[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2007 ИЯР 5767 – 5 (181)

 

Мюнхен, Спилберг и дурилки картонные

 

Дмитрий Сафонов

Месть

М.: Гелеос, 2006. – 320 c.

На Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене одиннадцать членов израильской сборной были убиты палестинскими террористами из группировки «Черный сентябрь». Моссад организовал контртеррористическую операцию в Европе по уничтожению влиятельных палестинских националистов, причастных к мюнхенским событиям. Об этой-то операции и рассказывает книга Сафонова, чья обложка подозрительно напоминает кадры из спилберговского фильма «Мюнхен».

Конечно, это не детектив и не триллер, как заявлено в аннотации, но нарратив довольно плотный и внимание читателя не ослабевает. Местами звучат патетические нотки – герой в тяжелой разлуке с любимой женой и ребенком, маленькое государство Израиль, обижаемое всем миром... В остальном же, как и положено массолиту, роман населен штампами, а иногда ошибками. Полотенце здесь всегда пушистое, кофе – черный и густой, вздох – невольный; если голосят, то обязательно протяжно, а если рыдают, то на плече. Что касается израильских и околоизраильских реалий – откровенного абсурда не наблюдается, но придраться, естественно, есть к чему. Так, например, далеко не все евреи из Западной Европы называются «екке», а смешанные пары из Израиля женятся на Кипре вовсе не потому, что там якобы более либеральный раввинат.

Роман Сафонова любопытно читать в том случае, если вы не смотрели «Мюнхен» или уже успели его подзабыть. Они похожи и в целом, и в частностях. И там, и там события излагаются в определенном ракурсе – с акцентом на командире группы, его семье и его душевных терзаниях. И там, и там главным катализатором действия становится могущественная французская группировка, сохраняющая нейтралитет и поставляющая «информацию и услуги за умеренную плату». И там, и там зритель/читатель может только дивиться потрясающему непрофессионализму спецагентов. Есть, впрочем, и ряд различий. Как фактических, но мелких, непринципиальных для неспециалиста, так и гораздо более существенных, художественных. Если Спилберг создает психологически достоверных героев и заявляет некоторую экзистенциальную проблематику, вроде дурной бесконечности мести или выбора между долгом и преступлением, то Сафонов все делает вполсилы. Персонажи у него одномерны, как картонные дурилки, сюжетные ходы не доведены до конца, а на последних страницах вместо выхода на вечные вопросы герои демонстрируют запредельную инфантильность своих героев и заканчивает в жанре «догадался Штирлиц»: «Авнер остановился. Внезапно он все понял. – Так это была месть? Да? Но ведь это же тупик!» Воистину тупик.

Давид Гарт

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru