когда соответствующее действие исполнено самим человеком, а не посредством агента» (Кидушин, 41а).
Простая вера, живущая в каждом из нас, говорит нам, что Б-г есть Творец и Владыка всего сущего. И поскольку Б-г есть «Исток и Сущность всякого блага», то желание Его – каждому это благо ниспослать. Доброе здравие – важнейшее свидетельство того, что Б-г печется о том или ином человеке (см. у Рамбама в конце 3-й и начале 4-й главы Законы Деос).
Когда Вы действительно почувствуете (не поймете головой, но постигнете на опыте) все вышесказанное, душа Ваша обретет тот внутренний покой, за которым обязательно следует улучшение здоровья и быстрое исцеление…
Если Владыка воистину благ, можно не изводить себя беспокойством
…Я удивлен, что Вы так беспокоитесь о своем здоровье, ведь Б-г, да будет Он благословен, сказал: «Поднимите глаза ваши в высоту <небес> и посмотрите: кто сотворил их?» (Ишаяу, 40:26). Когда человек раскрывает свой взор и смотрит вокруг, он не может не видеть, что все в этом мире направляется волей Б-га.
И всякий разумный человек не может не прийти к заключению: поскольку Б-г есть Единственный Владыка Вселенной, и при этом Исток и Сущность всякого блага, то все, происходящее в этом мире, направлено к благу. Когда над Вами благой Владыка, нет нужды беспокоиться: Он знает, что есть «благо» и что – «еще большее благо».
Понятно, что порой в ткань жизни вплетается наклонность человека ко злу. Но разве должно ввергать нас в смущение и приниматься за истину то, что исходит от «царя престарелого, да глупого, не умеющего остерегаться» (Коэлес, 4:13)?
Да поможет Вам Б-г следовать Его правилу: «Служите Г-споду в радости» (Теилим, 100:2). Когда Вы станете делать это так, как надлежит, Вы увидите: само ваше бытие дарует радость и удовлетворение.
Призовите оптимизм и способность видеть благую сторону вещей
…Вы пишете, что подумываете о том, чтобы провести приближающийся Рош а-Шона дома, тогда как многие из Ваших однокашников хотят провести его в ешиве. Вы поясняете: причиной тому – здоровье Вашего отца, которое оставляет желать лучшего.
Меня до крайности удивило и серьезно обеспокоило, насколько у Вас отсутствует битахон: в конце месяца Менахем ав Вы приходите к выводу, что здоровье Вашего отца оставляет желать лучшего – и сводите до минимума свои молитвы...
Не лучше ли Вам задуматься над словами наших исполненных святости ребе и мудрецов: «Видьте благую сторону вещей и все обернется во благо»?
Вы должны твердо уповать на то, что здоровье Вашего отца улучшится, и эта вера поможет Вам больше сил отдавать духовному служению – «служению сердца» (молитве).
Всегда «служите Б-гу в радости»
…С болью в сердце довелось мне услышать малоприятные новости о том, что Вы пребываете в недолжном состоянии духа. Мне незачем объяснять Вам пространно, сколь неподобающе Ваше поведение, особенно если вспомнить положение Рамбама, которое он высказывает в конце Законов Лулова, о важности служения Б-гу в радости.
С этим положением связано и другое правило, с которым мы встречаемся в Тур и Шулхан Орух, где сказано, что человек должен служить Б-гу «на всех путях своих», то есть 24 часа в сутки. Из этого следует, что мы круглосуточно должны пребывать в состоянии радости.
Это также находится в полном согласии со многими положениями хасидизма, описывающими многообразные аспекты формулы «на всех путях познавайте Его» и того, сколь важно исполнять заповеди с радостью.
Если Вы даже ненадолго задумаетесь над этим, то постигнете, насколько пеклось о Вас Провидение два-три года назад <когда состояние Вашего здоровья ухудшилось> и насколько явственно Б-г ниспослал Вам Свою милость и благо.
И после этого можно ли говорить – упаси нас, Г-сподь – что «рука Б-га коротка» (Бемидбар, 11:23) – то есть что Он якобы не в силах помочь Вам в нынешней ситуации?
Что бы ни происходило с Вами, получая Б-жественное благословение в ситуации, когда, право слово, Вы ведете себя не так, как должно, Вам следует проникаться радостью (не только в сознании, ибо сознательная радость не затрагивает сердца) – истинной, несомненной радостью, объемлющей все Ваше существо.
И тогда Вы увидите, как в полной мере исполняется сказанное в Зоаре: «И мир физический, и человек – они существуют “сиянием лика”, что восходит от дольнего к горнему. И “сияние лика” человека низводит на него подобные же качества, изливающиеся Свыше. Радость человека ведет к тому, что та же мера радости изливается на него Свыше» (Зоар, II, 184б).
И в продолжение сказанного. Все врачи единодушны в том, что состояние радости и счастья ведет к улучшению физического, умственного, духовного здоровья и способствует выздоровлению.
Всему свое время
…Я весьма удивлен тем, что Вы вновь и вновь спрашиваете, рассчитывать ли Вам на немедленное и полное выздоровление, когда я уже писал, что Вы должны всецело положиться на Б-га, «Который в надлежащее время устраивает все к лучшему». Из этого следует: в надлежащее время Вы исцелитесь; и исцеление будет «наилучшим» – то есть Вы исцелитесь полностью.
Да будет угодно Б-гу, чтобы назначенное Вам лечение было успешным и дало в нужное время нужный результат, а Вы сами могли бы сообщить мне эту весть…
Довольно стенать!
Я был рад получить Ваше письмо после долгого перерыва, хотя меня не очень порадовало его содержание. Насколько я понимаю, Вы слишком озабочены здоровьем Ваших детей. Письмо заканчивается словами: «Что же мне остается, кроме как стенать и плакать?»
Первое, что Вам надлежит сделать, – прекратить эти стенания. Я говорю это во имя величия евреев, живших до нас, и в полном соответствии с высказыванием моего тестя, Ребе, который неоднократно повторял, что мы должны служить Б-гу в радости.
И святой Зоар учит: когда человек преисполнен радости и тверд в уповании на Б-га, уверенность его обращается в сегула – своего рода катализатор того, что Б-г ниспошлет ему намного больше поводов возрадоваться и испытать счастье, причем это относится не только к данному человеку, но и к его домашним.
В Вашем случае это именно так. Если Ваши дети достойны того, чтобы учиться в хасидском заведении, о котором так пекся мой тесть, Ребе, то это само по себе залог того, что стезя эта даст им счастье и успех как в материальном, так и в духовном плане.
Что до заданного в письме вопроса – «что же мне остается?» – ответом служит вышесказанное: внесите в свой дом радость и продолжайте свои труды, неся истины иудаизма людям. Это приведет к тому, что все Ваши усилия будут благословенны и Вы пожнете успех – в том числе в Ваших личных делах.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru