[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

ОбестоЧенный Вавилон

Симон Джекобсон

Яаков призвал сыновей и сказал: «Соберитесь, и я сообщу вам, что случится с вами в грядущие времена» (Брейшис, 49:1). Он открыл сыновьям, что произойдет в последние дни (в Вавилоне [Басре] и Эдоме: Ишаяу, 34:5–6), как будут строиться и разрушаться Храмы (Брейшис Раба, 98:2).

Вавилон – современный Ирак – и его царь, Невухаднецар, по-прежнему в первых строках новостей. Все мы видели, как Саддам Хусейн, 30 декабря 2006 года подвергнувшийся позорнейшей казни, брал пример со своего предшественника, царя Невухаднецара, правившего Вавилоном в VI веке до н. э.

Несколько лет назад Хусейн был побежден: тиран, некогда терроризировавший миллионы людей, парализовавший страхом свою страну, давно уже лишился всякого влияния. Тем не менее во многом он воплощает в себе саму сущность Вавилона, и его казнь – это этапный момент в падении Невухаднецара.

Нас учат: «душа царей и священников в руках Б-жьих», поскольку сказано в Мишлей (21:1): «Потоки вод – сердце царя в руке Г-спода: куда захочет, Он направляет его». Точно так же возвышение и падение мировых лидеров, благородных либо жестоких, представляет собой знаковое событие, веху в историческом времени. И конечно же, наши мудрецы и мистики усматривали большой смысл в исторических и духовных сдвигах, вызванных смертью царей и общественных лидеров.

Конец правления Саддама и его недавняя казнь – это точка отсчета в большой космической эпопее, особенно если принять во внимание, что Саддам – не просто еще один лидер, но (по собственным его словам) воплощение Невухаднецара, а Ирак – не просто одна из стран, а продолжение Древнего Вавилона, источника всей нашей цивилизации: Эдемского сада, родины Авраама, Вавилонской башни.

Но даже если по какой-то причине мы не обращаем на это внимания, невозможно игнорировать факты, связанные с падением, пленением и казнью Саддама.

1) Первая война в Заливе, последовавшая за вторжением Ирака в Кувейт в 1990 году, закончилась на Шушан Пурим. В этот день евреи празднуют одну из главных своих побед, одержанных в том же регионе в годы правления персидского царя Ахашвероша, сменившего Невухаднецара (и его внука, вавилонского царя Бейлешацара). Хотя Хусейн в то время еще не был окончательно побежден, 1990 год стал началом его конца.

2) Вторая война в Заливе (март 2003 года) началась в Пурим.

3) Саддам Хусейн был пленен на йуд тес кислев (декабрь 2003 года) – великий день освобождения, который символизирует начало нового этапа в возвышении Эйсава и Ишмаэла, родоначальников западного и мусульманского мира.

4) Казнили Хусейна 9 тевеса – за день до того, как мы вспоминаем о разрушении Иерусалима Невухаднецаром, царем Вавилона и главным учителем Саддама. 10 тевеса 2400 лет назад Невухаднецар осадил Иерусалим, затем разрушил первый Храм, уничтожил сотни тысяч евреев и отправил в изгнание остальных. С тех пор еврейский народ соблюдает пост в этот день в знак траура.

Многие важнейшие вехи нашей истории остаются незамеченными – ведь за отдельными деревьями бывает нелегко разглядеть лес. Проживая момент за моментом свою жизнь, мы упускаем из виду целостную картину человеческого бытия. Но у нас есть дар мышления, способность постигать вещи, видеть их глубже, чем они предстают на поверхности. И часто словно невидимая рука помогает нам: удивительные совпадения открывают нам глаза.

Разве можно не учитывать географию и обстоятельства возвышения и падения Саддама Хусейна?

«Мои враги сделали меня мудрее», – говорит псалмопевец. Дабы осознать историческое значение конца Хусейна, вспомним его собственные признания.

В 1979 году полуофициальный биограф Хусейна процитировал его слова: «Невухаднецар заставляет меня размышлять обо всем, что связано с доисламской древней историей. И что еще более важно для меня в Невухаднецаре, так это несомненная связь между одаренностью арабов и освобождением Палестины. В конце концов, Невухаднецар – иракский араб, пусть и из древнего Ирака… Вот почему, вспоминая Невухаднецара, мне хочется напомнить арабам, особенно иракцам, об их исторической ответственности. Груз собственной истории <…> должен побуждать их к действию».

Конечно же, последние слова Хусейна, когда люк под ним распахнулся – «Палестина – арабская!» – свидетельствуют о самых глубоких его чувствах. Несмотря на веревку вокруг шеи и насмешки тюремщиков, он сохранил инстинктивную ненависть к Израилю. Даже без фрейдистского анализа ясно, что Саддам был одержим идеей уничтожить Израиль. Кто забудет мрачные дни 1991 года, когда Саддам Хусейн неспровоцированно обстреливал Израиль ракетами «Скад»? А его банковские переводы палестинским боевикам-самоубийцам?..

 

Но что находится в сердцевине такой одержимости? В самом деле, что двигало Невухаднецаром, когда он завоевывал Иерусалим и разрушал Храм? А что двигало позже римлянами и турками? И что – египтянами, ассирийцами, персами, греками, крестоносцами? Практически все империи и сверхдержавы на протяжении истории стремились напасть на Иерусалим, захватить и разрушить его, превратить в руины или в город по собственному, «языческому» образу.

Почему римский император Адриан настаивал на переименовании Израиля в Палестину, стирая еврейское прошлое страны и придумывая ей оскорбительное название, связанное с иностранными захватчиками? Почему он же стремился переименовать Иерусалим в Элию Капитолину (город, посвященный римским богам Юпитеру, Юноне и Минерве)?

Истоки противостояния Вавилона и Израиля, всеобщей ненависти к Израилю, Иерусалиму и Святому Храму обнаруживаются при изучении их еврейских именований. Иврит – язык метафорический, духовный. Каждое ивритское слово имеет много смыслов и многообразное духовное содержание; каждое еврейское имя обозначает некую реальность, выражает ее сущность. Вавилон означает «смешение»: в этом месте Б-г смешал языки мира, и отсюда народы рассеялись по всей земле (Брейшис, 11:9). Вавилон – символ хаоса и беспорядка в жизни, как физического, так и психологического. Имя «Израиль» означает «ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел»: это имя Яакову дал ангел-хранитель Эйсава; они боролись всю ночь, и Израиль победил ангела. Название «Иерусалим» составлено из двух слов – «йира» и «шалом» – и означает «всеохватный страх, трепет».

Иерусалим – духовный эпицентр, средоточие вселенной, «врата на небо». Все народы чувствовали, какая сила исходит из него. Поэтому их никогда не покидало чувство (осознанное либо бессознательное), что контроль над Израилем и Иерусалимом – это контроль над миром.

И обратно, на Израиле и Иерусалиме, словно на средоточии космической центральной нервной системы, прежде всего отражается крах мира, лишившегося духовных связей. Святой Храм разрушен, Иерусалим запущен и бесплоден – ведь мир лишен своей цели.

Вавилон и Иерусалим не могут сосуществовать. Несовместимы Эйсав и Яаков, как об этом сказано у Иехезкела (26:2): «я наполнюсь, ибо опустошен он!» – также и Тир становится полон только при разрушенном Иерусалиме. Они не могут быть равно великими: когда один возвышается, другой падает (Мегила, 6а; Псохим, 42б). Когда Вавилон-«смешение» возобладал, «всеохватный трепет» Иерусалима и духовное господство Израиля подверглись угрозе, оскорблениям и даже потерпели крах. Когда же духовная ясность Иерусалима и Израиля обретает полную силу, «смешение» исчезает.

Отсюда проистекает одержимость Саддама Хусейна, царя Вавилона, и всех его предшественников: они представляли силы, которые в битве противостоят неразрывному единству духа и материи, воплощенному в Израиле и Иерусалиме.

Вавилон стал источником хаоса 2400 лет назад и даже еще раньше – 3800 лет назад (когда была построена Вавилонская башня) и продолжает мучить мир вплоть до сегодняшнего дня. Старый добрый Ирак-Вавилон так просто со сцены не уйдет.

Христианство (рожденное от Эйсава, отца римско-западного мира) в течение веков медленно училось сдерживать религиозную нетерпимость и сочетать веру с уважением к правам человека. Сегодняшний ислам (рожденный от Ишмаэла, отца арабско-мусульманского мира) должен достичь разумного равновесия между религиозным пылом и жизнью в материальном мире.

Саддам Хусейн, как ранее его кумир Невухаднецар, символизировал тупую силу вавилонского хаоса. Повешение Саддама Хусейна накануне 10 тевеса – это еще одна веха в крушении вавилонского могущества. Будем надеяться, что вслед за этим последует окончательная победа над вавилонским болотом и его место займет иерусалимский духовный трепет.

В персональном же плане все мы должны собраться с силами, чтобы побороть внутреннее смятение. Мы вступаем в новый исторический период – у нас появилась возможность обрести свой внутренний «Израиль», который укрепит нас в битве с Б-жественным (в Эйсаве) и человеческим и поможет победить.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru