[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

ЕВРЕИ И ЕЛЬЦИН

Леонид Радзиховский

Отношение еврейской интеллигенции (которая, понятно, далеко не тождественна всем евреям России), к Б.Н. Ельцину сильно менялось в 1987–2007 годах.

Еврейская интеллигенция в массе своей разделяла все иллюзии и надежды «перестройки», выделяясь разве что некоторым общим радикализмом. Это понятно: с советской властью были двойные счеты – и общедемократические, и национальные.

Поэтому в самом начале к Ельцину – самому ярому перестройщику из всех – отношение было восторженным в Москве. Потом оно (и именно у евреев прежде всего) сменилось на настороженное – это когда он принял «Память». В этом, понятно, искали следы его личного антисемитизма, потом какого-то особо коварного расчета и т. д. И долго еще ему это поминали – когда он и думать-то забыл…

Когда Ельцин попал в опалу (1987–1989) еврейская интеллигенция разделилась точно так же, как и «нееврейская». Более прикормленная часть «колебнулась вместе с линией партии», т. е. осталась «верна Горбачеву» (в котором видели главную надежду свободы), более независимая часть, наоборот, «колебнулась против линии» – эти люди стали работать на Ельцина. Политически активные так или иначе с ним сотрудничали, особенно после 1989 года, когда появилась ДемРоссия, в которой как раз было много евреев, как и положено любой диссидентской организации. Политически пассивные – «болели». Ясно, что по мере того, как Ельцин брал верх, росло и число его сторонников. Гавриил Попов, который в 1987-м писал про павшего Ельцина, что он «троцкист» (тогда это было страшное и вполне бессмысленное ругательство), в 1990-м стал близким соратником Б. Н. Гавриил Харитонович, как известно, грек – но «не греки» вели себя точно так же.

Ельцинская революция 1991-го совпала с пиком еврейской эмиграции. В тот год только в Израиль уехало 180 тыс. человек (в 1990-м – столько же). Это – из 2 млн человек! За два года уехало около 20% (ведь ехали не в один Израиль)! Конечно, бежали не «от Ельцина», а от бытовой неустроенности и от страха перед политическим хаосом, революцией и возможным взрывом антисемитизма. Поэтому с таким волнением ловили каждый намек, каждое высказывание Ельцина по «национальному вопросу». Но ловить было нечего – Ельцин никогда не нападал на националистов, понимая, что в отличие от «коммунизьма» эти идеи всегда пользуются поддержкой в народе, но никогда, ни прямо ни косвенно, ничем не поощрял национализм (чем сильно отличался от современной власти).

Все симпатии евреев были, естественно, на стороне Ельцина – точнее, не Ельцина, а новой жизни – открытая страна, возможность заниматься бизнесом, а главное – отсутствие государственного антисемитизма.

Еще более активной и однозначной была поддержка Ельцина в 1992–1993 годах в его «великом противостоянии» с ВС. Это-то совсем понятно: если Ельцин национальные темы тщательно обходил, то ВС – совсем даже нет, прямо опирался на оголтелых националистов. Апогей – в октябре 1993-го, когда нам показали парламентаризм с лицом Макашова-Баркашова! Ясно, что евреям почему-то не нравилось, что их грозят перебить, – и они как могли поддерживали Ельцина (в отместку тогда же был сочинен современный вариант «истории о ритуальных детоубийствах» – оказывается, «еврейский “Бейтар”» расстреливал защитников Белого дома, а расстреляв – растворился).

Однако же, не весь растворился!

Как только «Бейтар» отстрелялся по защитникам Белого дома, «еврейский журналистский “Бейтар”» вплотную взялся за Ельцина.

Без шуток – начался период, честно говоря, странноватый.

Безусловно, свобода слова для того и нужна, чтобы иметь возможность жестко ругать в том числе (и прежде всего!) и президента. Но иметь возможность и постоянно ею пользоваться, да еще взахлеб – не одно и то же. Мало того, что – к большому моему, скажем, смущению – в какой-то момент и правда казалось, что несколько еврейских банкиров отхватили чуть не пол-России. Мало того что у них не хватило ни ума, ни такта «душить прекрасные порывы» – не демонстрировать свое (вполне призрачное!) «могущество», от которого через пару лет остались рожки да ножки (и, честно говоря, это вполне естественно и «хорошо»). Мало того что Россия им оказалась мала и они стали со свистом ее делить на глазах у изумленного народа… Мало всего этого – СМИ Гусинского стали еще активно воевать против Ельцина! Ни одни прохановы не нападали на него так изобретательно и зло, как эти мои уважаемые коллеги, нашедшие достойную мишень для своего остроумия… И откуда взялась версия про «еврейский ум»?! Во всяком случае, его иногда явно путают с сарказмом и бойким пером – по себе знаю…

Ну-с, а после ухода Ельцина (а вслед за ним и Гусинского с Березовским) те же журналисты стали горько жалеть о «дедушке» – нимало не раскаиваясь в своей против него борьбе. Это Ельцин умел говорить «простите меня!» – акулам пера такие слова неподвластны…

Такая вот история.

Конечно, она не только не относится ко всем евреям – она относится даже не ко всем журналистам – евреям по происхождению. Да, часть малая, но весьма… «бросающаяся в глаза».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru