[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2007 ИЯР 5767 – 5 (181)

 

ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ДОЛЖНЫ ПОКРЫВАТЬ ГОЛОВУ?

Гедалья Аксельрод

Характерным признаком одежды еврея, многократно воспетым в литературе разных времен и народов, является головной убор. Архетип еврея включает эту примету его облика как обязательную. Тем не менее, несмотря на столь широкое, можно сказать, повсеместное распространение мнения о необходимости для еврея головного убора, ни в тексте Торы, ни в книгах пророков вы не найдете предписания покрывать голову.

 

С точки зрения буквы закона совершенно не принципиально, чем будет покрыта голова. Но религиозные евреи с этой целью носят кипу – матерчатый головной убор. Кипа символизирует принадлежность к еврейству, к определенной общности людей. Надевая кипу, еврей декларирует принятие на себя определенных обязанностей и стандартов поведения. На идише кипу называют «ярмолке» (по-русски «ермолка»); это слово, по мнению многих лингвистов, возникло в результате слияния двух ивритских слов: ярей Малка («боящийся Царя»).

В Талмуде, в трактате Кидушин (33а) рассказывается об эпизоде с участием Равины: «Равина сидел перед равом Ирмияу из Дифти, и прошел перед ним один человек с непокрытой головой. Заметил Равина: “Насколько же нагл этот человек!”, на что рав Ирмияу ответил: “Может быть, он из Маты-Махсейи, где мудрецы Торы выглядят вольно”».

На первый взгляд отсюда следует, что в принципе мужчине не запрещается ходить с непокрытой головой. Равину возмутило лишь то, что упомянутый в рассказе человек проявил неуважение к мудрецам Торы, появившись перед ними с непокрытой головой. А из ответа рава Ирмияу становится понятно, что если этот человек – из Маты-Махсейи, то он привык показываться в таком виде перед мудрецами и в этом не следует видеть особенной дерзости. Заметим, ни тот ни другой не упомянули, что был нарушен запрет ходить с непокрытой головой. Однако этот рассказ можно понять и иначе: ходить с непокрытой головой запрещено, но Равина не упомянул об этом запрете, потому что акцентировал более серьезный проступок, а именно подчеркнутое проявление неуважения к мудрецам Торы. Рав Ирмияу из Дифти, однако, нашел оправдание для этого человека и ответил, что если он из города Маты-Махсейи, то в его поведении нет ничего особенного. Тем не менее в трактате Софрим (14:15) говорится, что в синагоге, не покрыв голову, нельзя ни читать Тору, ни вести общественную молитву, ни благословлять народ, если речь идет о коэне.

 

В трактате Кидушин (31а) воздается хвала раву Гуне, сыну рабби Иеошуа, который за всю свою жизнь не прошел расстояния в четыре локтя с непокрытой головой. А в трактате «Шабос» (118б) рассказывается, что сам рав Гуна считал особой своей заслугой то, что он никогда не обнажал голову, объясняя это так: «Б-жественное присутствие (Шхина) у меня над головой». Некоторые кодификаторы законов Торы выводят отсюда, что обычай покрывать голову является проявлением особого благочестия.

В Талмуде (Шабос, 156б) рассказывается также история о рабби Нохуме бар Ицхоке, происшедшая с ним в детстве: «Одной женщине астрологи предсказали: “Твой сын станет вором, если не покроет голову”. Она попросила сына: “Покрой голову, ибо так будет в тебе страх пред Небесами, да молись, чтоб не возобладало над тобою злое начало!” Истинную причину, однако ж, она скрыла от него. И вот однажды, сидя под финиковой пальмой, принадлежавшей другому человеку, сын, как обычно, занимался учением. Внезапно накидка, покрывавшая его голову, соскользнула, и он обратил внимание на сочные плоды над собой и не устоял перед соблазном отведать чужое. Аппетит взыграл, он вскарабкался по стволу и перекусил финиковую гроздь зубами».

Рамбам («Законы о качествах характера», 5:6) пишет: «Ученики мудрецов ведут себя чрезвычайно скромно, не унижают себя и не обнажают своей головы». Следовательно, по его мнению, требование покрывать голову связано с понятием благочестивой скромности. Такого же мнения придерживается рабби Шнеур-Залман из Ляд в своем «Шулхан Орухе» (вариант второй, 2:6): «В дни Талмуда, когда большей части народа было привычно преодолевать даже большие расстояния с непокрытой головой из-за жары, существовал благочестивый обычай: не проходить четырех локтей с непокрытой головой. А сейчас, в наше время, когда всеобщий обычай – постоянно покрывать голову, запрещается ходить и даже сидеть с непокрытой головой, согласно принципу скромности. Ибо обнажение головы подобно обнажению той части тела, которая должна быть прикрыта. И также малолетним детям следует покрывать голову, а евреи – святые – остерегаются обнажить голову из-за нарушения принципа скромности. Однако если кладут руку на голову, чтобы покрыть ее, этого достаточно; только нельзя тогда упоминать Имя Небес».

Рабби Довид а-Леви (Таз) в своем комментарии к «Шулхан Оруху» приводит еще один довод. После того как у неевреев стало нормой ходить с обнаженной головой, для евреев покрывать голову стало законом (так как евреям запрещено перенимать нееврейские обычаи).

Слова рабби Гуны о том, что Шхина находится над его головой, соответствуют тому месту в «Зоаре» (ч. 3, 187а), где маленький мальчик комментирует стих из Коэлес (2:14): «Мудрец – глаза его на его голове». «А где же еще могут быть глаза человека? – спрашивает ребенок и отвечает: – Но смысл этого стиха таков. Учили мы: да не пройдет человек с непокрытой головой четыре локтя. Почему? Из уважения к Шхине, которая покоится над его головой. А у каждого мудреца глаза его на голове – устремлены на то, что находится над его головой. И поэтому царь Шломо воскликнул (Коэлес, 9:8): “И масла на твоей голове да не убудет!” – ибо пламя Шхины над головой человека нуждается в масле, а оно – добрые дела. И теперь понятно, почему у мудреца “глаза его на его голове”» (см. также Тания, ч. 1, гл. 35). Рамбам пишет в «Путеводителе заблудших» (ч. 3, гл. 52): «Величайшие из мудрецов избегали обнажать голову, поскольку Шхина прикрывает и защищает ее».

Из «Зоара» и со слов Рамбама следует, что запрет ходить с непокрытой головой не является только лишь проявлением особого благочестия. Смысл его в том, что Шхина находится над головой еврея, защищает и прикрывает его голову, поэтому можно сделать важный вывод касательно нормы покрытия головы: какая именно ее часть должна быть прикрыта головным убором. Очевидно, прикрыта должна быть большая часть головы – а не так, как у некоторых современных молодых людей, которые надевают кипу как раз на то место, на которое евреи возлагают головной тфилин: на место «родничка» у младенца. Очевидно, если причиной ношения головного убора является уважение к Шхине, пребывающей над евреем, то прикрывать следует именно самое высокое место на голове – то место в середине ее, от которого волосы разделяются в разных направлениях. Особенно ясно видно, что темя – это высшая точка на голове человека, при взгляде на сидящего, который слегка наклонил голову вперед. И если это место, центральное на голове, не покрыто, то считается, что еврей ходит с обнаженной головой. Но и прикрывать одно только темя недостаточно: как было сказано, требуется покрывать большую часть головы.

Подведем итоги: есть две точки зрения на сущность запрета «ходить с непокрытой головой». Часть законоучителей считают, что этот запрет связан с указанием Торы (и эта точка зрения находит поддержку в словах «Зоара»); другая часть того мнения, что буква закона не запрещает ходить с обнаженной головой, но покрытие ее суть проявление благочестия (этого взгляда придерживается, в частности, рабби Шнеур-Залман из Ляд).

Все комментаторы сходятся на том, что существует запрет подражать обычаям неевреев, и поэтому теперь, когда у народов мира принято ходить с обнаженной головой, евреи обязаны покрывать голову уже по букве закона Торы. Впрочем, возможно, это относится только к тем странам, где большинство населения христиане. Если же еврей не покрывает голову в нехристианской стране, он не нарушает запрета подражать неевреям, поскольку последний не подразумевает требования покрывать голову.

Поскольку обычай покрывать голову стал обязательным предписанием и нормой, то запрещается входить с непокрытой головой в синагогу, а также произносить благословения. Исполнение любой из заповедей с непокрытой головой – это выражение пренебрежения к заповеди. Поэтому, например, запрет входить в сукко с обнаженной головой является законом Торы, а не проявлением благочестия.

Надо особо подчеркнуть, что не любое покрытие головы является верным с точки зрения еврейского закона: должна быть покрыта большая часть головы – от лба до затылка. Во всяком случае, площадь непокрытой части головы должна быть заметно меньше площади покрытой. Если же темя оставляют обнаженным, покрывая другую часть головы (например, место «родничка» у младенца), то заповедь считается неисполненной.

В наше время покрывать голову кипой стало проявлением не только святости, но и национальной гордости, знаком причастности к еврейскому народу. Ведь в нашей традиции, пожалуй, это единственное общепризнанное отличие еврейской одежды.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru