[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2007 ИЯР 5767 – 5 (181)
Здоровье тела, ознаниЯ и духа
Составитель Шолом-Бер Вайнберг
Во время болезни особое внимание уделите духовному настрою
Полнота веры и упование на Б-га
…Как Вы и просили, я обязательно помолюсь за Вас. На могиле моего тестя, Ребе, да будет благословенна его память.
Право, нет нужды напоминать Вам, сколь важно в вашем состоянии совершеннейшее упование на Б-га – битахон. И все же подчеркну: битахон – это не некая абстрактная вера, но то, что проникает все существо человека.
Ведь кроме того, что подобное упование – одна из основ нашей веры и нашего образа жизни, это еще и канал, по которому на нас снисходит Б-жественное благословение, а оно необходимо для успешного лечения, связанного с естественным, природным порядком бытия, ибо святая Тора наделяет врача силой врачевать и лечить.
И уж конечно, Вам известно, что в той мере, в которой наша повседневная жизнь есть исполнение Б-жественной воли, нам дается Его благословение, посредством которого мы обретаем все, в чем есть у нас нужда, – чем больше сил мы прилагаем, тем больше снисходящее от Б-га благословение.
Одно из сущностных различий между верой (эмуна) и упованием (битахон) состоит в том, что эмуна – это постоянный фактор нашей жизни. Верующий принимает то, во что он верит, как абсолютную данность – именно поэтому вера является своего рода константой.
Это распространяется и на те ситуации, когда с верой связаны не только абстрактные принципы, но и вещи, от которых зависит реальная жизнь[1], то есть то, что дается человеку Провидением для обеспечения его существования.
Из этого вовсе не следует, что верующий исповедует положения веры лишь тогда, когда они соприкасаются с заботами о хлебе насущном и материальном благосостоянии. Наоборот, он верит всегда – потому мы и говорим о вере как о константе.
Что касается битахон – упования, в котором сочетается полнейшая отдача Его Воле и доверие к ней, когда речь идет о наших нуждах, – то это чувство, вырастающее в нас именно в те моменты, когда мы сталкиваемся с некоей проблемой, то есть пребываем в нужде[2].
Когда человек занят добыванием хлеба насущного, средств к существованию, он уповает на Б-га, ибо в основе всего, что он делает, лежат слова Торы: «И благословит тебя Б-г, Всесильный твой, во всем, что будешь делать» (Дворим, 15:18). Принимаясь за какое бы то ни было дело, человек уповает на то, что Б-г благословит его усилия и они принесут плоды.
Можно привести иной пример: когда человек сталкивается с трудностями и не видит никакого естественного разрешения ситуации, – он, вместо того чтобы впасть в отчаяние, взывает к Б-гу: «Откуда придет помощь мне? Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю» (Теилим, 121:1–2). То есть всем своим существом человек уповает на то, что Б-г, Творец всего естества, – Единственный, Кто может оказать помощь.
Более того, битахон служит своего рода медиумом, благодаря которому от Творца снисходит именно то, что необходимо для удовлетворения возникшей нужды. Битахон, собственно, и есть проявление того, что человек полагается на Б-га, всецело вверяясь Ему в том, что касается ниспосылаемых благ.
Когда человек проявляет истинную полноту своего битахон, вверяясь Создателю, – пусть Б-г ниспошлет именно то благо, которое потребно человеку, – пусть даже в создавшихся обстоятельствах, казалось бы, получение этого блага совершенно невозможно! Будем помнить: упование оказывается тем каналом, по которому в мир снисходит влияние Абсолюта…
Важность битахон для здоровья
Все сказанное верно и в медицинском отношении: чем больше человек уповает на Г-спода, чем больше его битахон, тем больше присущая человеку энергия, а следовательно, лучше его здоровье и душевное состояние, возрастают его достижения и успехи.
«Целитель всякой плоти и Творец чудес»
…Уверен, Вам не надо напоминать: Б-г, как сказано в тексте утреннего благословения, есть «Целитель всякой плоти и Творец чудес».
Мудрецами было решено: если в благословение включено упоминание священного Имени Б-га – благословение не может не исполниться, ибо существует запрет на произнесение святого Имени Б-га в связи с чем-либо неистинным и сомнительным.
А потому возрастание Вашего упования на Б-га – битахон – приведет к укреплению Вашего здоровья, не говоря уже о том, что значительно успешнее пойдет Ваше лечение. Каналы и сосуды, через которые мы получаем благословение от Б-га, – это Тора и заповеди. Следует особо тщательно блюсти их тогда, когда мы пребываем в нужде и проходим через неблагоприятный период нашей жизни.
Именно этим будут определяться Ваши действия и поступки сейчас – в меру Вашей духовной силы. А «Тот, кто умножает <добрые деяния>, увидит, как умножается нисходящее на него благословение» (Таанис, 30а и комментарии Раши).
Не сомневаюсь, Вы будете выполнять три ежедневных урока, о которых говорил мой тесть, Ребе, да будет благословенна его память.
Вот эти три урока: ежедневная порция Теилим: когда чтение псалмов разделено по дням месяца – читать их следует после утренних молитв; Хумаш – ежедневное чтение из недельного раздела Торы с комментариями Раши, в воскресенье – от начала раздела до второй части, в понедельник – от второй до третьей и т. д.; и Тания, как она разделена для ежедневного чтения в течение года.
Поддерживая других в уповании на Б-га, мы укрепляем их здоровье
…Я получил Ваше письмо от 19 тевеса, в котором Вы сообщаете, что находитесь в больнице под наблюдением врачей <…>
Чтобы укрепить битахон и снискать от Б-га большее благословение, следует чтить Тору и исполнять заповеди – каждому на том духовном уровне, на котором он пребывает. При этом не сосредотачивайтесь исключительно на работе над собой, но побуждайте к ней тех, кто рядом с Вами, а Вы, несомненно, это можете: пусть они укрепятся в своей вере и уповании на Б-га, пусть вырастет их стремление блюсти Тору и заповеди.
И так как Б-г воздает «меру за меру», то, если Вы стремитесь укрепить физическое и духовное здоровье ближних, Всемогущий многократно вознаградит Вас за эти усилия.
Да дарует Вам Б-г успех в этом начинании. Ведь битахон – основа основ нашей веры, и укрепление подлинного, присущего нам изначально упования на Б-га «работает» как действенный способ получения исцеления свыше, – это, кстати, признают многие врачи.
Логика подсказывает: Вы должны как можно больше уповать на Б-га и как можно меньше беспокоиться. Следует больше времени посвящать изучению Торы и исполнению заповедей, причем с радостью в сердце, игнорируя злые искушения, которые могли бы одолевать Вас в противном случае, недаром же об искушении говорится, что оно «прилипчиво, как старый дурак».
Я надеюсь, что к тому времени, когда Вы получите это письмо, состояние Вашего здоровья улучшится и Вы сможете порадовать меня вестью об этом.
Когда больной под присмотром врача, он еще и под присмотром Б-га
…Вы сообщаете, что врачи объявили о необходимости для Вашей жены лечь в больницу на обследование, а она боится больниц в силу множества причин (и совершенно безосновательно…). Объясните ей в тех выражениях, которые, учитывая ее нынешнее состояние, будут ею восприняты: Б-г сотворил мир и направляет его.
Объясните ей смысл слов «ибо Он сказал – и свершилось, Он повелел – и стало так» (Теилим, 33:9): ничто в этом мире не совершается без воли Б-га, – то, что желанно Ему, то и происходит. Но при всем том Б-г хочет, чтобы жизнь шла естественным путем.
И когда еврей, мужчина или женщина, болеет и нуждается в помощи врача, это вовсе не значит, что врач будет действовать по собственному произволу, но означает, что Б-г избрал его в качестве Своего агента, через которого Сам намерен осуществить исцеление.
Когда человек уповает на Б-га, вверяясь Его воле, то в определенной мере он прозревает – насколько Тот, Кто направляет все в этом мире, присутствует в каждом аспекте нашей жизни. И тогда ему открывается: десница Б-га простерта над каждым из нас и Он ведет нас наилучшим из путей – это касается и физических, и духовных аспектов бытия.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru
[1] Это применимо и к другому аспекту веры, эмуна: она рассматривается как проникающая существо человека сила, далеко не всегда оказывающая влияние на его помыслы и поступки. Так, в трактате Брохойс (см.: 63а, версия Эйн Яакова) описана ситуация, когда вор, перед тем как грабить дом, взывает к Б-гу.
[2] Тем самым верно утверждение: представление о битахон присутствует у человека. Но проявление этого качества происходит лишь тогда, когда возникает та или иная жизненная ситуация.