[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2007 ИЯР 5767 – 5 (181)

 

ХРИСТИАНСКАЯ РЕВНОСТЬ

Леонид Радзиховский

Пружина антисемитизма – конкуренция. Причем не столько на рынке, сколько конкуренция элит – в том числе интеллектуальных, финансовых и т. д. Но главное заключается в том, что конкуренция вырастает до неба – до конкуренции «за Б-га» включительно.

Известно, что чуть не главным аргументом антисемитов в Европе было вечное: «Они Христа распяли!» В фильме «Ширли-мырли» на это следует банальный ответ: «Сами породили, сами и распяли – это наши еврейские разборки!»

К тем, кто, собственно, и «распял» – к римлянам, – у христиан никаких претензий нет. Больше того, Святой Престол и установлен именно в Риме, главой католиков почти всегда был итальянец, в конечном счете – потомок тех самых римлян.

Так вот. Мне кажется, что главная претензия к евреям вовсе не в том, что они отправили Христа на казнь – «распни Его!». Претензия христиан связана не столько с тем, что «распяли», сколько с тем, что «породили».

Как много слов и сил потратили христианские теологи (и не теологи!), чтобы доказать, что Иисус не имел еврейского происхождения. Разумеется, «у Б-га национальности нет» (и у Б-гочеловека – тоже?), но отношения с разными национальностями у него разные. С евреями, очевидно, особо близкие. Для христианина, как мне кажется, нестерпимо близкие.

Отсюда – ревность. Болезненная ревность, в которой неприятно (стыдно) сознаваться самим себе. Между тем ревность эта более чем понятна.

Житейский пример. У человека есть родной сын. Сын этот с ним в отвратительных отношениях: острые, бешеные конфликты и с той и с другой стороны, нет ни взаимной любви, ни понимания, ни уважения. А все-таки этот отец обращается – пусть часто с упреками, а то и с прямыми проклятиями – именно к нему, к этому нелюбимому и не любящему его сыну. И вот через много лет после смерти человека совсем другие люди делают этого человека своим кумиром, героем, идеалом, начинают прямо-таки молиться на него. Он для них – все. Но он о них, понятно, знать не знал, они-то для него – никто. Как эти люди должны относиться к его родному сыну, сыну, воевавшему с отцом? С обидой? Со злобой? Да, разумеется. Но прежде всего – с мучительной ревностью. За что это – ему?! Почему он, этот скверный сын, имеет такое «преимущество рождения» перед нами?!

Нечто подобное испытывала Анна Ахматова к жене Пушкина – ненавидела Натали! И не за то, что из-за нее погиб Пушкин, а за то, что ее любил Пушкин! Любил равнодушную Натали – а не молившуюся на него Анну…

В случае с религией все еще гораздо «запущеннее».

Б-г – это главное, что объединяет, конституирует племя, отделяет его от другого племени. Как говорится, «народ – это земное тело Б-га».

Понятно, что один народ – один Б-г.

Так было всегда. Так у евреев, так и у всех племен (и даже у тех, у кого много богов, дело, в принципе, не меняется. Сколько ни есть – все наши!).

Моя мама. Мой папа. Мой Б-г. Как сказала маленькая девочка в Третьяковке, глядя на «Явление Христа народу»: «Мам, а почему древние русские были такие черные?» Ей – со здравым смыслом ребенка – в голову не могло прийти, что Б-г русских явился… вовсе не к русским! Как же так?! Почему же Он так сделал? И почему же Он тогда – наш, русский Б-г?! Инстинкт собственности в его самом полном и высшем проявлении. Здесь сливается личная и племенная собственность. мое = наше. Но «наше» – это уж только наше, то, что отличает нас от всех остальных!

«Экспорт богов» – штука, совершенно противоречащая базовому инстинкту человека. Как, впрочем, противоречат этим инстинктам и основные постулаты христианства – люби врагов своих, подставь левую щеку, когда тебя ударят по правой, и т. д. Если «золотое правило» практически всех религий «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» как-то инстинктивно понятно человеку, как, скажем, и «око за око», то про христианские принципы этого не скажешь. Тем не менее люди приняли эти противоречащие их природе принципы. Приняли они и космополитическую, общую для всех народов, вненациональную религию. Тайна сия велика есть!

Правда, приняв на словах и законы Христа, и космополитическое христианство, люди не слишком-то изменились… «Подставь другую щеку» – и, не снимая креста с шеи, клеймили чужие щеки, вздергивали на дыбу, священник подводил к виселице и благословлял на массовое убийство (война). Космополитический, общий, «равноудаленный» Б-г – и «во имя Б-жие» христиане истребляли друг друга, каждый со «своим крестом», доказывая, что «их Христос» – «единственно верный Христос». Однако наша речь не об этом, не о «внутренней истории христианства».

Возвращаясь к евреям, надо заметить, что если «равноудаленный» от всех народов Б-г – это психологически странно, то уж наш Б-г, явившийся не к нам, обращавшийся не к нам, – еще куда более странно. «Но нас тогда не было как народа!» – этот аргумент не работает. У Б-га, извините за непочтительную фразу, «расписания нет» – является к кому и когда хочет. Почему же наш Б-г захотел являться вовсе не к нам, а к ним?! «Они» что, Ему дороже, чем мы?!

Однако на Б-га не обижаются. Остается обижаться на евреев.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru