[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

Один день из жизни Моны

Алекс Рапопорт

Режиссер Эран Риклис

Сирийская невеста

Израиль – Франция – Германия, 2004 г.

В середине февраля по телеканалу «Культура» прошел фильм известного в Израиле режиссера Эрана Риклиса «Сирийская невеста». Этот фильм уже показывали в России в рамках IV фестиваля израильского кино осенью 2005 года, и он был явным лидером фестивальной программы. Фильм рассказывает об одном дне из жизни многочисленной друзской семьи, живущей на Голанских высотах.

Мона выходит замуж. Жених – гражданин Сирии, после того как невеста пересечет границу, путь в родное селение будет ей закрыт навсегда. Предстоит прощание с близкими, ее мучают сомнения, удастся ли построить отношения с будущим мужем, они незнакомы, их сосватали заочно. Отцу героини, политическому активисту, недавно вышедшему из израильской тюрьмы, запрещено приближаться к границе, но он под угрозой ареста нарушает запрет, чтобы проводить дочь до КПП. Старший брат Моны уехал в Россию получать образование, где женился, и, по понятиям друзов, стал отступником; через восемь лет вместе с русской женой и сыном он приезжает на свадьбу сестры, но не находит общего языка с отцом. Старшая сестра Моны несчастлива в браке, она стремится выйти из-под деспотичной опеки мужа и вывести из-под нее детей. До последнего момента неизвестно, состоится ли свадьба, семьи жениха и невесты стоят у пропускных пунктов и перекрикиваются через нейтральную полосу: сирийский офицер отказывается поставить визу в паспорте Моны, потому что там уже стоит израильский штамп. Посредничество сотрудницы Красного Креста, звонки в Иерусалим и в Дамаск не дают результата. Весь этот клубок политических, этнических, религиозных противоречий иллюстрирует общую ситуацию на Ближнем Востоке и состояние человека, оказавшегося ее заложником.

В определенном смысле «Сирийская невеста» типична для израильского кинематографа. Израильтяне предпочитают снимать социально-психологические драмы о проблемах своей страны и региона, а не далекие от реальности киносказки с неожиданно меняющимся сюжетом и ослепительными киноидолами. То есть их кино – это скорее европейская «синема», а не голливудское «муви».

Среди международных фестивальных наград фильма есть два приза за лучший сценарий. Режиссер-сценарист Эран Риклис и палестинская сценаристка Соа Араф частную историю одной семьи сумели вывести на уровень общечеловеческой притчи. Перипетии этой истории вызывают сочувствие к ее героям, а ландшафты Голанских высот, снятые немецким оператором Михаэлем Визугом, служат ей достойным фоном.

Главную героиню – весь фильм в платье невесты – играет Клара Хури. Ее Мона немногословна, статична, очень сдержанна и невероятно убедительна. В противовес этой сдержанности игра мужчин (жениха, братьев и отца невесты) кипит эмоциями. Каждый из персонажей – самостоятельный и неоднозначный характер, и каждый находится в конфликте с кем-либо из близких. Исключение составляет лишь мать, она стремится примирить всех членов семьи, собравшихся, возможно, в последний раз. Многочисленные социальные проблемы становятся преградой в человеческих отношениях, что заставляет зрителя эмоционально включиться и сопереживать: призы зрительских симпатий «Сирийская невеста» получила на фестивалях в Локарно (Швейцария), в Монреале (Канада) и Генте (Бельгия). На международном фестивале в Монреале фильм завоевал еще и Гран-при, приз ФИПРЕССИ и приз Экуменического жюри. Список этот говорит о том, что фильм, помимо своих чисто кинематографических достоинств, затрагивает важные для современного кинопроцесса темы. Одна из таких тем, актуальная везде, а на Востоке в особенности – женская эмансипация. Не случайно приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Бастии (Франция, остров Корсика) получила Хиам Аббас, сыгравшая бунтующую старшую сестру невесты.

Лишь чудо может помочь свадьбе, и оно, наконец, происходит. Воспользовавшись оплошностью пограничников, Мона встает и в пышном белом платье царственно пересекает линию размежевания. Наблюдая за этим дефиле, понимаешь, что такое разрешение конфликта возможно только в кино.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru